Межличностные отношения в детском коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа направлена на исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.
Объектом работы выступает развитие межличностных отношений в группе людей.
Предмет исследования: влияние развития межличностных отношений в детском коллективе на самооценку ребенка.
В исследовании проверяется гипотеза: структура межличностных отношений в определенном коллективе, социальный статус влияют на общую самооценку ребенка и на его отношение к себе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений и их развитие в психолого-педагогической науке
Проблема межличностных отношений в детской группе в психолого-педагогической науке………………………………………………………7
Динамика и условия развития межличностных отношений в детской группе………………………14
2.Экспериментальное исследование межличностных отношений в детском коллективе
2.1 Методики используемые для изучения межличностных отношений в детском коллективе…………………………………………………………….20
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………23
3. Заключение..................................................................................................26
4. Спмсок использованных источников……………………………………28
5. Приложения…………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Частное учреждение образования.docx

— 92.70 Кб (Скачать)

 

Для экспериментального исследования межличностных взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста, а также выявления их влияние  на личностное развитие детей,  были проведены исследования с использованием следующих методик.

  1. Методика «Выбор в действии» для определения социального статуса ребенка
  2. Методика «Лесенка» для определения отношения ребенка к себе и его общей самооценки

С целью изучения отношений  детей дошкольного возраста была  использована  методика «выбор в  действии». Разработанная и предложенная Я.Л. Коломинским [1963].

Методика проведения эксперимента. Детям предлагалось поиграть в игру . Игра состояла в том, что ребенок должен был выбрать трех детей из группы и «по секрету», чтобы никто не видел, положить им в шкафчики подарки (художественные открытки).

Перед началом проведения эксперимента ребенку давалась следующая  инструкция: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки тем детям, которые болеют, если хочешь». Последнее говорилось скороговоркой, чтобы дети не восприняли это положение обязательное. Далее  ребенку давались три картинки и  спрашивали, какая из трех ему больше нравится, затем – какая больше нравится из оставшихся двух. После  этого просили ребенка «на  минутку вернуть картинки и на обратной стороне каждой из них рядом  с номером ребенка по групповому списку ставили условное обозначение: 1-1-й выбор,2-2-й выбор,3-3-й выбор.

Затем ребенку говорили: «Теперь подумай, как следует, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и потом положи им в шкафчики, а другие ребята положат тебе.

После того как эксперимент  заканчивался, все шкафчики просматривались, из них вынимала картинки. Полученные данные заносились в таблицу(см.Приложение 1) и подсчитывалось общее количество выборов полученных ребенком. После этого подарки возвращались на место, чтобы дети, с нетерпением ожидавшие разрешения войти в раздевальную комнату, могли их забрать.

И, наконец, большое внимание в нашем эксперименте уделялось  предупреждению возникновения возможного отрицательного воспитательного эффекта.

 Есть дети, которые по тем или иным причинам, часто от них независящим, не пользуются симпатией сверстников. Ситуация, когда на общем фоне радостного возбуждения других детей группы, рассматривающих полученные подарки, они, бросившись к своим шкафчикам, ничего бы там не нашли, могла бы вызвать у них лишнюю травму, усугубив их эмоциональную реакцию на свое благополучие. Поэтому   таким детям, совсем не получивших выборов, подлаживались один – два подарка в их шкафчики.

Вместе с тем слишком  большое число подарков может  отрицательно сказаться на некоторых  особенно авторитетных детях группы: здесь задача была обратной – несколько уменьшить число подарков, полученных ими.

          В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:

                    K

          C=-------------*100

                   n-1

 

 где С — статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К — количество предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе; n — количество детей в тестируемой группе.

         Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С. .

Оценка результатов 

10 баллов - показатель С ребёнка равен 100%.

8-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%.

6-7 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.

4-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

 

        Выводы об уровне статуса ребенка

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

 

Следующей методикой , которая была использована являлась  «Лесенка». Применялась она для того что бы определить отношение ребенка к себе и его конкретную самооценку. В данной курсовой работе она применялась с целью подтверждения или опровержения гипотезы о том, что структура межличностных отношений в определенном коллективе, социальный статус  влияют на общую самооценку ребенка  и  на его отношение  к себе

Суть  методики в следующем: каждому из ребят был показан рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине им нужно было расположить фигурку ребенка. Для удобства была вырезана из бумаги фигурка мальчика и девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Детям  объяснялось значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята.

  1. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?
  2. А  на какой ступеньке ты окажешься, если тебя туда будет ставить кто-нибудь из ребят нашей группы ?

Если  ребенок не  правильно  понимал   объяснение, то оно повторялось.

При анализе результатов прежде всего  следовало обращать внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил .Ведь  позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. Это может быть связано с отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается личность ребенка. При этом у ребенка развивается установка, что он или вовсе недостоин любви, или что его любят только за его соответствие определенным требованиям (выполнить которые ребенок порой не в состоянии).

Индивидуальные данные о  ходе эксперимента (методики) изложены в приложении № 2

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов  исследования

 

 Использование методики «Выбор в действии» показало, что детей изучаемой подготовительной группы соответственно их социометрическому статусу можно распределить на 3 подгруппы.

В первую подгруппу вошли  дети со средним уровнем социометрического  статуса: Семенова Кристина и Мардуев Сергей. Самым ярким лидером получился Мардуев Сергей, он получил 8 выборов, его социометрический статус равен 57,2%. Кристина же получила 6 выборов, и ее социометрический статус равен 42,9 %

Во вторую группу вошли дети, у которых социометрический статус находится в пределах от 20% до 39%. Они составили вторую группу детей с низким социометрическим статусом. Сюда вошли 3 девочки( Гончарик Карина, Швед Диана и Зущик Мария) и 4 мальчика(Пашкевич Никита, Бондаренко Артем, Бабашев Павел и Ботько Валерий)

Третью группу составили  дети с очень низким социометрическим статусом, их было 4 человека. Социометрический статус данной группы колеблется в  пределах от 0% до 19%. В эту группу вошли следующие дети: Шеряков Алексей, Даниленко Арина, Злыгостев Стас и Попова Настя)

Анализ полученных данных показал, что у детей выделенной подгруппы присутствуют  устойчивые игровые объединения, не смотря на то что большое количество детей в группе получило малое количество выборов. В группе большинство детей общительны и легко отступают в контакты со сверстниками, но играют они, главным образом, в маленьких группах с детьми своего пола, что способствует закреплению разобщенности мальчиков и девочек.

Ядро группы составляют наиболее общительные дети Семенова Кристина, Мардуев Сергей. ,Швед Диана. Значительное количество группы представляют дети, которые либо испытывают трудности в общении, и в установлении контактов или такие как Злыгостев Стас, Даниленко Арина, Попова Настя, Шеряков Алексей, Гулевич София, которые часто болеют и редко посещают детский сад.

Шавель Алексей вообще недавно стал  посещать детский сад и ему очень трудно влиться в детский коллектив.

 

Взаимных выборов при  проведении методики было выявлено всего  лишь 13 из 45 общих. Исходя из этих данных можно высчитать коэффициент сплоченности группы, по формуле:

 

 

 

 

 

 

Коэффициент групповой сплоченности в группе довольно низкий, из чего можно сделать вывод о том, что межличностные отношения в группе не достаточно развиты. Возможно это связано с тем, что дети данной группы детского сада нерегулярно посещают ДУ.

При проведении второй методики «Лесенка» было выявлено, что детей с заниженной самооценкой в группе нет. У всех детей самооценка достаточна высокая. Значительный разрыв между собственной оценкой ребенка и его оценкой глазами других (мамы и сверстников) отсутствует. Это свидетельствует о том, что ребенок уверен в любви окружающих, чувствует себя защищенным. Такой ребенок не будет проявлять демонстративный или агрессивный тип поведения, пытаясь самоутвердиться, также он не будет застенчивым, обидчивым или замкнутым, пытаясь отгородиться и защититься от окружающих .

Отсутствие выборов со стороны  сверстников при проведении предыдущей методики ни коим образом не сказались на самооценке таких детей как Попова Настя, Злыгостев Стас она у них достаточно высока.

После проведения данных методик можно  сделать вывод о том, что группы в которых дети играют, контактируют, общаются, невелики и непостоянны в силу отсутствия большого количества взаимных выборов.

Так же можно сказать о том, что  отсутствие общения со сверстниками не сказывается сильным образом  на самооценке детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дошкольный возраст - особо  ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального  становления личности ребенка. В  это время в общении ребенка  со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его  личности. Знание особенностей отношений  между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у  них при этом возникают, может  оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Общение с детьми - необходимое  условие психологического развития ребенка. Потребность в общении  рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.

В теоретической части  работы было рассмотрено понятие межличностных отношений и определено, что это - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и деятельности; это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Помимо этого была прослежена динамика развития межличностных отношений в дошкольном возрасте, определены основные показатели - просоциальность действий и эмоциональная причастность к сверстнику, а также нами было установлено, что уже к старшему дошкольному возрасту у детей четко проявляется стабильность статусных категорий и отношений.

В экспериментальной части исследования осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы о то, что структура межличностных отношений в определенном коллективе, социальный статус  влияют на общую самооценку ребенка  и  на его отношение  к себе.

 В экспериментальной части были использованы две методики»Выбор в действии» и «Лесенка». Первая из методик была направлена на определение социального статуса каждого ребенка в группе и на определение коэффициента сплоченности группы. Вторая же методика была направлена на определение самооценки каждого ребенка своими глазами и глазами сверстников.

В результате, после проведения всех методик было выявлено, что очень низкий и низкий социальные статусы не оказывают большого влияния на самооценку детей. Да, те ребята, у которых социальный статус был средним обладают завышенной самооценкой, те же у которых социальный статус  был низким имеют просто высокую самооценку. Но на мой взгляд это не говорит о том, что социальный статус оказывает влияние на самооценку детей.

Таким образом, результаты эксперимента не подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что структура межличностных отношений в определенном коллективе, социальный статус  влияют на общую самооценку ребенка  и  на его отношение  к себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе