Системы семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:38, реферат

Краткое описание

Цель работы: провести анализ семьи с точки зрения теории систем.
Задачи работы:
- рассмотреть развитие взглядов на семью как систему;
- провести анализ основных закономерностей функционирования и развития семьи как системы.

Оглавление

Введение
1 Семья как система
1.1 Теория систем и семья
1.2 Развитие взглядов на семью как систему
2 Закономерности функционирования и развития семьи как системы
2.1 Историческое становление семьи как элемента социальной системы
2.2 Психологические характеристики современной семьи
2.3.Динамика современной семейной системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Системы семейных отношений..docx

— 57.74 Кб (Скачать)

Дифференциация - следующая характеристика в теории семейной системы, так же как и  индивидуального функционирования. В последнем случае М.Боуэн употреблял термин "Дифференциация"Я". Это базовое понятие описывает уровень функционирования, степень успешности и социальной адаптации семьи и человека. Чем более слиты эмоции и интеллект, тем ниже уровень дифференциации, и уровень функционирования. У животных уровень функционирования целиком определяется эмоциями. Человек, в отличие от животных, способен широко использовать свой интеллект, что позволяет вести себя разумно даже в эмоционально-напряженных ситуациях, при оценке действительности опираться на факты, а в условиях, когда требуется принять решение, руководствоваться своими принципами и целями. Боуэн утверждает, что "чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от всех видов проблем. По степени дифференциации Я люди образуют континуум"

Боуэн полагал, что всех людей, в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием, можно расположить на одном континууме.

На одном  конце континуума располагаются  те, кто не видит различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько спаены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом, независимо от качеств их интеллекта он подчиняется эмоциям. Эти люди могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Они менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются. [4.C. 29- 31].

Хотя  Боуэн, в теории сесйных систем, всегда подчеркивал относительность, с которой эмоции и интеллект могут быть разделены друг с другом, тем не менее, индивиды, которых можно отнести к противоположному концу континуума, более гибки и способны к адаптации, более независимы в эмоциональном плане и в большой степени свободны от проблем любого рода. В периоды стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным. Однако, встречаются люди с высоким уровнем слияния, но которые при этом умудряются поддерживать сбалансированные отношения, не испытывают острых стрессов, не проявляют симптомов и выглядят нормальными. И все же, они плохо адаптируются к жизни, а если у них возникают дисфункции, то это состояние может стать хроническим (в отличие от хорошо дифференцированных людей, которые в случае дисфункции быстро восстанавливаются).

 В. Сатир говорит о том,  что люди с высокой самооценкой  создают вокруг себя атмосферу  любви, чистоты, честности, ответственности,  сострадания, что, в свою очередь,  выступает залогом успешной семьи,  тогда как в неблагополучных  семьях члены семьи обладают  низкой самооценкой [12.C. 226- 227].

Однако и эти попытки не дают окончательного ответа на вопросы, как  происходит становление семьи, что  является основой единства членов семьи, что обеспечивает устойчивость семьи  во времени и успешность ее функционирования.

Следует отметить, что семья –  это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и  мировоззрением.

Следовательно, семью необходимо рассматривать  как систему, функционирование которой  будет зависеть от людей, ее составляющих. Здесь возникают определенные методологические сложности.

В контексте культурно-исторической психологии на семью могут быть распространены идеи С. Л. Выготского о "совмещенных психологических системах", т.е. не только мать и дитя могут быть поняты как особое системное образование, но муж и жена, а также муж, жена и дети. [6.C. 111].

Взгляд на семью как совмещенную  психологическую систему, где в  результате взаимодействия супругов происходит перестройка ценностно-смысловых  составляющих образа мира в процессах  персонализации и персонификации, позволяет выделить ее в качестве предмета общепсихологического исследования.

C постепенным изменением парадигмы  психологической науки происходит  и изменение ее предмета. В  поле зрения ученых попадает "целостный  человек", обладающий личностью  как "сверхчувственным" качеством" (А. Н. Леонтьев), как "высшим  уровнем системной организации  человека" (В. Е. Клочко), "средоточием целокупной активности человека" (В. А. Петровский), "инструментом, с помощью которого организуется и координируется путь обретения человеческой сущности" (Б. С. Братусь).

Новая психологическая парадигма, отражающая тенденцию движения психологической  научной мысли к постнеклассической науке (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. Я. Дорфман, В. П. Зинченко, В. Е. Клочко, В. И. Слободчиков), подходит к рассмотрению человека как психологической системы. Теория психологических систем (далее ТПС), разрабатываемая В. Е. Клочко [10.С.235], которая, представляя собой одно из направлений постнеклассической научной мысли, изучает человека как открытую, самоорганизующуюся психологическую систему, "порождающую психологические новообразования и опирающуюся на них в своем самодвижении" [10, с. 236]. Развивая представление о "порождающем эффекте взаимодействия", В. Е. Клочко постулирует то, что человек как сложная психологическая система за счет активного взаимодействия с миром открывает для себя особое жизненное многомерное пространство – многомерный мир и др. Многомерный мир человека, с позиции ТПС, образуется в процессе жизни, взаимодействия с миром, как упорядоченное, постепенное обретение человеком ценностно-смысловых измерений мира вследствие открытия им для себя все новых иерархизированных, системных, внечувственных качеств предметов, явлений: значений, смыслов, ценностей. Таким образом, выделив человека как открытую, самоорганизующуюся систему, "открытую как в социум, так и в объективную (природную, физическую, "вещную") среду" , находящуюся в постоянном движении, трансценденции, возникает необходимость с данных позиций рассмотреть и семью, объединяющую на первом этапе, как минимум, двух людей. [10.C. 234].

Такая постановка проблемы открывает  возможность применить для изучения феноменологии семьи используемые в психологии положения, разрабатываемые в синергетике. Синергетика, являясь направлением междисциплинарных исследований, изучающим явление самоорганизации, позволяет выйти на новый уровень системности видения мира и изучаемых явлений (А. Н. Аверьянов, Е. Н. Князева, В. Ю. Крылов, В. Е. Клочко и др.) и "наиболее полно понять объект в его движении и развитии" [1.C. 33- 34].

Становление жизненного мира (многомерного мира) человека на протяжении всей жизни  предполагает наличие другого. На ранних этапах онтогенеза роль другого выполняет  близкий взрослый, который образует с ребенком единую психологическую  систему где взрослый и ребенок образуют своеобразное единство: первоначально беспомощный ребенок за счет ухаживающего взрослого включается в социальную ситуацию, контакт ребенка с действительностью "оказывается целиком и полностью социально опосредованным" [6. С. 58]. При этом на последующих этапах онтогенеза, когда личность функционирует самостоятельно и автономно, значимость другого все также сохраняется, меняя при этом свое значение.

 Еще Л. С. Выготский писал, что "через других мы становимся сами собой", а также "личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других". Тем самым подчеркивается роль другого в культурном становлении человека. Два суверенных человека, выступая как партнеры, осуществляют взаимодействие, равноправный диалог. Роль этого взаимодействия, диалога - формирование общности, некого единства, которое имеет основную функцию – развивающую. Только общающиеся имеют возможность установить тесные связи друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность. [6, с. 118].

 

2 Закономерности функционирования и развития семьи как системы

 

Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется[5.C. 29- 31].:

  1. Закон гомеостаза
  2. Закон развития

Оба эти закона существуют и действуют  одновременно

Закон гомеостаза - любая система  стремится сохранить существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

Закон развития - любая открытая система  стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется  в том, что семья как система  должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития [3.C. 129- 130].:

1 - стадия монады - добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.

2 стадия - стадия диады. Пара  начинает жить вместе и сталкивается  с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить  свою систему. Закон развития  будет реализовываться, если произойдёт  распределение обязанностей.

Здесь важно помнить, что есть правила  лёгкие - внешние правила жизни и трудные правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам связанным с самооценкой. Пример, ситуации когда муж работает а жена нет - вопрос - как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу).

Дистанция между двумя в диаде  очень близкая

3-я стадия - триады, когда появляется  ребёнок. Это делает семейную  структуру более устойчивой. С  другой стороны триада отделяет  супругов - дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка - это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.

4-я стадия - квадрата, появление  2-го ребёнка. Новый член семьи  выталкивает 1-го ребёнка. Синдром  детронизации - младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё а мне ничего. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

5-я стадия выхода детей во  внешний мир. Она начинается, когда  в семье появляется первоклассник.  Это серьёзная стадия, т.к. происходит  проверка семьи как системы  на эффективность использованных  правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го  класса ребёнок попадая в школу, справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

Выход в школу оказывается проверкой  для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится не стандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье - отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

6-я стадия взрослеющих детей  подросткового возраста. Закон гомеостаза  очень сильно расходится с  законом развития. Семья пытается  сохранить прежний статус, но  сильными являются центробежные  силы. Ребёнок ищет себё, становится  взрослым, с другой стороны семья  пытается сохранить его статус  члена семьи. Возникает мораторий  на идентичность, когда с помощью  семьи ребёнок прекращает искать  свою идентичность. Чтобы преодолеть  эту стадию, важно изменить отношение  к этому элементу. Семья - реанимобиль - это функциональная модель. Семья где есть подросток должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.

Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все  элементы системы переживают нормативный  кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается  функциональной, если после её прохождения  происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость  от семьи.

7-я стадия - пожилой диады - все  дети вышли из семьи (синдром  пустого гнезда)

8-я стадия - пожилой монады - после  смерти одного из супругов.

 

2.1 Историческое становление семьи  как элемента социальной системы 

 

Семья представляет собой очень  древнее образование. Эта социальная единица существует сегодня во всех частях света. Глядя назад можно  заметить признаки существования семьи  во всех цивилизациях, сведения о которых  до нас донесла история. С одной  стороны, прошедшие тысячелетия  – большой срок, чтобы свыкнуться с самим фактом существования  семьи. Но с другой стороны, каждое новое  поколение создает ее заново. Как  пишет в своем исследовании Н.Аккерман: «Изначально понятие «семья» включало не только отца, мать и детей. Под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственной семьи, сюда включалась многочисленная родня, слуги, рабы и даже собаки» [1. С. 27]. История свидетельствует о том, что состав семейной группы сильно зависит от социального строя, экономического уклада, образа жизни в целом, то есть, в конечном счете, от способности удовлетворять свои материальные потребности. В каждой последующей цивилизации структура и функции семьи, как единого целого, претерпевали существенные изменения.

Информация о работе Системы семейных отношений