2. «Кооперация» – социально
желательный образ родительского
отношения. Содержательно эта
шкала раскрывается так: родитель
заинтересован в делах и планах
ребенка, старается во всем
помочь ребенку, сочувствует ему.
Родитель высоко оценивает интеллектуальные
и творческие способности ребенка,
испытывает чувство гордости
за него. Он поощряет инициативу
и самостоятельность ребенка,
старается быть с ним на
равных. Родитель доверяет ребенку,
старается встать на его точку
зрения в спорных вопросах
3. «Симбиоз» – шкала
отражает межличностную дистанцию
в общении с ребенком. При высоких
баллах по этой шкале можно
считать, что родитель стремится
к симбиотическим отношениям
с ребенком. Содержательно эта
тенденция описывается так –
родитель ощущает себя с ребенком
единым целым, стремится удовлетворить
все потребности ребенка, оградить
его от трудностей и неприятностей
жизни. Родитель постоянно ощущает
тревогу за ребенка, ребенок
ему кажется маленьким и беззащитным.
Тревога родителя повышается, когда
ребенок начинает автономизироваться
в силу обстоятельств, т. к. по своей воле
родитель не предоставляет ребенку самостоятельности
никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация»
– отражает форму и направление контроля
за поведением ребенка. При высоком балле
по этой шкале в родительском отношении
данного родителя отчетливо просматривается
авторитаризм. Родитель требует от ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины.
Он старается навязать ребенку во всем
свою волю, не в состоянии встать на его
точку зрения. За проявление своеволия
ребенка сурово наказывают. Родитель пристально
следит за социальными достижениями ребенка,
его индивидуальными особенностями, привычками,
мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник»
– отражает особенности восприятия
и понимания ребенка родителем.
При высоких значениях по этой
шкале в родительском отношении
данного родителя имеются стремление
инфантилизировать ребенка, приписать
ему личную и социальную несостоятельность.
Родитель видит ребенка младшим по сравнению
с реальным возрастом. Интересы, увлечения,
мысли и чувства ребенка кажутся родителю
детскими, несерьезными. Ребенок представляется
не приспособленным, не успешным, открытым
для дурных влияний. Родитель не доверяет
своему ребенку, досадует на его неуспешность
и неумелость. В связи с этим родитель
старается оградить ребенка от трудностей
жизни и строго контролировать его действия.
Необходимо отметить, что данный опросник
выявляет отношение родителей не ко всем
членам семьи, а применительно к ребенку,
исследуемому нами.
Методика исследования
внутрисемейных отношений (по
тесту «Рисунок семьи»). Цель: выявление
особенностей внутрисемейных отношений.
Проведение обследования:
ребенку дается задание: «Нарисуй
свою семью». При индивидуальном
обследовании время выполнения
задания не более 30 мин. В
протоколе индивидуального обследования
следует отметить:
последовательность рисования
деталей;
паузы более 15 сек.;
стирание деталей;
спонтанные комментарии
ребенка;
эмоциональные реакции
и их связь с изображаемым
содержанием.
После выполнения задания
следует получить максимум дополнительной
информации (вербальным путем). Для
этого обычно задаются следующие
вопросы:
Скажи, кто тут нарисован?
Где они находятся?
Что они делают? Кто
это придумал?
Им весело или скучно?
Почему?
Кто из нарисованных
людей самый счастливый? Почему?
Кто из них самый
несчастный? Почему? И т. д.
Последние 2 вопроса
позволят ребенку открыто выразить
свои чувства по отношению
к близким людям. Если он
не отвечает на них или высказывание
носит чисто формальный характер,
не следует настаивать на признании.
При беседе с ребенком
необходимо выяснить смысл нарисованного
ребенком: чувства к отдельным
членам семьи, почему ребенок
не нарисовал кого-нибудь из
членов семьи (если так произошло).
Следует избегать прямых вопросов,
так как это может индуцировать
тревогу, спровоцировать возникновение
защитной реакции.
Продуктивными могут
оказаться такие вопросы, как
например: «Если бы вместо птички
был нарисован человек, то кто
бы это был?», «Кто бы выиграл
в соревнованиях между братом
и тобой?», «Кого мама позовет
с собой?» и т.п.
Можно задать ребенку
для выбора решения 6 ситуаций:
3 из них должны выявить негативные
чувства к членам семьи, 3 –
позитивные.
Представь себе, что
ты имеешь 2 билета в цирк. Кого
бы ты позвал с собой?
Представь, что вся
твоя семья идет в гости,
но один из вас заболел и
должен остаться дома. Кто он?
Ты строишь из конструктора
дом и тебе не везет. Кого ты позовешь на
помощь?
Ты имеешь…билетов (на
один меньше чем членов семьи)
на интересную кинокартину. Кто
останется дома?
Представь себе, что
ты попал на необитаемый остров.
С кем бы ты там хотел
жить?
Ты получил в подарок
интересное лото. Вся семья села
играть, но вас одним человеком
больше, чем надо. Кто не будет
играть?
Качественная интерпретация
особенностей изображения на
рисунке может быть выполнена
с помощью разных оценочных
критериев. В качестве одной
из возможных оценок теста
«Рисунок семьи» может быть
использована система интерпретации,
разработанная Г.Т. Хоментаускасом,
который выделяет 5 симптомокомплексов:
благоприятная семейная
ситуация;
тревожность;
конфликтность в семье;
чувство неполноценности
в семейной ситуации;
враждебность в семейной
ситуации;
По каждому из обозначенных
симптомокомплексов ставится определенное
количество баллов от 0 до 3 (Приложение
4). Затем складываются все баллы по каждому
из симптомокомплексов. По наибольшему
числу баллов выявляются ведущие проблемы
во внутрисемейных отношениях.
Сравнение состава
нарисованной и реальной семьи.
Ожидается, что ребенок, переживающий
эмоциональное благополучие в
семье, будет рисовать полную
семью. По эмпирическим данным
85% детей 6–8 лет нормального
интеллекта, проживающих совместно
со своей семьей, на рисунке
изображают ее полностью. Искажение
реального состава всегда заслуживает
пристального внимания. Крайние
варианты представляют собой
рисунки, в которых вообще не
изображены люди или изображены
только не связанные с семьей
люди. Такое защитное избегание
задания встречается у детей
достаточно редко. За этим кроются:
а) травматические переживания,
связанные с семьей;
б) чувство отверженности,
покинутости (особенно у детей в интернате);
в) аутизм;
г) чувство небезопасности,
большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога
с исследуемым ребенком.
Исследуя рисунок ребенка,
следует обратить внимание на
следующие характеристики изображения:
уменьшение состава семьи, расположение
членов семьи, особенности графического
представления нарисованных фигур
а) количество деталей тела
– присутствуют ли голова, волосы, уши,
глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки,
рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги,
ступни;
б) декорирование (детали
одежды и украшения) – шапка, воротник,
галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы,
элементы одежды, прически, украшения
и т.д.;
в) количество используемых
цветов для рисования фигуры), анализ процесса
рисования (последовательность рисования
членов семьи, последовательность рисования
деталей, стирания, возвращение к уже нарисованным
объектам и деталям, паузы, спонтанные
комментарии).
Как правило, хорошие
эмоциональные отношения с человеком
сопровождаются позитивной концентрацией
на его рисовании, что в результате
отражается в большем количестве
деталей тела, декорировании, использовании
разнообразных цветов. И наоборот,
негативное отношение к человеку
ведет к большей схематичности,
неоконченности его графической презентации.
Иногда пропуск в рисунке существенных
частей тела (головы, рук, ног) может указывать,
наряду с негативным отношением к нему,
на агрессивные побуждения относительно
этого человека.
При анализе процесса
рисования следует обращать внимание
на а) последовательность рисования
членов семьи; б) последовательность
рисования деталей; в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным
объектам, деталям, фигурам; д) паузы;
е) спонтанные комментарии.
Известно, что за динамическими
характеристиками рисования кроются
изменения мысли, актуализация
чувств, напряжения, конфликты. Анализ
процесса рисования требует творческого
использования всего практического
опыта психолога, его интуиции.
Несмотря на большой уровень
неопределенности, как раз эта
часть интерпретации полученных
результатов часто дает наиболее
содержательную, глубокую, значимую
информацию.
2.3 Коррекционная программа
в системе детско-родительских
отношений
Традиционно психологическая
помощь семье оказывается в
рамках индивидуальной психологической
консультации, лекционных собраний
или групповых консультаций, которые
имеют существенный недостаток.
Родителям говорят о необходимости
менять себя и свое поведение,
о необходимости более чуткого
или внимательного отношения
к детям. В результате, родители,
получая много информации, оценок
и указаний, свыкаются с мыслью
«мы должны». Они, понимая, что
многое делают неправильно, чувствуют
себя виноватыми. Все это сдерживает
позитивное развитие взаимоотношений,
а также является поводом для
поддержки «перевернутой» иерархии
и еще большего увеличения
власти детей над родителями.
В связи с этим, возникла
необходимость поиска новых форм
работы с семьей, в том числе
и групповых методов работы
с родителями. На основании представления
о семье, как о единой системе,
которая живет и развивается
по определенным законам, может
быть применена групповая техника
работы в семейной системе
с использованием программы «Ребенок
– взрослый: гармонизация детско-родительских
отношений». Целью программы является
коррекция эмоционально-волевой
и мотивационной сфер личности
младшего школьника в контексте
детско-родительских отношений.
Задачи в работе
по данной программе ставятся
следующие:
создание условий для
раскрытия личности каждого ребенка:
возможности проявить себя, свои
чувства и эмоции;
содействие повышению
самооценки детей;
обучение участников
группы социально приемлемому
реагированию в стрессовых ситуациях
и умению корректировать свое
поведение;
создание условий для
принятия внутреннего «Я» и
преодоления застенчивости, неуверенности,
агрессивности;
знакомство детей и
родителей с арсеналом вербального
и невербального выражения чувств,
развитие умения осознавать и
адекватно реагировать на них;
предоставление возможности
родителям увидеть своих детей
в компании сверстников и анализировать
особенности их поведения;
способствовать эмоциональному
сближению ребенка и родителя.
Преимущества работы
с совместными группами перед
группами с другим составом (только
родители или только дети) в
том, что:
– во-первых, прорабатываются
важные вопросы в контексте
общей темы;
– во-вторых, проходит
осознание общности многих проблем;
– в-третьих, взаимодействие
родителей и детей – не воображаемое,
а реальное.
Работа педагога-психолога,
направленная на сопровождение
психического развития детей,
заключается в интеграции возможностей
педагогов и родителей и координации
их совместной деятельности.
Детско-родительская терапия
выстроена таким образом, чтобы
укрепить отношения между родителями
и ребенком. В процессе занятий
родители становятся более сензитивными
к своим детям и научаются относиться
к ним безоценочно, с пониманием, создавая
атмосферу принятия, в которой ребенок
может чувствовать себя в достаточной
безопасности.
Психологическая коррекция
предполагает расширение арсенала
средств психологического воздействия
родителей на ребенка в ходе семейного
воспитания, тренинг воспитательных навыков
родителей, формирование некоторых новых
форм взаимодействия с детьми, снятие
проявлений дезадаптации в поведении
ребенка. Группа – лишь необходимая социальная
площадка психотренинга, ведь дети и родители,
взаимодействуя в группе, тем самым помогают
друг другу в решении тех проблем, которые
привели их в нее.
Стержневым содержанием
психокоррекционного воздействия становится
создание концентрированного, эмоционально
насыщенного опыта новых социальных отношений
в семье – как между супругами, так и между
детьми и родителями.
Коррекционный процесс
строится при параллельной работе детской
игровой группы, родительского семинара
и родительских групповых занятий, а также
с применением метода совместной игры
ребенка и родителе.
В родительских группах
практикуются разнообразные вспомогательные
методы психокоррекции: дискуссия,
психодрама, анализ семейных ситуаций,
поступков, действий детей и родителей,
их коммуникаций в решении проблем, проба
на совместную деятельность, а также специальные
упражнения на развитие навыков общения.
В группе участвуют семейная пара или
один из родителей.