Г.Т. Хоментаускас выделил
четыре обобщённые установки детей по
отношению к родителям и к себе [19. С. 68]:
«Я нужен и любим,
и я люблю Вас тоже» –
эта установка выгодно выделяет
детей с высокой самооценкой
и доверием к окружающим людям.
«Я нужен и любим,
а Вы существуете ради меня»
– ребёнок рано начинает понимать,
как значим он для взрослых.
«Я нелюбим, но от
всей души желаю приблизиться
к Вам» – таким детям не
хватает понимания и эмоционального
тепла.
«Я не нужен и
нелюбим, оставьте меня в покое»
– ребёнок теряет чувство собственной
значимости, стремиться отгородиться
от общения.
Н.Т. Колесник изучала
влияние семейного воспитания
на социальную адаптированность
детей, проявляющуюся в различной степени
выраженности у них самооценки, социометрического
статуса, уровня общения и эмоционального
благополучия. Ею были выделены типы поведения
детей, по-разному адаптированных к окружающему
миру [11. С. 59]:
Адаптированный тип
– ребёнку важно адекватно
воспринимать предъявляемые требования,
ярко выражена мотивация в
достижении успеха, у него разносторонние
интересы, не ограниченные программным
материалом дошкольного учреждения.
Такие дети легко вступают
в контакт, имеют завышенную
адекватную или среднюю адекватную
самооценку, занимают благоприятный
статус в группе сверстников,
умеют разрешать конфликты и
избегать их.
Частично адаптированный
тип – в общении испытывает
затруднения, предпочитает знакомое
общество или игры в одиночестве.
Неадаптированный тип
– испытывают затруднения в
самостоятельной работе, резко реагируют
на внешние раздражители, проявляют
неконструктивные реакции поведения.
В группе сверстников являются
«отверженными».
Продолжая обсуждать проблему
социализации дошкольников, необходимо
затронуть вопрос решения конфликтных
ситуаций как один из наиболее важных
для адаптации ребёнка к окружающей среде.
Конфликт в дошкольном
возрасте – это определённый
тип отношений ребёнка со сверстниками.
О.Н. Нифонтова выделяет причины возникновения
конфликтных ситуаций у детей [11. С. 16]:
отсутствие или недостаточное
развитие игровых умений и навыков
общения;
неблагоприятная семейная обстановка;
личностная предрасположенность
к конфликту.
Ею была предложена
характеристика способов разрешения
конфликтных ситуаций дошкольниками.
Обобщив результаты
исследований многих педагогов
и психологов, можно выделить
основные показатели, раскрывающие
протекание процесса социализации
детей дошкольного возраста:
поло-ролевое поведение (выбор
игр и игрушек, ролевые предпочтения
в играх, стиль общения со взрослыми
и сверстниками);
способность разрешения конфликтов
(доминирование, равенство, подчинение);
самосознание (знание и принятие
своего пола, имени, возраста, внешности,
социальной роли);
самооценка (завышенная адекватная
– неадекватная, средняя, заниженная);
усвоение социальной информации
(знание структуры, традиций, домашнего
обихода своей семьи; обширный словарный
запас и т.д.)
Значимым элементом
психолого-педагогического опыта
ребёнка выступает его самосознание.
Социальный опыт будет присвоен
им только по мере осознания
себя в качестве члена общества,
носителя общественно значимой
позиции. Дошкольник учится смотреть
на себя со стороны, оценивать
свои действия, поступки, соотносить
свои возможности с той социальной
ролью, с тем типом поведения,
который ему «предписывает» жизнь.
Н.Т. Колесник выделяет следующие типы
самооценки [21. С. 15]:
заниженная адекватная –
неадекватная,
средняя адекватная – неадекватная,
завышенная адекватная –
неадекватная.
Причём, у детей 4–5
лет преобладает завышенная оценка
своих качеств, благодаря которой
они чувствуют большую уверенность,
активны, инициативны в общении.
К 6–7 годам, в связи с
овладением новых более значимых
видов деятельности, самооценка
приближается к адекватной, либо резко
снижается. Дети могут говорить о том,
что о них думают другие, что от них хотят
взрослые, могут ли они это сделать.
Таким образом, основываясь
на работах отечественных исследователей,
детско-родительские отношения можно
определить как избирательную в эмоциональном
и оценочном плане психологическую связь
ребенка с каждым из родителей, выражающуюся
в переживаниях, действиях, реакциях, связанную
с возрастно-психологическими особенностями
детей, культурными моделями поведения,
собственной жизненной историей, и определяющую
особенности восприятия ребенком родителей
и способ общения с ними. То есть, детско-родительские
отношения рассматриваются как субъективное
осознание человеком любого возраста
характера отношений со своими матерью
и отцом.
Главная роль принадлежит
тем, кто принимает в жизни
детей непосредственное участие
и имеет с ними каждодневный
контакт – родителям. Безусловно,
самым лучшим профилактическим
средством являются хорошие отношения
родителей с детьми и друг
с другом, понимание родителями
внутреннего мира своего ребенка,
его проблем и переживаний.
Анализ работ психологов
указывают, что на детско-родительских
отношениях сказывается тип семьи,
позиция, которую занимают взрослые,
стили отношений и та роль,
которую они отводят ребенку
в семье. Под влиянием типа
родительских отношений формируется
личность ребенка.
1.2 Психологические особенности
старших дошкольников
С психолого-педагогической
точки зрения, дошкольный возраст
является одним из ключевых
в жизни ребенка и во многом
определяет его будущее психологическое
развитие. Это позволило определить
структуру составления психологического
портрета дошкольника: выявление
особенностей познавательной сферы,
выявление особенностей развития
личности дошкольника, определение
особенностей деятельности и
общения в дошкольном возрасте.
Особенности развития
познавательной сферы у детей
дошкольного возраста. В дошкольном
возрасте внимание детей прогрессирует
одновременно по многим различным
характеристикам. Развитие памяти
в дошкольном возрасте также
характеризуется постепенным переходом
от непроизвольного и непосредственного
к произвольному и опосредствованному
запоминанию и припоминанию.
В дошкольном возрасте
у детей запоминание и воспроизведение
в естественных условиях развития
памяти, т. В дошкольном возрасте
при тех же условиях происходит
постепенный переход от непроизвольного
к произвольному запоминанию и воспроизведению
материала. У большинства нормально развивающихся
детей дошкольного возраста неплохо развиты
непосредственная и механическая память.
При помощи механических повторений информации
дети в дошкольном возрасте могут неплохо
ее запоминать.
В дошкольном возрасте,
когда появляется произвольность
в запоминании, воображение из
репродуктивного, механически воспроизводящего
действительность превращается в творчески
ее преобразующее. Словесно-логическое
мышление ребенка, которое начинает развиваться
в конце дошкольного возраста, предполагает
уже умение оперировать словами и понимать
логику рассуждений. Н.Н. Поддьяков специально
изучал, как идет у детей дошкольного возраста
формирование внутреннего плана действий,
характерных для логического мышления,
и выделил шесть этапов развития этого
процесса от младшего до старшего дошкольного
возраста [35. С. 96].
Особенности поэтапного
развития различных видов деятельности
детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте можно встретить
практически все виды игр, которые обнаруживаются
у детей до поступления в школу.
Определенные этапы
последовательного совершенствования
игр, труда и учения детей
в этом возрасте можно проследить,
условно разделив в аналитических
целях дошкольное детство на
три периода: младший дошкольный
возраст (3 – 4 года), средний дошкольный
возраст (4 – 5 лет) и старший
дошкольный возраст (5 – 6 лет).
В среднем и старшем
дошкольном возрасте сюжетно-ролевые
игры развиваются, однако в
это время они отличаются уже
гораздо большим разнообразием тематики,
ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых
в игре правил, чем в младшем дошкольном
возрасте. В старшем дошкольном возрасте
конструкторская игра начинает превращаться
в трудовую деятельность, в ходе которой
ребенок конструирует, создает, строит
что-то полезное, нужное в быту.
На основании данного
психологического портрета дошкольника
от рождения к концу старшего
дошкольного возраста он обладает
определенными чертами, которые
являются основными характеристиками
данного возрастного этапа и
формируют условия перехода на
следующую ступень развития ребенка.
Познавательная сфера ребенка
старшего дошкольного возраста
характеризуется переходом к
произвольности всех процессов,
от восприятия до мышления. Детский
интеллект уже в старшем дошкольном
возрасте функционирует на основе
принципа системности. К концу
старшего дошкольного возраста
прошел основной этап осознания
ребенком своей гендерной идентичности.
В заключение рассмотрения
психологического портрета дошкольника,
надо отметить, что составление
схематичного портрета обуславливается
индивидуальной обусловленностью
развития каждого ребенка. Можно привести
ряд психологических характеристик старших
дошкольников, но все они будут описывать
конкретного индивида и характеризовать
определенные личностные качества ребенка.
Однако, данная характеристика тенденций
общего развития дошкольника, вплоть до
старшего дошкольного возраста позволила
определить уровень развития каждого
из познавательных процессов, которого
достигает старший дошкольник в своем
развитии.
Поэтапность развития познавательной
и поведенческой сфер дошкольника позволил
проследить переход от одних видов к другим
и уровень, на котором находится старший
дошкольник в своем развитии. Учет характерологических
черт и типичных психологических портретов
личности старшего дошкольника позволяет
определить зону ближайшего развития
ребенка и его готовность к обучению в
школе.
Развитие дисциплинированности,
организованности и других качеств,
помогающих дошкольнику управлять
своим поведением, в большой мере
зависит от степени его восприимчивости
к требованиям взрослого как
носителя социальных норм поведения.
Среди факторов, обусловливающих
развитие этого рода восприимчивости,
важное место занимает характер
взаимоотношений ребенка и взрослого,
овладение содержанием требований
взрослых посредством «словесных
инструкций, знаковых средств».
Таким образом, для
педагогической и психологической
практики данное знание является
основополагающим для построения
работы с ребенком старшего
дошкольного возраста.
1.3 Характеристика проблемных
форм межличностных отношений
старших дошкольников
Межличностные отношения
зарождаются и наиболее интенсивно
развиваются в детском возрасте,
поскольку с самого рождения
ребёнок живёт среди людей
и неизбежно вступает с ними
в определённые отношения. Опыт
первых отношений как со взрослыми,
так и со сверстниками является фундаментом
для дальнейшего развития личности ребёнка.
Этот первый опыт во многом определяет
особенности самосознания человека, его
отношение к миру, его поведение и самочувствие
среди людей.
Несмотря на то, что
в дошкольном детстве именно
взаимодействие и общение с
взрослыми являются решающими
факторами развития личности
и психики ребенка, нельзя недооценивать
и роль межличностных отношений
ребенка со сверстниками. Именно
в дошкольный период она уже
выражена очень ярко и, если
она не находит своего удовлетворения,
то это приводит к неизбежной
задержке социального развития. А создает
наиболее благоприятные условия правильного
воспитания и развития, именно коллектив
сверстников. Так дети, которых родители
удерживают от игр со сверстниками, часто
в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях.
В нашей стране проблема
межличностных отношений дошкольников
рассматривалась в основном в
рамках социально-психологических
исследований, такими авторами как
Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская,
А.В. Киричук, В.С. Мухина, где основным
предметом были структура и возрастные
изменения детского коллектива. В этих
исследованиях было показано, что на протяжении
дошкольного возраста стремительно увеличивается
структурированность детского коллектива,
изменяется содержание и обоснование
выборов детей, а также установлено, что
эмоциональное самочувствие детей во
многом зависит от характера отношений
ребенка со сверстниками. Позже появились
работы, посвященные практическим контактам
детей и изучающие их влияние на становление
детских отношений. Среди них выделяются
два основных теоретических подхода: [57.
С. 58]:
– концепция деятельностного
опосредствования межличностных отношений
(А.В. Петровский);
– концепция генезиса общения,
где взаимоотношения детей рассматривались
как продукт деятельности общения (М.И.
Лисина). [28. С. 170]
По мнению Е.О. Смирновой
наиболее распространенным подходом к
пониманию межличностных отношений дошкольников
можно считать социометрический [57. С.
58]. Этот же метод выделяет и Коломенский,
указывая на то, что основная идея социометрии
состоит в том, что испытуемые высказывают,
в той или иной форме, свои предпочтения
другим членам группы. Проанализировав
работу Е.О. Смирновой «Межличностные
отношения дошкольников», мы выяснили,
что межличностные отношения рассматриваются
при данном подходе как избирательные
предпочтения детей в группе сверстников.
А в многочисленных исследованиях таких
авторов, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина,
В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, B.C. Мухина
было показано, что на протяжении дошкольного
возраста (от 2 до 7 лет) стремительно увеличивается
структурированность детского коллектива
– одни дети становятся все более предпочитаемыми
большинством в группе, другие все прочнее
занимают положение отверженных. Было
установлено, что содержание и обоснование
выборов, которые делают дети, изменяется
от внешних качеств до личностных характеристик.
Веракса Н.Е. говорит о том, что специфику
межличностного восприятия детей и оценивание
сверстников с точки зрения наличия положительных
и отрицательных качеств во многом определяется
полоролевыми особенностями. Девочки
гораздо чаще, чем мальчики, оценивают
друг друга положительно, в то время как
мальчики склонны к большему количеству
отрицательных взаимооценок [57. С. 46].