Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:31, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.ков

Файлы: 1 файл

Дипломка11111111.docx

— 108.76 Кб (Скачать)

 

 Благополучие человека  в семье переносится и на  другие сферы взаимоотношений  (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе) и напротив, конфликтная обстановка  в семье, отсутствие душевной  близости между ее членами  часто лежат в основе дефектов  развития и воспитания. Есть семьи,  в которых старшие стремятся  не столько «формировать» личность  ребенка, дисциплинировать его,  сколько помогать его индивидуальному  развитию, добиваясь эмоциональной  близости, понимания и сочувствия. У других родителей целью является  подготовка ребенка к жизни  через тренировку его воли, обучение  нужным и полезным умениям  (разумеется, согласно родительским  представлениям). В ряде семей  это дополняется навязчивым стремлением  полностью контролировать не  только поведение, но и внутренний  мир, мысли и желания детей,  что может вести к острым  конфликтам. Т.е. все семьи по-разному  влияют на личность ребенка,  оказывая позитивное или негативное  влияние на его развитие. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, агрессивным, грубым, лицемерным, лживым.

 

 Родительское отношение  к ребенку является механизмом, оказывающим значительное влияние  на отношение детей к сверстникам  и другим людям. Механизм этот  связан с принятием-отвержением  ребенка, оказанием ему помощи  и поддержки, разумным контролем  и опекой.

 

 Нарушения общения  ребёнка в семье негативно  влияют на его взаимодействие  со сверстниками, так как особенности  семейного воспитания влияют  на социальную адаптированность человека. Повышенная агрессивность, которая проявляется в конфликтных отношениях со сверстниками, в дальнейшем может заявить о себе в подростковом возрасте в различных видах девиантного и аддиктивного повеления.

 

 Предупредить нарушения  межличностных отношений детей  можно с помощью разнообразных  коррекционных программ, применяющих  эффективные методы работы. В  результате исследования были  выявлены семьи группы риска  по уровню конфликтности и  поведенческих особенностей детей,  с которыми должна проводиться  коррекционная работа в системе  детско-родительских отношений,  направленная на преодоление  конфликтности детей.

 

 Чтобы строить позитивные  отношения с ребёнком, важно знать,  как это делать. Для этого проводятся  различные психодиагностические  исследования, на основе которых  эти отношения корректируются. Поэтому,  в целях подтверждения заявленной  гипотезы, было проведено практическое  исследование.

 

 Для диагностики межличностных  и детско-родительских отношений  дошкольников использовались методики: «Два домика», опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина, «Рисунок семьи», которые позволяют выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка к сверстникам, к самому себе, к родителям.

 

 Анализ результатов  психодиагностических исследований  семей позволил сделать вывод  о том, что в психологической  коррекции нуждаются не только  дети, но и их родители: им нужно  помочь овладеть навыками, которые  способствовали бы развитию позитивных  детско-родительских отношений.

 

 На констатирующем  этапе исследования, на основании  результатов полученных в ходе  диагностики по методике «Два  домика» выявлено, что хотя основная  масса группы состоит из «предпочитаемых»  ребят (49%), однако 35% исследуемых  нами старших дошкольников имеют  проблемы в межличностном общении;  у 15% детей проявилась заниженная  самооценка. У этих детей в  поведении преобладание агрессивных  действий, возбуждённого состояния,  чрезмерных нарушений общепринятых  правил, а также наблюдаются застенчивость,  неуверенность в себе, безынициативность.  Решая конфликтную ситуацию, дети  чаще всего уходили от конфликтной  ситуации, жалуясь взрослому (до 30% участников). Все это свидетельствует  либо о разных подходах к  семейному воспитанию дошкольников, либо об отсутствии продуктивных  навыков общения.

 

 В связи с этим  была определена группа детей  (11 дошкольников) с выраженными проблемами  во взаимоотношениях со сверстниками  и затем проведено исследование, целью которого стало определение  характера влияния детско-родительских  отношений в семье на формирование  межличностного общения дошкольников.

 

 С целью выявления  в этих семьях детско-родительских  взаимоотношений был проведен  тест-опрос по А.Я. Варга и  В.В. Столина, который показал что многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания

 

 Изучение по методике  «Рисунок семьи» выявило, что  из 11 обследованных детей 4 ребенка  оказались обладателями повышенного  и высокого уровня тревожности, 2 ребенка – со средним.

 

 Предупредить выявленные  нарушения межличностных отношений  детей можно с помощью разнообразных  коррекционных программ. Поэтому  для подтверждения гипотезы, мы  поставили и решили ряд практических  задач, а именно: подобрали и  применили методики для выявления  отношений между родителями и  ребенком, взаимодействия между  сверстниками; предложили программу  коррекции. Коррекционная программа  содержала коррекционные мероприятия  с родителями и детьми, направленные  на формирование навыков общения  у детей со взрослыми, у взрослых с детьми, формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций.

 

 Результаты констатирующего  обследования показали, что количество  предпочитаемых детей увеличилось  на 11%, в то же время число  детей изолированных и отверженных  снизилось на 2% и 5% соответственно.

 

 Таким образом, выполненное  нами теоретико-экспериментальное  исследование, подтвердило гипотезу  о влиянии детско-родительских  отношений в формировании межличностных  отношений детей дошкольного  возраста со сверстниками; позволило  нам определить особенности формирования  межличностных отношений у детей  дошкольного возраста, причины возникновения  проблем, а также пути их  коррекции.

 

 Коррекционная программа,  хотя и была краткая, по результатам  внедрения оказалась все же  достаточно эффективной. Однако  коррекционная работа должна  быть рассчитана на продолжительный  срок, её качество зависит от  подбора программного материала,  учёта возрастных и индивидуальных  особенностей детей, предметно-развивающей  среды, тесного взаимодействия  воспитательного учреждения с  семьёй.

 

 Таким образом, цель  исследования достигнута, решены  все поставленные задачи.

 

 

Список литературы

 

 

 Андреева, А.Д. Психическое  здоровье детей и подростков / А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова и др.; Под ред. М.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2000. – 160 с. – 5–7695–0271–1/5–7695–0503–6

 

 Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с. – ISBN 978–5–216–00079–2

 

 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2005. – 670 с. – ISBN 5170272391:273.00

 

 Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2004. – 220 с. – ISBN 5878520435:52.50

 

 Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 507 с. – ISBN 5931341951:162.00

 

 Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л.Г. Голубева и др. – М.: Академия, 2002. – 191 с. – ISBN 5769510102:73.00

 

 Данилина, Т.А. В мире  детских эмоций: пособие для практических  работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 146 c. – ISBN 5811217390:51.00

 

 Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 263 с. – ISBN 5505001102:102.00

 

 Дети в семейной  психотерапии: практическая работа  и профессиональное обучение / Под ред. Джоан Дж. Зильбах. – М.: издательство Института психотерапии, 2004. – 205 с. – ISBN 5899391189:126.00

 

 Детская практическая  психология: эмоционально-личностное  развитие детей в условиях  ДОУ / Под ред. Л.В. Вершининой. – Томск: ТГПУ, 2006. – 290 с. – ISBN 59.66. – 72.00

 

 Дружинин, В.Н. Психология  семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2006. – 176 с. – ISBN 978–5–469–00131–7

 

 Дубровина, И.В. Семья  и социализация ребенка / И.В.  Дубровина // Возрастная и педагогическая  психология. – №1. – 1998. – С. 50–53.

 

 Дьяченко, В. Тайна моего  дарования / В. Дьяченко, Л. Мещерякова, О. Гузенко // Обруч. – 2005. – №5 – С. 15–17.

 

 Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. – Томск: ТГПУ, 2008. – 274 с. – ISBN 70.55

 

 Захаров, А.И. Психологические  особенности восприятия детьми  роли родителей / А.И. Захаров  // Вопросы психологии. – 1982. –  №1. – С. 59–98.

 

 Зеньковский, В.В. Психология  детства: Учебное пособие для  вузов / В.В. Зеньковский. –  М.: Академия, 1996. – 346 с. – ISBN 5769500425:20.00. – 25.50. – 25.00

 

 Изотова, Е.И. Эмоциональная  сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2004. – 283 с. – ISBN 5769515406:225.00.

 

 Клюева, Н.В. Общение:  Дети 5–7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В.  Филиппова. – Ярославль: Академия  развития, 2001. – 156 с. – ISBN 5928501196:42.00

 

 Князева, О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 168 с. – ISBN 5–86775–101–5.

 

 Козырева, Л.М. Развитие  речи: Дети 5–7 лет / Л.М. Козырева. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 159 с. – ISBN 5928502214:42.00

 

 Колесник, Н.Т. Влияние  особенностей семейного воспитания  на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук / Н.Т. Колесник. – М. МГПУ, 1999. – 15 с.

 

 Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: Психологическая диагностика, профилактика и коррекция /Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с..-ISBN 594723808X:233.00

 

 Кошелева, А.Н. Эмоциональное  развитие дошкольников: учебное  пособие для вузов / Под ред.  О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003. – 166 с. – ISBN 5769510587:137.00. – 86.90

 

 Краузе, М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учебное пособие для детей / М.П. Краузе; пер. англ. К.А. Назаретян. – М.: Академия, 2006. – 199 с. – ISBN 5769526556:126.50

 

 Крюкова, С.В. Удивляюсь,  злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь:  программы эмоционального развития  детей дошкольного возраста: / С.В.  Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.: Генезис, 2005. – 198 с. – ISBN 5852970166:139.00

 

 Кулагина, И.Ю. Возрастная  психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2008. – 463 с. – ISBN 9785891450752:209.30

 

 Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. – М.: Книголюб, 2003. – 64 с. – ISBN 5–93927–045 X, 5–7042–1195 X.

 

 Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с. – ISBN: 978–5–388–00493–2

 

 Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2009. – С. 122–125.

 

 Мамаева, В. Экспертная  оценка в детском саду / В. Мамаева  // Обруч. – 2004. – №5 – С. 12–15.

 

 Марцинковская, Т.Д.  Детская практическая психология: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская,  Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. – М.: Гардарики, 2008. – 252 с. – ISBN 5829700387:78.00. – 84.00

 

 Микляева, Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384 с. – ISBN 978–5–8112–2572–9

 

 Минаева, В.М. Развитие  эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В.М. Минаева. – М.: АРКТИ, 2001. –  48 с. – ISBN 5–89415–060–4

 

 Нифонтова, О.В. Психологические  особенности формирования готовности  детей дошкольного возраста к  позитивному разрешению конфликтных  ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук / О.В. Нифонтова. – Курск. 1999. – 16 с.

 

 Немов, Р. Психология. Психология образования / Р. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 496 с. – ISBN 978–5–691–01133–7

 

 Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 2000. – 277 с. – ISBN 5272000277:73.00

 

 Пазухина, И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4–6 лет / И.А. Пазухина. – СПб: Детство-Пресс, 2004. – 272 с. – ISBN: 5–89814–130–8, 978–5–89814–130–1

 

 Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов / М.А. Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 160 с. – ISBN: 9785296008565

 

 Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие для вузов / В. Пахальян. – СПб.: Питер, 2006. – 327 с. – ISBN 5469010716:124.00

 

 Першина, Л.А. Возрастная  психология: учебное пособие для  вузов / Л.А. Першина. – М.: Академический  Проект, 2004. – 254 с. – ISBN 5829104334:160.00

 

 Потапов, С. Этикет  для подростков, или Искусство  нравиться себе и другим / С.  Потапов, О. Вакса. – М.: АСТ-ПРЕСС  КНИГА, 2003. – 366 с. – ISBN 5780503672:68.00

 

 Практикум по возрастной  психологии: Учебное пособие / Л.А.  Головей, Л.Н. Кулешова, Л.И. Вансовская и др.; Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 693 с. – ISBN 5926800469:248.00

 

 Прихожан, А.М. Тревожность  у детей и подростков: Психологическая  природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: МПСИ, 2000. –  303 с. – ISBN 5895020895:30.00

 

 Психология аномального  развития ребенка: хрестоматия:  в 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. – М.: ЧеРо, 2006. – 816 с. – ISBN 5887112956:131.68

 

 Психология возрастных  кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2001. – 557 с. – ISBN 9851300330:63.00

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников