Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:31, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.ков

Файлы: 1 файл

Дипломка11111111.docx

— 108.76 Кб (Скачать)

 

 Основной задачей психокоррекции в детской игровой группе является устранение искажений в психическом развитии ребенка, перестройка уже неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода, развития и воссоздание полноценных, обновленных контактов ребенка с миром. Решение этих задач возможно в той мере, в какой психологу удается дать ребенку в концентрированной, сгущенной форме опыт полноценной, яркой, поистине свободной и развивающей жизнедеятельности. Поскольку игра для дошкольников это не только наиболее естественная, но и ведущая развитие форма деятельности, в русле которой формируются все основные новообразования, использование игры в качестве основного рычага коррекционной работы представляется наиболее целесообразным.

 

 В процессе игровой коррекции решаются следующие конкретные задачи: у ребенка вызываются новые формы переживаний, воспитываются чувства по отношению к взрослому, к сверстникам, к самому себе, формируется адекватное отношение к себе и другим, повышается уверенность в себе, развиваются и обогащаются приемы общения со сверстниками, отрабатываются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности. Дети получают крайне необходимый для их эмоционального благополучия опыт новых отношений со взрослым и сверстниками, отношений, основанных на уважении и признании самостоятельности и самоценности детей.

 

 В процессе игровой  коррекции используются специально  разработанные приемы и методы  игровых занятий, содержание которых  соответствует коррекционным задачам.  На занятиях детям предлагается  большой набор сюжетно-ролевых  игр, специальные игры-драматизации, в ходе которых реализуется  прием сенсибилизации страхов,  используются игры, содействующие  достижению эмоциональной децентрации, снимающие барьеры в общении.

 

 Для понимания специфичности  использования игры коррекционных  занятиях следует иметь в виду, что каждая игра полифункцнональна. Это означает, что при ее применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – растормаживающим и тонизирующим, а для третьего – обучения коллективным отношениям.

 

 Наряду со специальными  играми большое значение в  коррекции приобретают специальные  приемы неигрового типа. Они служат  целям повышения сплоченности  группы, развитию у детей навыков  общения в коллективе, развивают  способность к эмоциональной децентрации, продуцируют разнообразные чувства и создают навыки адекватного выражения эмоций.

 

 Основная задача психокоррекции семейных отношений и семейного воспитания на родительском семинаре состоит в расширении знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и психологических законах развития ребенка. Вместе с тем на семинарах не только повышается информированность, но и начинает происходить гланошения людей к семейной жизни и задачам воспитания. Супруги учатся воспринимать друг друга более адекватно: у них меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра воспитательных приемов, которые потом апробируются в повседневной жизни.

 

 Психологическое воздействие  в методике родительского семинара  заключается в апелляции к  когнитивным и поведенческим  аспектам семейных отношений,  главной «мишенью» коррекции  становится самосознание родителей,  система социально-перцептивных стереотипов, а также реальные формы взаимодействия в семье. На семинаре родители вовлекаются в обсуждение и, главное, осмысливание своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

 

 Основной задачей психологической  коррекции в родительских группах  является изменение неадекватных  родительских позиций, улучшение  стиля воспитания, расширение осознанности  мотивов воспитания в семье,  оптимизация форм родительского  воздействия в процессе воспитания  детей.

 

 Коррекция в родительской  группе предполагает реконструкцию  эмоциональных аспектов семейного  взаимодействия, работу в зоне  бессознательных психических явлений,  в сфере неосознаваемых пластов  супружеских и родительских отношений.

 

 Особое внимание уделяется коррекции эмоциональных основ воспитания, что в итоге создает общий поддерживающий и тонизирующий эффект, повышающий уверенность участников группы в своих родительских ролях, в своих воспитательных возможностях, усиливает способность родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир друг друга и своего ребенка, возрастает взаимопонимание между супругами решении задач семейного воспитания.

 

 Групповая форма работы  создает оптимальные условия  для конструктивной переработки,  переосмысливания личностных проблем  ее участниками, а также формирует  эмоциональное переживание проблем  и конфликтов на более высоком  уровне, создает условия для формирования  новых, более адекватных форм  эмоционального реагирования и  поведения в целом, вырабатывает  ряд специальных навыков, прежде  всего в сфере межличностного  общения. Следует отметить, что  методики работы в родительской  группе во многом сходны с  теми, которые используются в  других формах групповой работы, вместе тем специфика родительской  группы требует модификации ряда  методических приемов.

 

 Основной метод формирования  группы как целого интеракционный, иными словами – создание специфических групповых норм и правил поведения, акцентирование обратной связи при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения. Значительно большее место таких группах уделяется истории семьи в целом и истории жизни ребенка, воспитывающегося в данной семье.

 

 Широко используются  игровые приемы: разыгрываются ситуации  взаимодействия с детьми в  семье, ситуации поощрения и  наказания, отрабатываются некоторые  приемы общения с детьми. В  родительских группах также используются  приемы психогимнастики и способы невербального взаимодействия (наиболее часто применяемые в групповой работе). Эти прием в родительской группе переосмысливаются и применяются не только как способы развития и оптимизация эмоциональных и перцептивных аспектов общения, и как способы взаимодействия и межличностного восприятия своих детей и детей вообще. Один цикл групповых занятий состоит обычно из 10–12 занятий. В начале и в конце цикла занятий с родителями проводятся совместные занятия родителей с детьми. Таким образом, основным содержанием групповых занятий является обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного общения и особенностей взаимодействия с ребенком, занятия включают также психогимнастические приемы, ролевые игры и различные варианты социометрических методик.

 

 На формирующем этапе  эксперимента, который проводился  в течение 8 недель с 25.02.2010 по 22.03.2010 года, предложена программа  коррекции детско-родительских отношений.

 

 Главной целью предполагаемой  программы является перестройка  неэффективных стереотипов поведения  и общения родителей с детьми, которые мешают их нормальному  взаимодействию».

 

 Занятия необходимо  проводить 1 раз в неделю, в  течение 4 часов. Весь курс составляет 8 занятий.

 

 Задачи программы:

 

1. Сформировать представление  об основных компонентах двустороннего  общения.

 

2. Научить родителей реагировать  на неприемлемые с их точки  зрения формы поведения детей  с помощью высказываний, ограниченных  только выражением своих чувств.

 

3. Помочь родителям осознать  значение собственного поведения  и своих чувств для ребенка, и изменить восприятие собственного ребенка.

 

4. Развивать способность к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми (умение контролировать свои эмоции и их внешнее проявление, способность к эмпатии и идентификации в процессе межличностного взаимодействия.

 

5. Научить родителей конструктивным  способам выхода из конфликтных  ситуаций.

 

6. Ознакомить родителей  с основными особенностями развития  личности дошкольника и причинами  возможных отклонений в поведении.

 

 Результатом программы  должно стать построение каждым  участником определенной модели  оптимальных взаимоотношений с  детьми, позволяющей расширить и  укрепить позитивные контакты  родителей с детьми путем повышения  их сензитивности к детским переживаниям, приобщения родителей к базовым знаниям о потребностях и поведении детей; развития навыков коммуникации в процессе межличностного общения.

 

 Программа включает  три основных этапа, различающихся  по своим задачам и продолжительности:

 

I этап – ориентировочный  (2 занятия);

 

II этап – объективирование трудностей (3 занятия);

 

III этап – реконструктивно-формирующий  (3 занятия);

 

IV этап – обобщающе-закрепляющий.

 

 В начале и в конце  цикла занятий проводятся совместные  занятия родителей с детьми  с целью диагностики и коррекции  нарушений детско-родительских взаимоотношений.  Специфическими эффектами участия  родителей в данной программе  являются повышение их сензитивности к чувствам и переживаниям детей на основе более адекватного представления о детских возможностях, ликвидация психолого-педагогической некомпетент-ности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком, осложнение жесткого контроля со стороны родителей и навязывания ими своей воли.

 

 Неспецифические эффекты:  получение родителями информации  о восприятии семейной ситуации  ребенком; коррекция некоторых личностных  особенностей характера (тревожность,  доминантность, неуверенность, неспособность владеть собственными чувствами).

 

 Основная форма занятий  по данной программе когнитивно-поведенческий тренинг. Работа педагога-психолога в тренинговой группе обусловлена тем, что программа коррекции детско-родительских отношений сочетает ряд общепедагогических и психокоррекционных методов. А также тем, что работа в группе создает условия воздействия в системе межличностных отношений на ее участников и способствует развитию у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия с другими людьми.

 

 Для успешной реализации  целей и задач программы работа  на занятиях строится с опорой  на следующие принципы организации  когнитивно-поведенческого тренинга:

 

1) Принцип групповой работы: вся работа и все выводы  делается совместно.

 

 2) Принцип последовательности в выстраивании процедур по усвоению и отработке новых, более эффективных, по сравнению со старыми, форм поведения (сначала участникам группы демонстрируется образец этого поведения и организуется его обсуждение, затем ведущий дает подробную инструкцию с выделением основных компонентов для эффективного выполнения демонстрируемого образца, и только потом включаются практические упражнения по закреплению и отработке новых навыков поведения).

 

3) Принцип постоянной  обратной связи, т.е. непрерывное  получение информации от других  членов группы, анализирующих результаты  выполнения упражнений. Благодаря  этому каждый участник может  корректировать свое последующее  поведение, заменяя старые неудачные  способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Для этого на занятиях создаются условия, обеспечивающие готовность участников говорить другим о них самих и слушать мнение о себе.

 

4) Принцип добровольного  участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях  и упражнениях, Взрослый должен  иметь естественную заинтересованность  в изменениях своего отношения  в ходе работы, т, к, принудительно личностные изменения поведения в положительном смысле, как правило, не происходят.

 

5) Принцип самостоятельности:  формирование у родителей уверенности  в себе через «ежедневное выспрашивание» (анализ) чувств, состояний.

 

6) Принцип практической  направленности: формирование и  отработка навыков и умений  эффективного взаимодействия с  детьми,

 

7) Принцип компетентности  в вопросах власти и авторитета  человеческих отношений: родители  узнают о тех издержках, которые  подстерегают их на пути попустительства  и авторитарности. Учатся новому  способу взаимодействия на основе  субъект-субъектных недирективных отношений в процессе выполнения отдельных упражнений и участия в дискуссиях на определенные темы.

 

 Каждое занятие, независимо  от коррекционного этапа программы  и его конкретного содержания  включает три части: вводную  (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько  самостоятельных задач, определяющих  ее содержание.

 

 Вводная часть ставит  своей целью подготовить участников  группы к непривычной для них  форме тренинга: подчеркивается  необходимость говорить по очереди,  слушать друг друга, не перебивая;  а также создать позитивный  настрой на занятие, обеспечить  эмоциональное отреагирование и информировать участников о содержании предстоящей работы. Для решения этих задач выполняются упражнения и игры на психологический «разогрев» и на снятие эмоционального напряжения: слушание музыки, дыхательная гимнастика, элементы саморегуляции.

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников