Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:31, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.ков

Файлы: 1 файл

Дипломка11111111.docx

— 108.76 Кб (Скачать)

 

 Основная часть занятия  занимает большую часть времени  (до 3/4) и по своему содержанию  представляет реализацию соответствующего  этапа коррекционной программы.  Например, на первом этапе программы  родители знакомятся с правилами  функционирования тренинговой группы, с принципом безусловного принятия ребенка; получают представляют представление о характеристиках педагогического и психологического общения и т.д.

 

 Заключительная часть  ставит своей целью снятие  у родителей эмоционального возбуждения  и рефлексию содержания занятия  каждым участником в отдельности  и всей группы в целом обсуждение  домашнего задания. Обсуждение  итогов занятия проводится в  кругу в форме беседы по  вопросам, позволяющим обмениваться  впечатлениями и мнениями. Вопросы  могут быть типа: «что понравилось  и что не понравилось; почему»,  «что мешало выполнять задание  сегодняшнего занятия», «что было  особенно трудно выполнить и  почему» и т.п.

 

 Домашнее задание является  обязательным на каждом занятии  и используется как элемент  метода педагогической формы  поведенческого тренинга. Оно имеет  характеристику практических рекомендаций  и заданий, касающихся способов  взаимодействия родителей с детьми. Представление домашнего задания  – устный рассказ родителей  о результатах своих воспитательных  усилий, осуществляемый в начале  или в конце занятия. В некоторых  случаях (в зависимости от цели  занятия) – в основной части  занятия.

 

 При составлении материала  для домашних заданий, учитываются  программные задачи, тематика развивающе-коррекционных занятий; подбираются вопросы, упражнения, иллюстрации, стихи, соответствующие возрасту детей. Домашние задания выполняются последовательно после каждой встречи детей с педагогом-психологом. Это позволяет организовать взаимодействие всех участников педагогического процесса (воспитателей, детей и их родителей, педагога-психолога), заинтересовать дошкольников, стимулировать их познавательную и творческую активность.

 

 Ритуал прощания может  проводится в нескольких вариантах:

 

I. Вербальное и невербальное  выражение позитивных чувств  участников друг другу;

 

II. Через специальные упражнения  и игры (ромашка, записки и сигнал).

 

 Методика – репетиция  поведения: участникам демонстрируется  модель неэффективного и оптимального  поведения в какой-либо ситуации  межличностного общения, Затем  происходит моделирование этого  поведения с помощью ролевой  игры в группе и апробация  нового поведения через выполнение  домашнего задания.

 

 – Метод проигрывания  ситуации взаимодействия с ребенком; анализ ситуации, поступков, действий  родителей и детей, их коммуникаций  в решении проблем» Метод основан  на составлении реестра этих  поступков и их классификация  на положительные и отрицательные  с последующей характеристикой  поведения в одной и той  же ситуации родителей, принимающих  и не принимающих своего ребенка.

 

 – Метод анализа  коммуникаций «ребенок – родитель»  при решении проблем ребенка.  Подбираются примеры на различные  варианты:

 

1. ребенок – родитель  – проблема (проблема ребенка,  родители – препятствие в ее  решении);

 

2. родитель – ребенок  – проблема (проблема родителя, родитель  – препятствие к ее решению);

 

3. ребенок – проблема (проблема ребенка, это только  его проблема);

 

4. родитель – проблема (проблема родителя, это только  его проблема, ребенок не учитывается);

 

 – Метод анализ ситуации  «Как помочь ребенку решить  проблему?»

 

 Психолог в ходе  анализа должен подвести родителя  к правильному подходу: пассивное  слушание (прояснение проблему); активное  слушание (декодирование чувств  ребенка); обучение ребенка анализу  проблемы и поиску ее решения.

 

 – Метод конгруэнтной  коммуникации в системе отношений  взаимодействия «ребенок – взрослый»  базируется на идеях и принципах  гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Дрейкус). Метод строится на следующих принципах организации эффективного общения: Во-первых, любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление степени самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа «Я». Во-вторых, коммуникация должна строится как безоценочная, т.е. необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка, ставить диагноз, «навешивать ярлыки», делать негативные прогнозы на будущее ребенка. В-третьих, основной акцент в конгруэнтной коммуникации падает на отражение эмоциональных компонентов активности и деятельности ребенка. В-четвертых, взрослый в коммуникативном акте должен стать инициатором предложения кооперации и сотрудничества с ребенком в разрешении проблемных ситуаций.

 

 Реализация намеченных  принципов требует использования  ряда коммуникативных техник: техники  эмпатического («активного») слушания, техники использования «Я-высказываний» и техники разрешения конфликтных ситуаций. Техника активного слушания включает невербальные и вербальные компоненты. К невербальным относятся:

 

 установление перцептивного контакта с ребенком – позиция лицом к лицу; визуальный контакт на уровне глаз; заинтересованность во взгляде взрослого;

 

 теплая улыбка взрослого;

 

 ласковая, мягкая интонация,  умеренная громкость голоса и  средняя скорость речи;

 

 дистанция в пространстве  между ребенком и взрослым  в пределах 50–70 см.

 

 К невербальным компонентам  коммуникации можно отнести невмешательство  в активность и деятельность  ребенка, молчаливое, заинтересованное  слушание.

 

 Вербальные формы выражения  эмпатии включают повторение высказываний ребенка и перефразирование, предполагающее более полное и углубленное описание чувств и переживаний ребенка взрослым, по сравнению с исходным высказыванием.

 

 Техника «Я – сообщения  (высказывания)» основана на уровне  языка и на уровне чувств, «Я  – сообщение» – сообщение,  когда человек напрямую говорит  о том, что он чувствует без  личностных оценок факта случившегося. Во-первых – сообщение о своих  чувствах, Во-вторых – описание  факта случившегося.

 

 Полная структура «Я  – высказывания» включает четыре  компонента: описание чувств и  эмоций взрослого характера поведения  ребенка или ситуации, вызывающей  эти чувства, описание причин  возникновения аффективной реакции,  указание возможным результатов и следствий продолжения поведения ребенка.

 

 – Метод обсуждения  и разыгрывания ситуаций «Идеальный  родитель и ребенок» глазами  родителя и ребенка. Навыки  декодирования чувств ребенка,  эффективного вербального общения  отрабатываются в специальных  тренировочных упражнениях. Например: упражнение «уговаривание» –  уговорить ребенка что-нибудь  сделать методом перефразирования. Роль ребенка выполняет кто-либо из взрослых участников тренинга. Его задача: отказаться любыми путями от предложений родителя, используя слово «если»…

 

 – Метод групповой  дискуссии позволяет вызвать  индивидуальные стереотипы воспитания, повышает психолого-педагогическую  грамотность родителей, их общую  сензитивность к ребенку, его проблемам.

 

 Темы для обсуждения, используемые в групповой работе  с родителями:

 

1. «Роль родительских  ожиданий» (что хотят родители  от детей, какими они видят  их в будущем).

 

2. Что должны дать родители  детям, и что дети должны  дать родителям (обсуждение цели  и сути воспитания, Сводится ли  воспитание к обучению или  это общение?)

 

3. Неадекватные аффекты  в отношениях с детьми (эмоциональные  счеты к ребенку, границы требований  и контроля за поведением ребенка).

 

4. «Как мы наказываем  детей» (способы наказания: эффективные  и неэффективные)

 

5. Стереотипы взаимодействия  с детьми (вербальное и невербальное  общение с ребенком)

 

6. Наши конфликты с  детьми (причины и источники конфликта,  способы их разрешения, обоюдно  выигрышная позиция в конфликте)

 

7. «Знать и понимать  ребенка или что означает правильный  подход к ребенку» (Возрастные  особенности нервной системы  и поведения детей в период 5 ти летнего и 6 ти летнего возраста; чему учить, что требовать и чего не стоит делать в этом возрасте, Связь типа нервной системы ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) и типа реагирования с характером предъявляемых взрослым требований или устанавливаемых целей воспитания). Т.о. ряд групповых дискуссий и практических упражнений может помочь родителям обнаружить источник их неверных убеждений, понять, что некоторые взгляды должны со временем меняться.

 

 

 Таблица 1 – Тематический  план занятий коррекционной программы

№ занятия 

Цель 

Краткое содержание 

Упражнения

 

Первый этап – ориентированный (занятия)

 

№1 

Знакомство:

 

– снижение эмоционального напряжения;

 

– создание положительного эмоционального настроения;

 

– инвентаризация проблем. 

Знакомство с группой; формирование взаимного доверия.

 

Освоение правил функционирования группы.

 

Знакомство с принципом  безоценочного принятия.

 

Инвентаризация проблем, которые возникают с детьми в  процессе общения.

 

Обсуждение проблем по вопросам.

 

Упражнения.

 

Обмен впечатлениями 

Игра «Знакомство –  имя»

 

Упражнение «Идеальный родитель и ребенок»

 

№2 

 

Представление об особенностях развития личности ребенка и причинах возникновения эффекта непослушания.

 

Способствовать осознанию  собственных стереотипов в воспитании ребенка. Обсуждение проблем по вопросам.

 

Упражнение «Смена ролей».

 

Обсуждение и обмен  чувствами. 

Упражнение «Ассоциации»

 

Упражнение «Я рад(а)»

 

«Поводырь и слепец»

 

Упражнение «Смена ролей»

 

Упражнение «Дерево»

 

Упражнение «Восковая  палочка»

 

Второй этап – объективирование трудностей

 

№3 

– эмоциональное отреагирование родителями чувств и переживаний связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия с детьми;

 

– формирование продуктивного  образа родителя и ребенка;

 

– обучение умению принимать  во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях;

 

– тренаж эффективных речевых  сообщений родителей, адресованных ребенку;

 

– диагностика внутриличностных и межличностных проблем 

Обучение родителей навыкам  расслабления, успокоения и саморегуляцию через выполнение серии упражнений.

 

Обучение умению слушать  партнера по общению.

 

Осознание «дистанции» в  воспитании ребенка.

 

Обобщение предыдущих упражнений.

 

Заполнение таблицы «Сам и вместе с ребенком» 

Упражнение «Озеро покоя»

 

Упражнение «Снятие напряжения в 12 типах»

 

Упражнение «Мое самое  спокойное место»

 

Упражнение «Вселенная»

 

Упражнение «Истинные  и ложные утверждения» Упражнение «Ты  – сообщения»

 

Упражнение «Позиция сверху и снизу»

 

Упражнение «Соперничество»

 

№4 

– диагностика уровня восприятия чувств ребенка в коммуникации.

 

– обучение способам активного  слушания.

 

– обучение навыку декодирования  чувств ребенка 

Разбор контрольных ситуаций взаимодействия с ребенком.

 

Правила поведения диалога  по способу активного слушания.

 

Отработка навыка ведение  «активного» диалога.

 

Заполнение таблицы «Восприятие  чувств ребенка».

 

Обмен мнениями и чувствами  о ходе занятия. После её заполнения проводится анализ уровня восприятия родителями чувств ребенка.

 

Ответы на вопросы родителей 

Упражнение «Я прав»

 

Упражнение «Передача  хлопков по кругу»

 

Упражнение «Восприятие  чувств ребенка»

 

№5 

– определение эффективности  речевых сообщений родителей, адресованных детям;

 

– реконструкция коммуникаций между родителями и детьми;

 

– отработка навыка декодиро-вания чувств ребенка. 

Психологическая разминка (напряжение – расслабление).

 

Обсуждение.

 

Знакомство с типами типичных способов коммуникации родителей с  детьми.

 

Разрывание коммуникативных  установок по схеме.

 

Работа с таблицей 

Игра «Восковая палочка»

 

Третий этап – реконструктивно-формирующий

 

№6 

– обучение способам выхода из конфликтных ситуаций;

 

– дальнейшее осознание собственных  чувств и установок по отношению  к ребенку;

 

– обучение вербальным и  невербальным способам эффективного самовыражения;

 

– расширение сферы осознания  чувств и переживаний и конгруэнтности поведения 

Обучение способам «Я –  сообщения». Тренажер конгруэнтных вербальных и невербальных сообщений

 

Правило «Я – сообщения» и «Ты – сообщения».

 

Тренинг эффективного вербального  общения в коммуникации родитель – ребенок.

 

Заполнение таблицы «Я – сообщения».

 

Тренажер выражения конгруэнтных эмоций, чувств, поведения и «Я –  сообщений».

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников