Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:38, реферат
Цель работы: провести анализ семьи с точки зрения теории систем.
Задачи работы:
- рассмотреть развитие взглядов на семью как систему;
- провести анализ основных закономерностей функционирования и развития семьи как системы.
Введение
1 Семья как система
1.1 Теория систем и семья
1.2 Развитие взглядов на семью как систему
2 Закономерности функционирования и развития семьи как системы
2.1 Историческое становление семьи как элемента социальной системы
2.2 Психологические характеристики современной семьи
2.3.Динамика современной семейной системы
Заключение
Список литературы
Дифференциация
- следующая характеристика в теории
семейной системы, так же как и
индивидуального
Боуэн полагал, что всех людей, в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием, можно расположить на одном континууме.
На одном конце континуума располагаются те, кто не видит различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько спаены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом, независимо от качеств их интеллекта он подчиняется эмоциям. Эти люди могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Они менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются. [4.C. 29- 31].
Хотя Боуэн, в теории сесйных систем, всегда подчеркивал относительность, с которой эмоции и интеллект могут быть разделены друг с другом, тем не менее, индивиды, которых можно отнести к противоположному концу континуума, более гибки и способны к адаптации, более независимы в эмоциональном плане и в большой степени свободны от проблем любого рода. В периоды стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным. Однако, встречаются люди с высоким уровнем слияния, но которые при этом умудряются поддерживать сбалансированные отношения, не испытывают острых стрессов, не проявляют симптомов и выглядят нормальными. И все же, они плохо адаптируются к жизни, а если у них возникают дисфункции, то это состояние может стать хроническим (в отличие от хорошо дифференцированных людей, которые в случае дисфункции быстро восстанавливаются).
В. Сатир говорит о том,
что люди с высокой
Однако и эти попытки не дают окончательного ответа на вопросы, как происходит становление семьи, что является основой единства членов семьи, что обеспечивает устойчивость семьи во времени и успешность ее функционирования.
Следует отметить, что семья – это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и мировоззрением.
Следовательно, семью необходимо рассматривать как систему, функционирование которой будет зависеть от людей, ее составляющих. Здесь возникают определенные методологические сложности.
В контексте культурно-
Взгляд на семью как совмещенную
психологическую систему, где в
результате взаимодействия супругов происходит
перестройка ценностно-
C постепенным изменением
Новая психологическая парадигма,
отражающая тенденцию движения психологической
научной мысли к
Такая постановка проблемы открывает
возможность применить для
Становление жизненного мира (многомерного мира) человека на протяжении всей жизни предполагает наличие другого. На ранних этапах онтогенеза роль другого выполняет близкий взрослый, который образует с ребенком единую психологическую систему где взрослый и ребенок образуют своеобразное единство: первоначально беспомощный ребенок за счет ухаживающего взрослого включается в социальную ситуацию, контакт ребенка с действительностью "оказывается целиком и полностью социально опосредованным" [6. С. 58]. При этом на последующих этапах онтогенеза, когда личность функционирует самостоятельно и автономно, значимость другого все также сохраняется, меняя при этом свое значение.
Еще Л. С. Выготский писал, что "через других мы становимся сами собой", а также "личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других". Тем самым подчеркивается роль другого в культурном становлении человека. Два суверенных человека, выступая как партнеры, осуществляют взаимодействие, равноправный диалог. Роль этого взаимодействия, диалога - формирование общности, некого единства, которое имеет основную функцию – развивающую. Только общающиеся имеют возможность установить тесные связи друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность. [6, с. 118].
2 Закономерности функционирования и развития семьи как системы
Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется[5.C. 29- 31].:
Оба эти закона существуют и действуют одновременно
Закон гомеостаза - любая система
стремится сохранить
Закон развития - любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.
Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития [3.C. 129- 130].:
1 - стадия монады - добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.
2 стадия - стадия диады. Пара
начинает жить вместе и
Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие - внешние правила жизни и трудные правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам связанным с самооценкой. Пример, ситуации когда муж работает а жена нет - вопрос - как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу).
Дистанция между двумя в диаде очень близкая
3-я стадия - триады, когда появляется
ребёнок. Это делает семейную
структуру более устойчивой. С
другой стороны триада
4-я стадия - квадрата, появление
2-го ребёнка. Новый член
5-я стадия выхода детей во
внешний мир. Она начинается, когда
в семье появляется
Выход в школу оказывается проверкой для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится не стандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье - отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.
6-я стадия взрослеющих детей
подросткового возраста. Закон гомеостаза
очень сильно расходится с
законом развития. Семья пытается
сохранить прежний статус, но
сильными являются
Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.
7-я стадия - пожилой диады - все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)
8-я стадия - пожилой монады - после смерти одного из супругов.
2.1 Историческое становление
Семья представляет собой очень древнее образование. Эта социальная единица существует сегодня во всех частях света. Глядя назад можно заметить признаки существования семьи во всех цивилизациях, сведения о которых до нас донесла история. С одной стороны, прошедшие тысячелетия – большой срок, чтобы свыкнуться с самим фактом существования семьи. Но с другой стороны, каждое новое поколение создает ее заново. Как пишет в своем исследовании Н.Аккерман: «Изначально понятие «семья» включало не только отца, мать и детей. Под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственной семьи, сюда включалась многочисленная родня, слуги, рабы и даже собаки» [1. С. 27]. История свидетельствует о том, что состав семейной группы сильно зависит от социального строя, экономического уклада, образа жизни в целом, то есть, в конечном счете, от способности удовлетворять свои материальные потребности. В каждой последующей цивилизации структура и функции семьи, как единого целого, претерпевали существенные изменения.