Системы семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:38, реферат

Краткое описание

Цель работы: провести анализ семьи с точки зрения теории систем.
Задачи работы:
- рассмотреть развитие взглядов на семью как систему;
- провести анализ основных закономерностей функционирования и развития семьи как системы.

Оглавление

Введение
1 Семья как система
1.1 Теория систем и семья
1.2 Развитие взглядов на семью как систему
2 Закономерности функционирования и развития семьи как системы
2.1 Историческое становление семьи как элемента социальной системы
2.2 Психологические характеристики современной семьи
2.3.Динамика современной семейной системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Системы семейных отношений..docx

— 57.74 Кб (Скачать)

Нарушение правил - вещь опасная, очень драматичная, многократно описанная в русской  художественной литературе.

Например, "Анна Каренина" - замечательный  роман про то, что происходит, когда нарушаются правила жизни  в семье. "Бесприданница", "Гроза" - все описывают смертельно опасные  последствия нарушения семейных правил.

У Достоевского есть вещь, клинически очень верная, про то, что происходит, когда  меняются семейные правила. Это небольшая  повесть "Село Степанчиково и его обитатели" - про то, как менялись правила семейной иерархии. На вершине иерархии был один человек - Фома Фомич Опискин. Вся история - про то, как менялась иерархия в семье, и про то, какими тяжелыми переживаниями для всех членов семьи это все сопровождалось.

Правила семейной жизни касаются, в принципе, всех областей. Есть часть правил, культурно  заданных. Есть часть правил, которые  вырабатываются внутри семьи, в каждой - свои. "Анна Каренина" - это роман  про культурно заданные правила: "...Женщине не следует гулять ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом, когда она жена и мать".

В российской культуре существуют противоречивые правила  о распределении ролей в семье. С одной стороны, есть правило  о том, что муж должен быть главой семьи, деньги в дом нести и  т.д. С другой стороны, в русских  народных сказках образ мужа, мужчины - это образ человека, который  преуспевает, только слушаясь кого-либо. Это может быть магическое животное - серый волк, Конек-Горбунок, щука, или  женщина-оборотень царевна-лягушка. Женский же сказочный или фольклорный  образ - это образ сильного, часто  могущественного человека (Царь-девица, например).

Не случайно борьба за власть и статус в современных  российских семьях - это одна из мощнейших  дисфункций. И возникает эта борьба потому, что в культуре нет внятного правила про половое неравенство.

На самом  деле в семьях много гласных (например, "Если задерживаешься - предупреди"), негласных, сложных, витиеватых правил, пронизывающих нашу жизнь. Семейный психотерапевт должен уметь быстро определять некоторые важные правила  функционирования семейной системы.

Нет содержательно  дисфункциональных правил, за исключением правил, которые позволяют осуществлять насилие любого рода в семье.

Дисфункциональность задается ригидностью, то есть любое трудно изменяемое правило - дисфункционально. Там, где передоговор возможен, где правила можно менять, там семейная дисфункция наступает реже. Семейные правила составляют внешнюю основу семейных мифов.

Семейные  мифы - третий параметр семейной системы [5.C. 223].

Миф - это  сложное семейное знание, которое  является как бы продолжением такого предложения, как: "Мы - это...". Это  знание актуально не всегда; оно  актуализируется, либо когда посторонний  человек входит в семью, либо в  моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной.

Знание  это плохо осознается. Формируется  миф примерно в течение трех поколений. Но семейному психотерапевту нужно  понимать содержание мифа, потому что  без этого понимания часто  неясны мотивы поступков людей, которые  живут в семейной системе.

 

Заключение

 

Проведенный выше анализ позволяет отметить, что  в процессе семейной жизни динамика ценностных компонентов жизненных миров членов семьи и динамика супружеского взаимодействия проявляются как взаимосвязанные стороны, обеспечивающие становление внутреннего единства семейной системы и детерминирующие динамику ценностно-смысловых составляющих образа мира семьи.

В социально-психологических, психотерапевтических и общепсихологических  исследованиях имеются основания, позволяющие рассматривать семью  как открытую совмещенную, самоорганизующуюся систему, системообразующим фактором которой можно рассматривать становление системы общих семейных ценностей. Внутреннее единство семейной системы обеспечивается встречно протекающими процессами персонализации и персонификации, в результате которых происходит динамика ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, характеризующаяся увеличением их тождественности.

 Динамика  ценностно-смысловых координат образов  миров взаимодействующих людей,  характеризующаяся их сближением, является одним из факторов  успешного функционирования семейной  системы. Данная динамика будет  проявляться в качественных и  количественных изменениях ценностных  координат жизненных миров взаимодействующих  супругов, отражая тем самым усложнение  системной организации системы  общих семейных ценностей. 

Фактором, определяющим устойчивость семейной системы, можно рассматривать сознательное стремление супругов взаимодействовать  в режиме постоянного развития, согласно системе общих семейных ценностей.

Семейные  отношения влияют на многие сферы  жизни. Люди, испытывающие неудовлетворенность  в семье и находящиеся в  напряженном состоянии, а так  же испытывающие конфликт в семье  имеют потенциальную опасность к заболеваниям, асоциальному поведению, снижению производительности и продуктивности труда, совершению преступлений и разводу. Знание причин возникновения конфликтов и их типологии помогает правильно поставить социальный диагноз и оказать необходимую социальную помощь.

 

 

Список  литературы

 

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. – М. 1985.
  2. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. –М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. – М. 1999.
  4. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. – 1992. № 3 -4. С. 24 - 33.
  5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб. 1999.
  7. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. М.2003.
  8. Игровая семейная психотерапия / Под ред. Шеффер Ч., Кэри Л. – СПб.:Питер, 2006.
  9. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. М., 2007.
  10. Клочко В.Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания // Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт: Тезисы конференции. – Барнаул, 1997. – С. 234 - 236.
  11. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  12. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.2006.
  13. Сальвадор Минухин, Чарльз Фишман. Технологии семейной терапии.,М,, 1998.
  14. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Системы семейных отношений