Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:38, реферат
Цель работы: провести анализ семьи с точки зрения теории систем.
Задачи работы:
- рассмотреть развитие взглядов на семью как систему;
- провести анализ основных закономерностей функционирования и развития семьи как системы.
Введение
1 Семья как система
1.1 Теория систем и семья
1.2 Развитие взглядов на семью как систему
2 Закономерности функционирования и развития семьи как системы
2.1 Историческое становление семьи как элемента социальной системы
2.2 Психологические характеристики современной семьи
2.3.Динамика современной семейной системы
Заключение
Список литературы
Сама история заставляет усомниться в том, что семья представляет собой нечто священное. Выживание семьи зависит от успешности ее адаптации к меняющимся жизненным обстоятельствам. Меняющийся образ жизни неизбежно ведет к переменам в сущности семьи, но в то же время, несомненно, что семья переживет любой экономический уклад или социальный строй, другой вопрос, какова же будет динамика отношений и система взаимодействия в семье с меняющимися социальными влияниями.
Современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. Н.Аккермана утверждает: «Неверно, что семья представляет собой опору общества, скорее общество моделирует форму и функции семьи в целях ее максимальной эффективности» [7. С. 79.]. Таким образом, семья не есть нечто статичное, наоборот, семья представляет собой живую, развивающуюся, постоянно меняющуюся гибкую систему, чутко реагирующую адаптационными изменениями на внешние и внутренние воздействия.
Семейные узы существуют благодаря родственным связям, они опираются на комплекс основных факторов – биологических, социальных, экономических.
С биологической точки зрения, семейные узы обусловлены общими для мужчины и женщины потребностями в любви, их стремлением к продолжению рода, а также продолжительным периодом зависимости ребенка от родителей. Однако, как считает Н.Аккерман: «С психологической точки зрения: члены семьи объединены взаимозависимостью для удовлетворения своих эмоциональных потребностей, экономически они связаны зависимостью друг от друга при удовлетворении материальных нужд» [7. С. 89]. Таким образом, единство семьи основано на общих потребностях и совместном их удовлетворении, как в физическом, так и в психическом аспектах.
Анализируя
специфику российской семьи, А.Я. Варга
указывает, что в нашей стране
семьи имеют следующие
- сохраняется патриархальная семья, то есть семья, состоящая из нескольких поколений;
- границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам;
во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, также как отсутствуют они во многих общественных институтах: школах, поликлиниках, банках, где главными действующими лицами являются тоже женщины;
несколько поколений зависит друг от друга не только духовно, но и материально, молодые семьи часто живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родителями;
- идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт, поведение, духовные ценности формировались так, что человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях;
- разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению семьи и обретению чувства защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, что часто приводит к тому, что люди ищут «забытья» в алкоголе, наркотиках, в семье возрастает уровень взаимной агрессии» [5.C. 138].
Конечно,
все вышеперечисленные
Стиль эмоциональных
отношений между любыми двумя
членами семьи развивается
2.3 Динамика современной семейной системы
Семейная система – это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой [11 .C. 229]. Исходя из этого, следует, что поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. Семья как система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития. Закон гомеостаза формулируется просто: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. При этом нельзя забывать, что семья выполняет ряд функций:
- воспитательная функция;
- хозяйственно-бытовая функция;
- эмоциональная функция;
- функция духовного (культурного) общения;
- функция первичного социального контроля;
- сексуально-эротическая функция;
Если семья выполняет все выше вышеперечисленные функции – то она функциональна, если одна или несколько функций нарушены или отсутствуют, то семья дисфункциональна. Закон гомеостаза верен как по отношению к функциональным семьям, так и по отношению к дисфункциональным. Для дисфункциональных семей закон гомеостаза – вещь неприятная, потому что в дисфункциональной семье существует много трудного и мучительного, а закон гомеостаза пытается это тяжелое положение сделать стабильным, как бы закрепить состояние, в котором семья оказывается неспособной удовлетворить потребности друг друга в межличностном и духовном росте. При отсутствии толерантности, уважения друг к другу, честности, желания быть вместе, сходства интересов и ценностных ориентиров – закон гомеостаза работает против каждого члена семьи. На уровне индивидуального сознания закон гомеостаза присутствует в виде примерно таких мыслей и ощущений: перемены хуже, чем то что есть, перемены пугают, они не нужны. В свернутом виде закон гомеостаза звучит так: система в целом должна быть без перемен. Но семейная система функционирует под воздействием еще и закона развития [11.C. 291].
Согласно закону развития каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл, то есть некую последовательность смены событий, которую проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться, так же как человек должен родиться и умереть. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие как брак, а также изменение физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития.
Любую семейную систему можно описать шестью параметрами. Это [5.C. 99].:
1) стереотипы взаимодействия;
2) семейные правила;
3) семейные мифы;
4) границы;
5) стабилизаторы;
6) семейная история.
Первый параметр семейной системы - это стереотипы взаимодействия
В семье сообщением является любое событие. Если женщина гремит кастрюлями на кухне, то люди, которые с ней живут, понимают, что это значит, например, что она сердита на них. Если человек уходит, громко хлопнув дверью, то это сообщение тоже легко прочитывается.
Каждое событие является понятным сообщением для членов семьи.
Сообщения могут быть одноуровневыми, могут быть - многоуровневыми. Звук захлопнувшейся двери - это одноуровневое сообщение, оно идет только по слуховому каналу. Если происходит, например, человеческое общение, то оно всегда двухуровневое. Первый уровень - вербальный, второй - невербальный.
Сообщение является конгруэнтным, если содержания сообщений, передаваемых по двум каналам, совпадают. Если вы спрашиваете у человека: "Как дела?", а он вам с ясной улыбкой сообщает: "Все хорошо", то вы получаете конгруэнтное сообщение, так как его невербальная часть не противоречит его вербальной части. Если вы спрашиваете у человека: "Как дела?", а он вам с кривой улыбкой, глядя в пол, говорит: "Всё отлично", тогда сообщение неконгруэнтное, потому что вербальная часть сообщения противоречит невербальной. [5.C. 311].
Эти сообщения в семьях бывают часто повторяющимися. Сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.
Некоторые типы взаимодействий являются патогенными (патогенные стереотипы взаимодействия). Самый знаменитый патогенный стереотип взаимодействия был описан группой американцев, которые работали в конце 60-х годов. Из этой группы потом вышло много известных семейных психотерапевтов. Главой этой группы был Грегори Бейтсон. Эта группа занималась коммуникациями в семьях шизофреников, и книга, которую они выпустили, называлась "К коммуникативной теории шизофрении". Те закономерности, которые они там описывали, сначала были гипотетически, так сказать, придуманы, а потом подтверждены экспериментально. Они наблюдали семьи детей, которые страдали шизофренией, и обнаружили там некий стереотип взаимодействия, встречающийся в этих семьях, который они назвали double bind. Буквальный перевод- "двойная связь", у нас принят другой перевод - "двойная ловушка". Это - постоянно поступающее к ребенку неконгруэнтное сообщение в ситуации, когда он не может выйти из общения [3.C. 107].
Например. В больнице находится мальчик, страдающий шизофренией, к нему приходит мама - навестить его. Сидит в холле. Он выходит к ней и садится рядом, близко. Она отодвигается. Он замыкается и молчит. Она говорит: "Ты что же, не рад меня видеть, что ли ?" То есть вот что происходит: на одном коммуникативном уровне она ему показывает, что хотела бы увеличить дистанцию с ним, при этом на вербальном уровне она ничего подобного не делает. А когда он реагирует на невербальный уровень, он получает осуждение, негативную реакцию. Выйти из общения, то есть покинуть родителей, ни один ребенок не может. Чем меньше ребенок, тем труднее ему вообще помыслить о выходе из этого поля, потому что он жизненно зависит от родителей. Кроме того, он к ним просто всегда привязан. Что бы ни делали родители, ребенок до определенного возраста к ним абсолютно всегда эмоционально привязан. Получается двойная ловушка. [5.C. 209].
На вербальном канале - одно сообщение, на невербальном - другое, и всегда - отрицательная реакция на ответ. В принципе, таких двойных ловушек в нормальных семьях встречается очень много, и все вы можете припомнить какие-то двойные ловушки, которые в обычном общении встречаются и ни к каким патологическим последствиям не приводят.
Понятно,
что когда сообщение
В те годы считалось, что когда ребенка постоянно погружают в ситуацию двойных ловушек, единственная возможность для него - аутизироваться. То есть он не может выйти из этой ситуации, он не может быть адекватен, потому что сообщения постоянно противоречат друг другу, и единственное, что он может, -это аутизироваться, и в дальнейшем наступает психоз. В те годы вообще было очень много идей о том, что шизофрения порождается воспитанием. Сейчас ситуация видится сложнее. Сейчас гораздо больше факторов учитывается, нельзя однозначно сказать, что эндогенный психоз может быть порожден семьей, семейным общением. Возникают какие-то реакции. В принципе, в течение своего взросления ребенок, как правило, выдает весь спектр реагирования. Если это ребенок здоровый, то у него арсенал поведенческих средств огромный, но остаются только те, которые позитивно подкрепляются. Если какие-то его реакции вплетаются в семейную жизнь, они стабилизируются и в дальнейшем сохраняются.
Второй параметр семейной системы семейные правила
В каждой
семье существуют правила жизни,
гласные и негласные. Правила
бывают культурно заданными - и тогда
они разделяются многими
Культурно заданные правила семейной жизни известны всем (например, все знают, что родители не должны заниматься любовью на глазах у детей), уникальные правила известны только членам данной семьи.
Правила - это то, как семья решила отдыхать и вести свое домашнее хозяйство, как она тратит деньги и кто именно может это делать в семье, а кто нет; кто покупает, кто стирает, кто готовит, кто хвалит, а кто по большей части ругает; кто запрещает, а кто разрешает. Словом, это распределение семейных ролей и функций, определенные места в семейной иерархии, что вообще позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо. В большой семье, состоящей из одних взрослых, растет поздний и горячо любимый ребенок. Наиболее часто исполняемое правило этой семьи: ни в коем случае не ругать ребенка ни за что, а хвалить его при каждом удобном случае, восхищаться и умиляться про себя и вслух, индивидуально и в группах. Согласно правилу этой семьи такое поведение есть выражение любви к ребенку. Если кто-либо, гость или дальний родственник, нарушит это правило: не похвалит, не восхитится или, хуже того, сделает замечание ребенку - он нарушит существенное правило жизни этой семьи, поставит всех в неловкое положение и не будет в дальнейшем желанным гостем. Закон гомеостаза требует сохранения семейных правил в постоянном виде. Изменение семейных правил - болезненный процесс для членов семьи.