Системы семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:38, реферат

Краткое описание

Цель работы: провести анализ семьи с точки зрения теории систем.
Задачи работы:
- рассмотреть развитие взглядов на семью как систему;
- провести анализ основных закономерностей функционирования и развития семьи как системы.

Оглавление

Введение
1 Семья как система
1.1 Теория систем и семья
1.2 Развитие взглядов на семью как систему
2 Закономерности функционирования и развития семьи как системы
2.1 Историческое становление семьи как элемента социальной системы
2.2 Психологические характеристики современной семьи
2.3.Динамика современной семейной системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Системы семейных отношений..docx

— 57.74 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1 Семья как система

1.1 Теория систем и семья

1.2 Развитие взглядов на семью  как систему

2 Закономерности функционирования и развития семьи как системы

2.1 Историческое становление семьи  как элемента социальной системы

2.2 Психологические характеристики  современной семьи

2.3.Динамика современной семейной  системы

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Семья и  брак относятся к явлениям, интерес  к которым всегда был устойчивым и массовым. Практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего  племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает  как отчётливо выраженная социальная единица.

Семья призвана, с одной стороны, обеспечить физическое и духовное воспроизводство населения, то есть выполнить такую социальную функцию, которая не под силу ни одному социальному институту, а с другой стороны, - семья выполняет хозяйственно-бытовые  и другие социальные функции, выступает  фактором формирования, переоценок ценностей  и установок взрослого человека в процессе его жизнедеятельности.

Усиленное общественное внимание к семье связано  с современным демографическим  развитием. Даже беглый взгляд на статистические данные, касающиеся рождаемости в  России, позволяют заметить, что  это процесс весьма нестабильный и в значительной степени зависящий  от конкретных мероприятий, осуществляемых в рамках государственной демографической  политики. Семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и  способность восполнять население  в каждом следующем поколении. Однако роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья  способствует развитию общества и его  прогрессу.

В ряду причин усиленного внимания к проблемам  семьи, находится стремление общества искоренить такие негативные социальные явления, как преступность, наркомания, самоубийства, так как на развитие тех или иных качеств личности играет семья.

Тема  курсовой работы актуальна, поскольку  проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находится в центре внимания социальной психологии, поскольку семья как система представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.

Вопросам изучения семьи как  системы посвящено много работ отечественных и зарубежных психологов:

Цель работы: провести анализ семьи с точки зрения теории систем.

Задачи работы:

- рассмотреть развитие взглядов  на семью как систему;

- провести анализ основных закономерностей функционирования и развития семьи как системы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

1 Семья как система

1.1 Теория систем и  семья

семья система брачный

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая  теория систем, которая была разработана  в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы - организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе и семья.

Постулаты этой теории систем [1.C. 28-29]:

  1. Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система - нечто большее.
  2. Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.

С точки зрения теории системы семья  представляет собой открытую систему. Закрытые системы - те, которые функционируют  автономно. Открытые - которые для своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить - она существует в социуме и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет - системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться.

Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.

Семья также является и первичной  системой по отношению к каждому  входящему в неё элементу. Это  значит что закономерность, по которым  существует семья могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют её элементы - члены семьи. [7.C.11]. То что происходит в семье часто не зависит от намерений людей а регулируется свойствами системы как таковой. Родители хотят хорошего в воспитании детей, а по факту получается другое. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья первична) и подчиняются правилу функционирования систем. Семья первична и находится над элементами её составляющими. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять ничего, почему в этой системе возникают проблемы.

Если окружающая среда пытается воздействовать на семью, он должен учитывать  её функционирование как системы. Главный  принцип - опосредованное воздействие. Это значит, что семья как система  больше элементов из которых она состоит, также она больше и психолога, хотящего что-то изменить в ней (психолог). Воздействие на один из элементов получит противодействие, направленное чтобы снивелировать действие психолога. Наркомания - проблема системы а не индивидуума. Ненаркоман для семьи - аномалия и система пытается восстановить старый статус.

Поэтому все интервенции, которые  используют люди для помощи, носят  опосредованный характер.

 

 

1.2 Развитие взглядов на семью  как систему

 

Семья является системой связанной  с другими также и в продольном разрезе. Системы семьи жены взаимодействуют  с системой семьи мужа, поэтому  многие закономерности в новой семье  не изобретены заново, но приходят к  нам из прошлых систем. Поэтому  важно владеть техникой генограмм. Напоминает гениологическое древо[14.C 188]. С помощью генограмм удаётся записать и описать характер взаимоотношений людей в поколениях и выявить основные стереотипы в отношениях, которые передаются и воспроизводятся в поколениях. Носят характер передачи стереотипов путём воспроизведения семьёй стереотипов родительских семей. Например, передача стереотипа алкоголизма. Какие-то нерешенные проблемы в родительской семье, в качестве какой-то формы поведения воспроизведутся в следующей семье. Например, у матери и сына был хронический конфликт. Мать сына недолюбливала. Сын чего-то недополучил от матери. Их отношения стали сложными и он ушел из семьи, чтобы создать новую семью. Он её создаёт, но в отношениях с женой он воспроизводит тот же конфликт, который был с матерью.

Теория дифференциации: если есть дисфункция по вертикали (между поколениями), она обязательно воспроизведётся  по горизонтали. Верджиния Сатир - первый психолог, ставший воздействовать на всю семью, а не по отдельности.

В рамках психотерапии семьи появляются такие термины и понятия, как "граница", "подсистемы", "открытая семейная система", "закрытая семейная система", принципы функционирования семьи как  системы – принцип развития и  принцип гомеостаза. С помощью  совокупности данных понятий психотерапевты пытаются определить основные принципы, механизмы и законы, лежащие в  основе стабильного, устойчивого функционирования семейной системы [2.C.122].

Так, например, в рамках структурной  теории С. Минухина были разработаны и применены понятия субсистемы, границы. С. Минухин выделяет следующие субсистемы: субсистема супружеской пары, субсистема родителей, субсистема детей (сиблингов). Включенность члена семьи в субсистему (подсистему) накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли. Субсистемы появляются постепенно в процессе жизнедеятельности семьи. Супружеская субсистема появляется первой, после заключения брака, второй - после рождения ребенка - появляется субсистема родителей, а субсистема детей появляется с появлением второго и последующих детей. Выделение субсистем позволяет С. Минухину более четко обозначить внутренние и внешние связи семьи. [13.C. 44-45]:

По мнению С. Минухина и других психотерапевтов, при помощи понятия границы можно сформулировать правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов. Границы регулируют отношения между системами, а вместе с тем и внутри них[13.C. 49]:. Понятие границы тесно связано с понятием открытости. В эффективно функционирующей семье, по мнению системных терапевтов, все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникации между ними. Принято выделять три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. При этом желательный вариант, по мнению автора теории и его последователей, это четкие границы. "Благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между субъектами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны" [14, с 52].

Применив эти знания о границах и подсистемах, исследователи выделяют открытые и закрытые семейные системы.

Открытые системы имеют информационные каналы с внешним миром, а также  каналы взаимодействия между членами  семьи, что позволяет семье быть динамичной и перестраиваться в соответствии с происходящими внутри или воздействующими на нее извне процессами. Подобная открытость, подвижность семейной системы способствуют личностному росту каждого члена семьи. Закрытая система представляет собой, с позиции В. Сатир [12.C.67], семью, изолированную от внешних воздействий, в которой жестко зафиксированы все семейные роли и жестко определены способы реагирования на внутренние и внешние изменения. Д. Фримен [14.C.79] обращает внимание на то, что закрытыми является ограниченное количество семей, неспособных к самостоятельному решению проблем и обладающих ограниченными внутренними ресурсами и потенциалом.

Обозначенные выше понятия, как  и семейная системная психотерапия в целом, позволяют сосредоточить  свое внимание на особенностях взаимодействия членов семьи, а также выделить особенности  взаимодействия семьи с внешним  для нее миром.

Однако сам человек, включенный в семью, "выпадает" из поля внимания психотерапевтов-исследователей.

Именно  эту проблему психотерапевты пытаются преодолеть, рассматривая такое понятие, как "дифференцированный член семьи" – тот человек, который характеризуется  высокой степенью самостоятельности, независимости, наличием более глубоких и всеобъемлющих межличностных  отношений, чем другие В любой из школ семейной психотерапии, идентифицирующих себя с системным подходом, утверждается, что семья - это социальная система, закономерности функционирования которой лежат в основе ее нормы и патологии, и, соответственно, нормы или патологии людей, входящих в эту семейную систему.

Если  в классическом системном подходе  выделяются прежде всего информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория семейных систем Мюррея Боуэна [4.C. 24-27]: сосредотачивается на ее эмоциональном функционировании. Он вводит понятие эмоциональной системы, которую толкует как сложный чувственно-поведенческий комплекс, свойственный почти всему животному миру, по крайней мере, начиная с эволюционного уровня рептилий и птиц. Пищевое и брачное поведение, выращивание потомства, поведение в социальной группе и у людей и у животных определяется эмоциональной системой. "В широком смысле слова, термин эмоция может относиться ко всем процессам, которые автоматически управляют поведением живого существа в его окружении. Эмоциональная регуляция поведения включает в себя генетические факторы, механизмы приспособления к среде, закрепленные в индивидуальном опыте и функциональное состояние живого существа, свойственное ему в каждый данный момент."

 Человеческая  семья может быть описана как  эмоциональное поле. Термин "поле", в теории семейных систем указывает  на сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых  членами семьи на разных уровнях  взаимодействия. "Эмоционально детерминированное  функционирование членов семьи  создает эмоциональную атмосферу,  или поле, которое, в свою очередь,  влияет на каждого. Это - аналог  гравитационного поля солнечной  системы, где каждая планета  и солнце своей массой уравновешивают  самое поле, а оно, в свою  очередь, регулирует отношения  в системе. Никто не может  "увидеть" гравитацию, как никто  не может увидеть эмоциональное  поле. О существовании гравитации  и эмоционального поля можно  судить по тому, что пути планет  предсказуемы, а люди строят свое  поведение в зависимости от  реакций друг на друга"[4.C. 28-29]:

Эмоциональная система, в теории семейных систем регулируется двумя противоположно направленными силами: стремлением к совместности, в пределе - к слиянию с другими, и стремлением к индивидуальности, в пределе - к полному одиночеству. Человек, живущий по законам эмоциональной системы, характеризуется импульсивностью и реактивностью, преобладанием аффекта над интеллектом. 

В теории семейных систем Мюррея Боуэна выделяются два параметра - уровень тревоги и дифференциация "Я".

Тревога - базовая характеристика эмоциональной  системы. Индивиды, пребывающие в  высоко тревожной системе, развивают  множество поведенческих паттернов, направленных на снижение тревоги. Среди  них наиболее распространены четыре: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка, симптоматическое поведение одного из супругов. Несмотря на кажущееся различие в стилях проявления каждого из них, цель у всех этих процессов общая - снижение тревоги. Уровень тревоги - своего рода наследственная характеристика системы, получаемая ядерной семьей от своих родительских семей [4.C. 29- 31].

Информация о работе Системы семейных отношений