Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:31, дипломная работа
Актуальность. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.ков
Основная часть занятия
занимает большую часть
Заключительная часть
ставит своей целью снятие
у родителей эмоционального
Домашнее задание является
обязательным на каждом
При составлении материала
для домашних заданий,
Ритуал прощания может проводится в нескольких вариантах:
I. Вербальное и невербальное выражение позитивных чувств участников друг другу;
II. Через специальные упражнения и игры (ромашка, записки и сигнал).
Методика – репетиция
поведения: участникам
– Метод проигрывания
ситуации взаимодействия с
– Метод анализа
коммуникаций «ребенок –
1. ребенок – родитель – проблема (проблема ребенка, родители – препятствие в ее решении);
2. родитель – ребенок – проблема (проблема родителя, родитель – препятствие к ее решению);
3. ребенок – проблема (проблема ребенка, это только его проблема);
4. родитель – проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается);
– Метод анализ ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?»
Психолог в ходе
анализа должен подвести
– Метод конгруэнтной
коммуникации в системе
Реализация намеченных
принципов требует
установление перцептивного контакта с ребенком – позиция лицом к лицу; визуальный контакт на уровне глаз; заинтересованность во взгляде взрослого;
теплая улыбка взрослого;
ласковая, мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи;
дистанция в пространстве между ребенком и взрослым в пределах 50–70 см.
К невербальным компонентам
коммуникации можно отнести
Вербальные формы выражения эмпатии включают повторение высказываний ребенка и перефразирование, предполагающее более полное и углубленное описание чувств и переживаний ребенка взрослым, по сравнению с исходным высказыванием.
Техника «Я – сообщения
(высказывания)» основана на
Полная структура «Я
– высказывания» включает
– Метод обсуждения
и разыгрывания ситуаций «
– Метод групповой
дискуссии позволяет вызвать
индивидуальные стереотипы
Темы для обсуждения,
используемые в групповой
1. «Роль родительских ожиданий» (что хотят родители от детей, какими они видят их в будущем).
2. Что должны дать родители
детям, и что дети должны
дать родителям (обсуждение
3. Неадекватные аффекты
в отношениях с детьми (эмоциональные
счеты к ребенку, границы
4. «Как мы наказываем
детей» (способы наказания:
5. Стереотипы взаимодействия с детьми (вербальное и невербальное общение с ребенком)
6. Наши конфликты с
детьми (причины и источники
7. «Знать и понимать
ребенка или что означает
Таблица 1 – Тематический
план занятий коррекционной
№ занятия
Цель
Краткое содержание
Упражнения
Первый этап – ориентированный (занятия)
№1
Знакомство:
– снижение эмоционального напряжения;
– создание положительного эмоционального настроения;
– инвентаризация проблем.
Знакомство с группой; формирование взаимного доверия.
Освоение правил функционирования группы.
Знакомство с принципом безоценочного принятия.
Инвентаризация проблем, которые возникают с детьми в процессе общения.
Обсуждение проблем по вопросам.
Упражнения.
Обмен впечатлениями
Игра «Знакомство – имя»
Упражнение «Идеальный родитель и ребенок»
№2
Представление об особенностях
развития личности ребенка и причинах
возникновения эффекта
Способствовать осознанию
собственных стереотипов в
Упражнение «Смена ролей».
Обсуждение и обмен чувствами.
Упражнение «Ассоциации»
Упражнение «Я рад(а)»
«Поводырь и слепец»
Упражнение «Смена ролей»
Упражнение «Дерево»
Упражнение «Восковая палочка»
Второй этап – объективирование трудностей
№3
– эмоциональное отреагирование родителями чувств и переживаний связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия с детьми;
– формирование продуктивного образа родителя и ребенка;
– обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях;
– тренаж эффективных речевых сообщений родителей, адресованных ребенку;
– диагностика внутриличностных и межличностных проблем
Обучение родителей навыкам расслабления, успокоения и саморегуляцию через выполнение серии упражнений.
Обучение умению слушать партнера по общению.
Осознание «дистанции» в воспитании ребенка.
Обобщение предыдущих упражнений.
Заполнение таблицы «Сам и вместе с ребенком»
Упражнение «Озеро покоя»
Упражнение «Снятие напряжения в 12 типах»
Упражнение «Мое самое спокойное место»
Упражнение «Вселенная»
Упражнение «Истинные и ложные утверждения» Упражнение «Ты – сообщения»
Упражнение «Позиция сверху и снизу»
Упражнение «Соперничество»
№4
– диагностика уровня восприятия чувств ребенка в коммуникации.
– обучение способам активного слушания.
– обучение навыку декодирования чувств ребенка
Разбор контрольных ситуаций взаимодействия с ребенком.
Правила поведения диалога по способу активного слушания.
Отработка навыка ведение «активного» диалога.
Заполнение таблицы «
Обмен мнениями и чувствами о ходе занятия. После её заполнения проводится анализ уровня восприятия родителями чувств ребенка.
Ответы на вопросы родителей
Упражнение «Я прав»
Упражнение «Передача хлопков по кругу»
Упражнение «Восприятие чувств ребенка»
№5
– определение эффективности речевых сообщений родителей, адресованных детям;
– реконструкция коммуникаций между родителями и детьми;
– отработка навыка декодиро-вания чувств ребенка.
Психологическая разминка (напряжение – расслабление).
Обсуждение.
Знакомство с типами типичных способов коммуникации родителей с детьми.
Разрывание коммуникативных установок по схеме.
Работа с таблицей
Игра «Восковая палочка»
Третий этап – реконструктивно-формирующий
№6
– обучение способам выхода из конфликтных ситуаций;
– дальнейшее осознание собственных чувств и установок по отношению к ребенку;
– обучение вербальным и невербальным способам эффективного самовыражения;
– расширение сферы осознания чувств и переживаний и конгруэнтности поведения
Обучение способам «Я – сообщения». Тренажер конгруэнтных вербальных и невербальных сообщений
Правило «Я – сообщения» и «Ты – сообщения».
Тренинг эффективного вербального общения в коммуникации родитель – ребенок.
Заполнение таблицы «Я – сообщения».
Тренажер выражения