Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:05, курсовая работа
Предметом исследования выступит влияние межполовых различий на семейные отношения.
Задачи работы:
рассмотреть теории и концепции, существующие по данной проблеме
выделить основные факторы обусловливающие половые различия в психике мужчин и женщин.
охарактеризовать психофизиологические перцептивные и личностные особенности разных полов.
рассмотреть гендерные стереотипы и половые роли
рассмотреть значение разницы в психике между мужчинами и женщинами для межличностного понимания.
рассмотреть возможные тактики разрешения конфликтов.
Введение....................................................................................................3
Глава1. Межполовые различия............................................................6
1.1. Теории и концепции, объясняющие различия в психике мужчины и женщины.................................................................................................6
1.2. Факторы определяющие половые различия.................................9
1.3. Различия в способностях, обусловленные гендером..................11
а. Писихофизиологические различия.............................................11
б. Различия в перцептивных способностях...................................13
в. Личностные особенности мужчин и женщин...........................16
Глава 2. Влияние межполовых различий на семейные
отношения..............................................................................................20
2.1 Половые нормы, роли и стереотипы.......................................20
2.2 Влияние половых различий и стереотипов на семейные
отношения........................................................................................26
2.3 Механизмы предотвращения семейных конфликтов............33
Заключение......................................................................................36
Библиография..................................................................................38
Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности отношений. Доверие как часть физической и душевной близости в большей мере проявляется у женщин. Большая потребность в интимных отношениях совпадает с большей способностью у девушек устанавливать контакт с представителями противоположного пола.
У женщин выше умение социально реализовать свой потенциал, они более адекватны в жизненных ситуациях. Сильнейшее средство сублимации — общение с ребенком. Ребенок может практически полностью удовлетворить потребность в интимных, доверительных отношениях. Женщины лучше подготовлены и к возможным разрывам в интимных отношениях. При всей чувствительности к доверительному общению женщины скорее вновь устанавливают интимные отношения. Существующие нормы в обществе допускают для женщин большую свободу в проявлении эмоций и признании собственных слабостей. Они чаще мужчин могут обращаться за помощью к другим людям.
Таким образом всем известно множество биологических различий полов. Все они отражаются в психологических различиях в прямой форме или посредством косвенных воздействий. Влияние полового фактора на развитие человека очень велико, и изучение взаимодействия данного свойства с другими личностными составляющими позволяет лучше понять соотношение биологических и социальных факторов в развитии человека.
В связи с этим, чрезвычайно необходимы и полезны исследования половых различий не одного какого-то психического свойства или возрастного периода (в отечественной психологии, это чаще период детства и юности), а всего жизненного пути личности, разных психических процессов, состояний, свойств, качеств и функциональных уровней, так как это придаст нередко "бесполой" психологии многогранность и многоаспектность в рассмотрении психических явлений и позволит описать взаимосвязи онтогенеза индивидуальных особенностей личности через призму одной из важных ее составляющих - призму пола.
Глава 2. Влияние межполовых различий на семейные отношения.
2.1 Половые нормы, роли и стереотипы.
На основе различий рассмотренных ранее складываются определенные ожидания и нормы поведения мужчин и женщин в социуме. Например вследствии того, что женщины физиологически способны распозновать больше интонаций в голосе чем мужчины и соответственно влиять на собеседника более эффективно, складывается представление о коварстве женщин. Физическая слабость вызвала появление стереотипа о том, что женщины не в состоянии постоять за себя и решать серьезные жизненные проблемы. Физически обусловленная предрасположенность мужчин к математическим наукам вызвала к жизни миф о том что женщины не должны заниматься точными науками. Подобные мнения и ожидания получили название половые роли (или полоролевые стереотипы).
Половые роли несмотря на огромное количество книг и статей, в названии которых встречается термин "половые роли", обнаруживается на удивление мало сходства в определениях этого термина. На самом общем уровне половые роли можно определить как "совокупность образцов поведения и характеристик, широко рассматриваемых как а) типично женские или мужские (полоролевые стереотипы) и б) желательные для женщин или мужчин (полоролевые нормы)". Таким образом понятия полоролевые, роли, нормы и стереотипы тесно взаимосвязаны, и в некоторых смыслах даже используются как взаимозаменяемые.
К характеристикам, которые обычно считают охватываемыми половыми ролями человека, относятся черты личности, ценности, навыки и способности, интересы и виды деятельности, выполняемой в рамках семейных или профессиональных ролей.
На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности. Несоответствие реального поведения человека требованиям той половой роли, которую он (она) играет, может создавать условия для возникновения конфликтов или быть их непосредственной причиной [8].
Когда мы начинаем говорить об определенном наборе правил и норм поведения, совершенно очевидно появляется предположение о том, что существует некий стандартный набор ожидаемых характеристик, которым должен соответствовать тот или иной человек., или та или иная группа, таким образом, мы переходим к понятию стереотип.
Традиционно, под словом стереотип понимают некую схему, на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью, человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь. Со стереотипами различного рода мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, когда характеризуем того или иного человека или группу людей по каким-либо «общим» качествам и свойствам. Существуют различные стереотипы, моя цель рассмотреть стереотипы, в которых отражаются обобщенные суждения о присущих мужчинам и женщинам качествах, и существующих между ними различиях [25].
В рамках проекта «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей», с целью выявления мнений о мужских и женских ролях было проведено групповое интервью. Его участники обоих полов, разных возрастов и разного уровня образования. На вопрос «Какие ассоциации возникают у вас со словами «мужчина» и «женщина»?» были получены следующие ответы. Слово «женщина» чаще всего связывалось с домом, материнством, домохозяйством, воспитанием детей и т.д. Понятие же «мужчина» в большинстве случаев ассоциировалось с функциями опоры семьи и финансового источника, ролями отца, воина и защитника и т.п. Приведенный пример демонстрирует проявление так называемых гендерных стереотипов, относящихся к различному восприятию и оценке качеств и свойств людей на основе их принадлежности к определенному полу [20].
Cтоит отметить, что хотя некоторые люди принимают традиционные полоролевые стереотипы, вследствие их широкого распространения, как разумные и естественные, многие психологи с этим не согласны. Традиционные полоролевые стереотипы несовместимы со многими половыми различиями и являются дезадаптивными для большинства взрослых ролей [16].
Встречаются разные определения гендерного стереотипа. По мнению А.В. Меренкова, это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола».
Другое определение: «Гендерные стереотипы - это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами».
Еще одно определение мы встречаем у И.С.Клециной «Под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».
В общем, понятие «гендерные стереотипы» подразумевает, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В-третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.
Все гендерные стереотипы можно разделить на три группы:
Первая - стереотипы маскулинности / феминности (или фемининности). По-другому они называются стереотипами мужественности / женственности. Эту группу стереотипов можно определить, как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств и социально-психологических свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности. Например, женщинам обычно приписываются такие качества как пассивность, зависимость, эмоциональность, конформность и др., а мужчинам - активность, независимость, компетентность, агрессивность и т.д.
Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах. Женщинам, как правило, в качестве основных отводятся семейные роли (матери, хозяйки, жены), а мужчинам - профессиональные. Как отмечает И.С.Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин - по наличию семьи и детей» [22, c.102].
Так, в качестве сугубо «женских» отмечаются роли, связанные с уборкой в доме, приготовлением пищи, стиркой и глажением белья и мытьем посуды. Мужскими же функциями в семье, по мнению участников опроса, являются функции добывания денег, ремонтные работы по дому, вынос мусора. При этом досуговые роли гораздо чаще приписываются мужчинам, чем женщинам (общение с друзьями за кружкой пива, отдых на диване, просмотр ТВ и газет, рыбалка, футбол и др.). Это было также подтверждено результатами исследования по изучению школьных учебников, которое показало, что мужские персонажи изображаются в ситуациях отдыха значительно чаще, чем женские.
Третья группа гендерных стереотипов отражает различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда. Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам - экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером. Поэтому распространенным является мнение о существовании так называемых «мужских» и «женских» профессий.
Стереотипный перечень мужских занятий включает профессии архитектора, водителя, инженера, механика, исследователя и т.д., а женских библиотекаря, воспитательницы, учительницы, телефонистки, секретарши и др. В число «мужских» профессий входит большой набор специальностей промышленной, технической, строительной, военной, сельскохозяйственной и других сфер. Женщинам при этом традиционно отводятся занятия в сферах образования, медицины, обслуживания. В научной сфере занятость мужчин связывается с естественными, точными, общественными областями, а женщин преимущественно, с гуманитарными.
Наряду с подобным «горизонтальным» делением сфер труда на мужские и женские, существует и вертикальное деление, выражающееся в том, что руководящие должности в подавляющем большинстве занимают мужчины, а позиции женщин имеют подчиненный характер.
Из перечисленных групп гендерных стереотипов наиболее общими и универсальными являются стереотипы феминности/маскулинности. Стереотипы второй и третьей групп носят более частный характер, и охватывают, в большинстве случаев, семейную или профессиональную сферы. При этом описанные три группы гендерных стереотипов тесно взаимосвязаны между собой.
Как уже говорилось выше, стереотипы используются людьми для облегчения обработки информации, для быстрого выбора стратегий поведения. Это схема, с помощью которой человек обобщает некие явления, предметы или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь.
Однако, существующие в обществе гендерные стереотипы могут играть и негативную роль.
Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть в действительности.
Второй отрицательный эффект половых стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Наиболее наглядно это проявляется при восприятии взрослыми детей разного пола. Дж. Кондри и С. Кондри проделали любопытный эксперимент: испытуемым показывали фильм о девятимесячном ребенке; при этом одной половине зрителей говорилось, что этот ребенок — мальчик, а другой половине — что девочка. В одном из показанных эпизодов ребенок начинал кричать после того, как из коробки внезапно выпрыгивал попрыгунчик. Те, кто считал ребенка мальчиком, воспринимали его «рассерженным», а те, кто считал ребенка девочкой, воспринимали ее «испугавшейся». Маленькие девочки, по мнению взрослых, имеют более приятную внешность, чем мальчики. Миловидных младенцев в большинстве случаев считают девочками. Сходный эффект выявлен и при оценке родителями способностей своих детей. Экклз показала, что родители, исходя из существующего стереотипа, оценивали способности сына к математике как более высокие, нежели дочери, даже в том случае, когда их успеваемость была одинаковой.
Этот эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!»
Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу. Мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше увеличиваются [15, с. 39-41].
Гендерные стереотипы проявляются в восприятии социального статуса мужчин и женщин, возможности получения образования, в профессиональной карьере, политических правах, оценке достигаемых мужчинами и женщинами результатов. Помимо этого полоролевые стереотипы сильнейшим образом влияют на семейные отношения. Несоответствие поведения человека определенной половой роли может создавать условия для возникновения конфликтов или быть их непосредственной причиной, кроме того, часто супруги даже не знают, о существовании различий в психике мужчин и женщин. Знание особенностей, присущих представителям разного пола, необходимо для построения нормальных семейных отношений, поскольку, к сожалению, многие супружеские проблемы, в особенности при адаптации молодых супругов, происходят из-за непонимания партнера.
Информация о работе Влияние межполовых различий на семейные отношения