Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа
Данная курсовая работа направлена на исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.
Объектом работы выступает развитие межличностных отношений в группе людей.
Предмет исследования: влияние развития межличностных отношений в детском коллективе на самооценку ребенка.
В исследовании проверяется гипотеза: структура межличностных отношений в определенном коллективе, социальный статус влияют на общую самооценку ребенка и на его отношение к себе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений и их развитие в психолого-педагогической науке
Проблема межличностных отношений в детской группе в психолого-педагогической науке………………………………………………………7
Динамика и условия развития межличностных отношений в детской группе………………………14
2.Экспериментальное исследование межличностных отношений в детском коллективе
2.1 Методики используемые для изучения межличностных отношений в детском коллективе…………………………………………………………….20
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………23
3. Заключение..................................................................................................26
4. Спмсок использованных источников……………………………………28
5. Приложения…………………………………………………………………30
Частное учреждение образования
«Минский институт управления»
Факультет правоведения
«К защите допускаю»
_________ Н.А.Лобан
«__»_________ 2010 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:» Социальная психология»
На тему: «Межличностные
отношения в детском
Студент группы 80806 з
Руководитель доц.кафедры
юридической психологии
Минск-2011
Реферат
курсовой работы Бичко С.И.
«Межличностные
отношения в детском
Объем работы 34 страницы, в том числе 30 наименований литературы, 2 приложения.
Ключевые слова: Межличностные отношения, общение, отношение, просоциальность действий ,эмоциональная причастность ,продуктивное целеполагание.
В курсовой работе исследуются
межличностные отношения в
Так же при написании курсовой работы рассматривался такой вопрос как влияние социального статуса на общую самооценку детей.
В ходе написания курсовой работы было выявлено, что общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
Но в то же время низкий социальный статус ребенка в группе не является причиной для возникновения заниженной самооценки.
1. Теоретические
аспекты изучения
2.Экспериментальное
2.1 Методики используемые
для изучения межличностных отношений
в детском коллективе……………………………………………………
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………23
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.Опыт этих отношнений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосозннания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Тема зарождения и становления межличностных отношений очень актуально, так как множество диструктивных и негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время( жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.) имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.[1,3]
Всем известен тот факт, что на сегодняшний день, ребенок уже с полутора лет находится в среде сверстников, поэтому от того, насколько благоприятно складываются отношения между детьми зависит психическое здоровье ребенка. В этот же период и закладываются основы личности малыша.
Это побуждает обратиться к рассмотрению темы данной курсовой работы, которая звучит следующим образом: «Межличностные отношения в детском коллективе».
Данная курсовая работа направлена на исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.
Объектом работы выступает развитие межличностных отношений в группе людей.
Предмет исследования: влияние развития межличностных отношений в детском коллективе на самооценку ребенка.
В исследовании проверяется гипотеза: структура межличностных отношений в определенном коллективе, социальный статус влияют на общую самооценку ребенка и на его отношение к себе.
Цель данной курсовой
работы исследовать структуру
межличностных отношений в
Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:
1. Изучить литературу по теме межличностных отношений в группе и методов их изучения;
2. Исследовать систему межличностных отношений в дошкольном коллективе
3.Изложить результаты исследования, обсудить их, сделать выводы;
Затронутые в данной курсовой
работе проблемы взаимоотношений между
детьми никогда не потеряют актуальности.
Социализирующая функция
Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений и их развитие в психолого-педагогической науке
1.1 Проблема межличностных отношений в детской группе в психолого-педагогической науке
Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает возможность удовлетворения своих потребностей в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения – сверстников и взрослых. Формирование, развитие этих потребностей происходит в условиях активных и достаточно широких межличностных взаимодействий.
Итак, что такое межличностные отношения и взаимодействия?
Межличностное отношение – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга .
Коломинский Я.Л. говорит о том, что «отношения и взаимоотношения это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей»
Взаимосвязь социальных групп и национальных общностей проявляется в их взаимодействии по поводу удовлетворения их потребностей и реализации их интересов в соответствующих условиях труда, потребления материальных благ, улучшении быта, образования, доступа к духовным ценностям.
Таким образом, рассмотрев понятие межличностных отношений, можно определить, что – это явление внутреннего мира и состояния людей, субъективно переживаемые связи между ними, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности.
Первоначально проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась в основном в рамках социально-психологических исследований, такими авторами как Коломинский Я.Л., Репина Т.А., Кисловская В.Р., Киричук А.В., Мухина В.С., где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива. В этих исследованиях было показано, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива, изменяется содержание и обоснование выборов детей, а также установлено, что эмоциональное самочувствие детей во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками. В работах выше перечисленных авторов основным предметом исследований была группа детей, но не личность отдельного ребенка. Однако, несколько позже появились работы, посвященные реальным, практическим контактам детей и изучающие их влияние на становление детских отношений. Среди них выделяются два основных теоретических подхода: концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского и концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения М. И. Лисиной .
В теории деятельностного опосредствования главным предметом рассмотрения являются группа, коллектив. Совместная деятельность при этом является системообразующим признаком коллектива. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности и, тем самым, изменяет себя, свою структуру и систему межличностных отношений. Характер и направление этих изменений зависит от содержания деятельности и ценностей, принятых общностью. Группа, таким образом, неразрывно связана с личностью: в личности проявляется групповое, в групповом — личностное. Совместная деятельность, с точки зрения этого подхода, определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и опосредует вхождение в общность. Именно в совместной деятельности межличностные отношения реализуются и преобразуются.
При этом В.В. Абраменкова выделяет три уровня межличностных отношений:
• функционально-ролевые
— зафиксированные в
• эмоционально-оценочные
— проявляющиеся в
• линностно-смысловые — при которых мотив одного субъекта приобретает личностный смысл для другого.
Несмотря на то, что в
дошкольном детстве именно взаимодействие
и общение с взрослыми являются
решающими факторами развития личности
и психики ребенка, нельзя недооценивать
и роль межличностных отношений
ребенка со сверстниками. Так, в исследованиях
Т. А. Репиной, было установлено, что
в условиях жесткой регламентации
активности дошкольников со стороны
взрослого отношения их между
собой характеризуется
Однако, наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников Смирнова Е. О. считает социометрический . Этот же метод выделяет и Коломенский, указывая на то, что основная идея социометрии состоит в том, что испытуемые высказывают, в той или иной форме, свои предпочтения другим членам группы . Межличностные отношения рассматриваются при данном подходе как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. А в многочисленных исследованиях таких авторов, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, B.C. Мухина было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Было установлено, что содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик.
Веракса Н.Е. говорит о том, что специфику межличностного восприятия детей и оценивание сверстников с точки зрения наличия положительных и отрицательных качеств во многом определяется полоролевыми особенностями. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики склонны к большему количеству отрицательных взаимооценок .
Из всего выше сказанного можно сделать вывод - в исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что в группах детей детского сада выделяется особая структура межличностных отношений. Установлено, что есть дети, которые очень популярны и с ними хотят вместе играть и дружить многие дошкольники, что обусловлено их умением придумывать и разворачивать разнообразные сюжеты. Они выступают в качестве лидеров детских игровых объединений и занимают ведущие, самые интересные роли. Наряду с популярными детьми выделяется категория непопулярных дошкольников, которые не привлекают сверстников и в связи с этим оказываются изолированными в свободной деятельности.
Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе