Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:19, доклад
Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.
В индивидуальной работе с родителями большое место занимает создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня.
Существенным фактором влияния
школы на семейное воспитание является
индивидуальная работа с родителями.
Она охватывает различные стороны
учебных занятий учащихся, их нравственное
формирование, организацию трудовой
деятельности и профессиональную ориентацию.
В индивидуальной работе с родителями
большое место занимает создание необходимых
домашних условий для учебных занятий
и трудовой деятельности школьников, а
также осуществление контроля в семье
за их поведением и соблюдением режима
дня. Некоторые родители не уделяют этим
вопросам должного внимания, что отрицательно
сказывается на успеваемости и нравственном
развитии учащихся. В отдельных семьях
родители не заботятся об организации
досуга детей и воспитании у них здоровых
духовных потребностей. В частности, обнаруживается,
что некоторые учащиеся мало читают, не
проявляют интереса к музыке и изобразительному
искусству и слишком много времени проводят
у телевизора. В ряде случаев родители
без должного внимания относятся к удовлетворению
запросов учащихся в области технического
творчества, не помогают им в создании
«рабочих уголков». Некоторые родители
стремятся снять с себя ответственность
за воспитание детей и полностью переложить
ее на учителей даже тогда, когда их дети
плохо ведут себя на улице, не выполняют
домашних заданий и т.д. Все это, естественно,
требует соответствующей индивидуальной
работы с родителями.
Формы этой работы и влияния на родителей
чаще всего требуют принятия соответствующих
мер со стороны семьи и школы по улучшению
воспитания учащихся. В этих случаях учителя
совместно с родителями анализируют причины
недостатков в учебе и поведении школьников
и намечают пути их преодоления. Если,
например; ученик часто не выполняет домашних
заданий и не учит уроков и обнаруживается,
что в семье никто не следит за его домашней
учебной работой, учителя договариваются
с родителями об усилении контроля за
домашним учением школьников. Такие же
приемы работы с семьей используются школой
и тогда, когда учащиеся тратят слишком
много времени на просмотр телевизионных
программ или нуждаются в контроле за
поведением в свободное время и т.д.
Индивидуальная работа зачастую носит
характер педагогических консультаций
и практических советов родителям по улучшению
семейного воспитания. Так, отдельные
учащиеся отличаются повышенной нервозностью
или проявляют упрямство. Не все родители
достаточно компетентны в подходе к таким
детям и нуждаются в квалифицированной
помощи со стороны педагогов.
Весьма важна индивидуальная работа с
родителями тех учащихся, которые проявляют
интерес и способности к изучению отдельных
учебных предметов или особую одаренность
в области искусства. Контакты школы с
родителями таких учащихся направляются
на то, чтобы родители, заботясь о развитии
творческих задатков детей и создавая
для этого необходимые условия, обращали
внимание на вовлечение их в другие виды
деятельности и в особенности в общественно
полезную работу с тем, чтобы содействовать
правильному формированию их нравственности.
Оказывая индивидуальную помощь родителям
и воздействуя на них в целях улучшения
семейного воспитания, учителям следует
проявлять необходимый педагогический
такт. Особенно критической оценки заслуживают
жалобы учителей тем родителям, дети которых
плохо ведут себя в школе. Такие жалобы,
как правило, не дают положительного эффекта,
а иногда приносят и прямой вред. На это,
в частности, указывал еще А.С. Макаренко.
«Вы прекрасно понимаете, – писал он, –
что обычно вызывают родителей и говорят:
«Ваш мальчик не учится и плохо ведет себя.
Примите какие-нибудь меры. Поговорите.
Боже сохрани – не бейте». – «Хорошо, до
свидания».
Каждый понимает, в чем дело... Иной родитель
после такого разговора прямо берется
за ремень, а другой просто ничего не делает,
и все идет по-прежнему» .
Антон Семенович придерживался мнения,
что школа должна воздействовать на улучшение
семейного воспитания через учащихся.
Он говорил: «Что же касается школы и семьи,
я никогда не вызывал родителей. Я педагог...
и считал, что если дети у меня воспитываются,
я квалифицированный воспитатель, так
я детей заставлю вносить по-ложительное
влияние в семью.
Попробуйте стать на эту точку зрения,
и вы увидите, как будет легко, когда вы
научите детей чувствовать ответственность
за семью» .
Идея А.С. Макаренко о влиянии на семью
через учащихся заслуживает серьезного
внимания. Автор настоящих строк, работая
в школе, не раз лично убеждался в ее плодотворности.
Когда мы, например, всерьез брались за
развитие читательских интересов учащихся
и рекомендовали им создавать домашние
библиотечки, мы оказывали необходимое
влияние на родителей, и те включались
в эту работу. То же самое относится к трудовой
деятельности учащихся в семье, к соблюдению
режима дня и т.д. Иногда эти задачи мы
ставили перед учащимися и проводили с
ними соответствующую работу, это оказывало
положительное влияние также на воспитательную
деятельность родителей. К сожалению,
положение о влиянии на воспитательную
работу семьи через учащихся пока еще
не получило глубокого освещения в педагогике
и слабо используется в школе.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Главное в работе классного
руководителя с родителями состоит
в том, чтобы обеспечить единство
требований к воспитанию учащихся со
стороны семьи и школы, создать
нормальные условия для их домашнего
учения и направлять воспитательную
деятельность семьи. Содержание и основные
формы работы школы с семьей раскрыты
в специальной главе на эту
тему. Поэтому здесь мы ограничимся
освещением лишь некоторых вопросов
деятельности классных руководителей
по поддержанию связей с родителями
учащихся.
Большое место в работе классного руководителя
с семьей занимает систематическое информирование
родителей об успеваемости, поведении
и общественно полезном труде учащихся.
С этой целью один раз в учебную четверть
проводятся родительские собрания, на
которых детально анализируется состояние
успеваемости и дисциплины школьников
и намечаются мероприятия по улучшению
работы семьи в этом направлении. В необходимых
случаях, когда требуется срочное вмешательство
семьи в решение той или иной воспитательной
задачи, классный руководитель посещает
родите-лей на дому или приглашает их в
школу, и они совместно договариваются
о том, какие меры нужно принимать для
улучшения учебы или поведения учащихся.
Например, ученик перестал дома готовить
уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией.
В этом случае классный руководитель советует
родителям усилить контроль за его домашней
работой, а также за поведением вне школы.
В иных случаях обнаруживается, что школьник
проявляет повышенную нервозность и нередко
приходит в школу с плохим настроением.
Классному руководителю нужно посетить
такого ученика дома, ознакомиться с условиями
его жизни и работы в семье и договориться
с родителями о необходимости создания
для него более спокойной обстановки,
а может быть, и соответствующего лечения.
Обязанность классных руководителей –
осуществлять педагогическое просвещение
родителей, в особенности с учетом специфического
подхода к учащимся различных возрастных
групп. Так, необходимо ознакомить родителей
с возрастными особенностями воспитания
и развития тех учащихся, с которыми работает
класс-' ный руководитель, и дать практические
советы о том, какое отражение должны находить
эти особенности в процессе семейного
воспитания. Беседы, лекции и доклады для
родителей обычно охватывают такие вопросы:
особенности семейного воспитания младших
школьников (подростков или старших школьников);
взаимоотношения родителей и детей и их
влияние на семейное воспитание; как помогать
детям учиться; санитарно-гигиенический
режим школьника в семье; акселерация
и ее влияние на воспитание учащихся; организация
досуга детей в семье и т.д. Классный руководитель
заботится о привлечении родителей к участию
в работе школьного лектория, к посещению
занятий в народном университете педагогических
знаний, пропагандирует педагогическую
литературу по семейному воспитанию.
Оказывая влияние на воспитательную деятельность
семьи, классный руководитель в то же время
опирается на родителей при проведении
воспитательной работы с учащимися. По
его инициативе родители нередко берут
шефство над «трудными» школьниками, на
которых не оказывает должного воздействия
семья. Родители – специалисты различных
областей знаний и профессий – проводят
с учащимися беседы на медицинские, патриотические
и производственные темы, принимают участие
в организации экскурсий, литературно-художественных
вечеров и т.д. Некоторые родители ведут
кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию,
техническому творчеству.
Харламов И.Ф. Педагогика.
– М.: Гардарики, 1999. – 520 с.