Влияние межполовых различий на семейные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования выступит влияние межполовых различий на семейные отношения.
Задачи работы:
рассмотреть теории и концепции, существующие по данной проблеме
выделить основные факторы обусловливающие половые различия в психике мужчин и женщин.
охарактеризовать психофизиологические перцептивные и личностные особенности разных полов.
рассмотреть гендерные стереотипы и половые роли
рассмотреть значение разницы в психике между мужчинами и женщинами для межличностного понимания.
рассмотреть возможные тактики разрешения конфликтов.

Оглавление

Введение....................................................................................................3
Глава1. Межполовые различия............................................................6
1.1. Теории и концепции, объясняющие различия в психике мужчины и женщины.................................................................................................6
1.2. Факторы определяющие половые различия.................................9
1.3. Различия в способностях, обусловленные гендером..................11
а. Писихофизиологические различия.............................................11
б. Различия в перцептивных способностях...................................13
в. Личностные особенности мужчин и женщин...........................16
Глава 2. Влияние межполовых различий на семейные
отношения..............................................................................................20
2.1 Половые нормы, роли и стереотипы.......................................20
2.2 Влияние половых различий и стереотипов на семейные
отношения........................................................................................26
2.3 Механизмы предотвращения семейных конфликтов............33
Заключение......................................................................................36
Библиография..................................................................................38

Файлы: 1 файл

курсовая по психологииdocx.docx

— 67.46 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение....................................................................................................3

Глава1. Межполовые различия............................................................6

1.1. Теории  и концепции, объясняющие различия  в психике мужчины и женщины.................................................................................................6

1.2. Факторы определяющие половые различия.................................9

1.3. Различия  в способностях, обусловленные гендером..................11

а. Писихофизиологические различия.............................................11

б. Различия в перцептивных способностях...................................13

в. Личностные особенности мужчин и женщин...........................16

Глава 2. Влияние межполовых различий на семейные

отношения..............................................................................................20

2.1 Половые  нормы, роли и стереотипы.......................................20

2.2 Влияние  половых различий и стереотипов  на семейные 

отношения........................................................................................26

2.3 Механизмы  предотвращения семейных конфликтов............33

Заключение......................................................................................36

Библиография..................................................................................38

 

 

 

 

Введение.

 

На сегодняшний день известно, что различия между мужчиной и женщиной заключаются не только во внешних отличительных признаках пола. Оказывается эти различия распространяются на гораздо большее количество факторов: внутренние органы у мужчин и женщин действуют по-разному, по-разному работает эндокринная система, разный обмен веществ, частота дыхания и сердечных сокращений, состав крови и т.д. Помимо физиологических отличий, разница между полами затрагивает еще и психологию их представителей. Эта разница совсем не открытие нашего времени, о ней знали и в более ранние времена: мужчинам и женщинам испокон веков приписывались разные качества, у них были разные боги, мужское и женское начала обычно разграничивались и часто противопоставлялись. Мужчинам и женщинам приписывались разные социальные роли и атрибуты, причем, раньше они разграничивались строже, чем сейчас. Например, в древней Скандинавии считалось серьезным преступлением, если женщина или мужчина надевали одежду не соответствующую своему полу. Еще не так давно, в 19 веке было распространено убеждение, что женщина и политика или финансовая деятельность  не совместны.

В наши дни, проблема психофизиологической разницы между полами особенно актуальна, потому что сегодня роли полов, а так же их традиционные атрибуты, находятся в стадии активного изменения. Меняются социокультурные условия, меняется и психология индивидов. Возникает необходимость в поиске новых путей психологической помощи, налаживания межличностного взаимопонимания, преодоления стереотипов и предрассудков, формирования благоприятной среды для развития детей в семьях, самореализации индивидов, освоения новых социальных норм и ролей, и т. д. Здесь то и возникает вопрос: можно ли применять одинаковые методы и пути и решения проблем к мужчинам и женщинам  с одинаковой эффективностью, одинакова ли психика мужчин и женщин,  если нет, то в чем разница, насколько она велика, в чем причина различий.

 В  связи с этим, в наши дни проводятся междисциплинарные исследования в области психологии и психофизиологии женщин и мужчин, появляются новые пограничные дисциплины: психофизиология (является областью междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом), дифференциальная психофизиология пола (изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий мужчин и женщин). Вслед за зарубежными исследованиями, в отечественных концепциях кроме понятия пола появляется и активно изучается понятие гендера. Гендер означает социальный пол (в отличии от биологического), то есть те полоролевые ожидания и отношения, которые различаются для мужчин и женщин. Термин «гендер» отражает социальные, культурные, психологические и иные особенности взаимоотношений между полами, их статусами, особыми интересами, запросами, потребностями, стратегиями. Другими словами, это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям мужчина и женщина.

Межполовые различия в области психологии в нашей стране - слабо разработанное научное направление. До начала 90-х годов в отечественной психологии почти совсем не публиковались работы на эту тему. Только в конце 20 века количество опубликованных работ увеличилось. Особенно ценным в этих работах является обращение к изучению тех аспектов психологии пола, которые раньше не изучались. Например статьи посвященные детской психофизиологии, полоролевым стереотипам, гендерным различиям в спорте [1-3, 7, 24, 25]. Можно назвать несколько фамилий психологов-исследователей, которые опубликовали работы, относящиеся к направлению "психология пола": Ильин Е.П. ("Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины"), Клецина И.С. ("Гендерная социализация"), Отто Вейнингер ("Пол и характер").

Целью моей работы является изучить проблему психофизиологии пола и основных различий между мужчиной и женщиной, понять откуда идут корни этих различий, от чего они зависят, а так же рассмотреть гендерные различия в качестве фактора межличностного понимания, типичные проблемы обусловленные разницей между полами, а так же, если возможно, способы их решения.

Объектом исследования в моей работе являются мужчины и женщины, как представители разных полов. Вернее будет сказать, типичные представители мужчин и женщин, так как возможно встретить женщин, в которых мужских черт больше чем в ином мужчине и наоборот, но в своей работе я не буду касаться этих исключений. Поэтому под словами "мужчина" или "женщина" я буду понимать неких "типичных" представителей своего пола.

Предметом исследования выступит влияние межполовых различий на семейные отношения.

Задачи работы:

    • рассмотреть теории и концепции, существующие по данной проблеме
    • выделить основные факторы обусловливающие половые различия в психике мужчин и женщин.
    • охарактеризовать психофизиологические перцептивные и личностные особенности разных полов.
    • рассмотреть гендерные стереотипы и половые роли
    • рассмотреть значение разницы в психике между мужчинами и женщинами для межличностного понимания.
    • рассмотреть возможные тактики разрешения конфликтов.

 

 

Глава 1.

1.1 Теории и концепции, объясняющие  различия в психике мужчины  и женщины.

Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические (или эволюционные) и социальные (или культурные).

1. Биологический (или эволюционный) подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются физиологическими факторами: генами и гормонами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темпераментом и проч.

 Эксперименты по доказательству  зависимости различий между мужчинами  и женщинами от гормонов и  физиологических переменных проводили  X. Айзенк, М. Цукерман. Нолен-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах с различиями в психике разных полов.

Психологи этого направления выдвигают на первый план универсальность человеческой природы, которая создавалась путём естественного отбора. Природа поддерживает те механизмы поведения, которые получив толчок к возникновению из-за условий окружающей среды, способствуют сохранению и распространению генов данной особи.

Подобных убеждений в частности придерживается В. А. Геодакян в своей эволюционной концепции дифференциации полов (1992). Согласно ей мужской пол играет главную роль в изменении, а женский — в сохранении популяции, а половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Это — эффективный способ эволюции [10, с. 171—189; 11, с. 60-69]. Эта концепция была подтверждена экспериментами на животных, проведенными В. К. Федоровой, Ю. Г. Трошихиной и В. П. Багруновым. Она может объяснить и многие половые различия в сенсомоторных и интеллектуальных функциях. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту концепцию неоднозначна. И. С. Клецина [12, с. 533-534; 21, с.61-78], к примеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение, поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, а человек сам создает себе среду развития. Однако, несмотря на критику, концепция В. А. Геодакяна по-прежнему одна из самых популярных в отечественной психологии.

К биологическому подходу можно отнести работы 3. Фрейда, который считал женщин завидующими мужской анатомии и его продолжателей X. Когут, О. Кёрнберг, Я. Йорстад. хотя согласно классификации подходов Бернса их работы относятся скорее к проблеме гендерной социализации, чем гендерных различий.

 

2. Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом. Приверженцы этого подхода, не отрицают того факта, что для любого вида поведения необходимо наличие эволюционировавших генов, но в то же время ставят во главу угла адаптивность человека.

Одна из наиболее известных в этом подходе — теория социальных ролей Элис Игли: чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя согласно своей гендерной роли, т. е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие — для женщин [17, с.194].

Согласно модели разрабатываемой А. Фейнгольдом, гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные, и стремиться в самоотчетах отразить свою личность благоприятным образом.

Американские психологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон разрабатывали теорию  о «взаимозависимой» и «независимой» я-концепциях и объясняли гендерные различия в социальном поведении, опираясь на нее. По мнению авторов, женщинам в целом характерна связь с другими людьми, т. е. «взаимозависимая», а для мужчин — «независимая» я-концепции. Формирование первой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких людях, и их цели и, потребности так же важны, как и собственные. В "независимой" я-концепции главным принципом является автономия, отделение от других, а взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей.

Гипотеза Сюзанны Кросс и Лауры Мэдсон объясняет и то, почему женщины и мужчины ведут себя по-разному в одних и тех же ролях: например если они занимают одинаковые должности, их поведение контролируют одинаковые требования и ожидания, соответственно влияние гендерной роли ослабевает. Так же в этой концепции утверждается, что люди могут отклоняться в своем ролевом поведении от принятых норм или проявлять различное поведение в одинаковых ситуациях из-за разницы я-концепций. В рамках этой теории возможно объяснение стирания полоролевых границ в современном мире.

Эту концепцию продолжили Р. Баумейстер и К. Соммер добавив в детерминанты различий между мужчинами и женщинами понятие различной социальности. Они признавали мужчин и женщин одинаково социальными существами, одна для женщин считали характерной диадическую социальность (т. е. они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а для мужчин — родоплеменную (т. е. они ориентированы и вовлечены в более многочисленные социальные связи).

Концепция андрогинии Сандры Бэм и Джудит Спенс, объясняет как наличие, так и отсутствие различий между полами. Д. Спенс и коллеги рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами (маскулинных мужчин и фемининных женщин) не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе — андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов: можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики.

Концепция токенизма (tokenism), предложенная Розабет Кентер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности).

Разделение на всех концепций изучения различий между полами во многом условно, так как чисто биологической или культурной теории нет. Во   многих   случаях   различия   между   полами   объясняются   сочетанием биологических   и   социальных   факторов.

 

1.2 Факторы определяющие половые  различия.

Всего выделяют два типа факторов: биологические и социальные.

1. Биологические факторы.

а. Разные роли, выполняемые мужчинами и женщинами в репродуктивной деятельности, могут приводить к расхождениям в эмоциональном развитии, интеллектуальном функционировании и достижениях. Длительный период вынашивания и воспитания детей, биологически достающийся партнеру женского пола, имеет большое значение в половой дифференциации интересов, эмоциональных черт, профессиональных целей и достижений во многих сферах.

б. Влияние половых гормонов на поведение — это прямой источник половых различий в психологических чертах. Обширные данные как из экспериментов с животными, так и клинических наблюдений за людьми показывают, что наличие мужских или женских половых гормонов влияет на определенные аспекты поведения, как, например, агрессивность. В то же время необходимо обратить внимание на отсутствие резкого контраста между мужчинами и женщинами в выработке половых гормонов, различие заключается скорее в их количестве.                              

в. Определяющие пол хромосомы. Половые различия описаны почти для каждой физической переменной, включая строение тела, анатомические особенности, физиологическое функционирование и биохимический состав. Например, вес мальчиков стандартно больше чем у девочек, мышечная сила и реактивность, объем легких, выработка энергии, -  Все эти физические показатели играют важную роль в игровой активности, интересах и достижениях в различных сферах работы. К примеру, будет разумным предположить, что большая сила и подвижность мальчиков повышают вероятность их манипулирования механическими предметами, и поэтому косвенным образом содействуют развитию более четких механических понятий.

Информация о работе Влияние межполовых различий на семейные отношения