Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:05, курсовая работа
Предметом исследования выступит влияние межполовых различий на семейные отношения.
Задачи работы:
рассмотреть теории и концепции, существующие по данной проблеме
выделить основные факторы обусловливающие половые различия в психике мужчин и женщин.
охарактеризовать психофизиологические перцептивные и личностные особенности разных полов.
рассмотреть гендерные стереотипы и половые роли
рассмотреть значение разницы в психике между мужчинами и женщинами для межличностного понимания.
рассмотреть возможные тактики разрешения конфликтов.
Введение....................................................................................................3
Глава1. Межполовые различия............................................................6
1.1. Теории и концепции, объясняющие различия в психике мужчины и женщины.................................................................................................6
1.2. Факторы определяющие половые различия.................................9
1.3. Различия в способностях, обусловленные гендером..................11
а. Писихофизиологические различия.............................................11
б. Различия в перцептивных способностях...................................13
в. Личностные особенности мужчин и женщин...........................16
Глава 2. Влияние межполовых различий на семейные
отношения..............................................................................................20
2.1 Половые нормы, роли и стереотипы.......................................20
2.2 Влияние половых различий и стереотипов на семейные
отношения........................................................................................26
2.3 Механизмы предотвращения семейных конфликтов............33
Заключение......................................................................................36
Библиография..................................................................................38
2. Социальные факторы.
а. В первую очередь это половые роли и стереотипы традиционно складывающиеся в каждой культуре. Они, несомненно, возникают из определенных физических различий, рассматривавшихся в предыдущем пункте. Так, широко распространенное преобладание мужского доминирования в разных культурах может быть связано с половыми различиями в телосложении и мускульной силе, а также с половыми гормонами. Однако каждая культура имеет свой собственный набор требований и ожиданий к обоим полам.
б. Организация труда также накладывает отпечаток на поведение. Род занятий традиционно является одной из основных культурных областей половой дифференциации.
В этой связи представляет интерес наблюдение, сделанное Мид в ходе исследований на острове Ману в Новой Гвинее. Дети на этом острове, как правило, не знают, что такое куклы. Однако, когда им впервые дали несколько деревянных статуэток, именно мальчики, а не девочки, приняли их в качестве кукол, напевая им колыбельные и проявляя типичное родительское поведение. Эту реакцию можно понять в свете модели поведения взрослых на Ману. Вследствие традиционного разделения труда весь день женщин заполнен различными обязанностями, в то время как мужчины располагают большим свободным временем в промежутках между охотой и ловлей рыбы. В результате отец уделяет больше внимания детям и играет с ними. Эта социально установленная дифференциация поведения нашла отражение в игровых реакциях мальчиков и девочек [4, с. 614].
в. Социальная структура общества также играет важную роль. Данные говорят о более раннем осознании половых ролей у детей рабочего класса, чем у детей среднего класса, известно и то, что мальчики приходят к этому раньше девочек .
Подводя итог, можно сказать, что культурные факторы играют важную роль в дифференциации половых ролей и в соответствующих половых различиях в поведении. Более того, даже когда физические расхождения способствуют половым различиям в поведении, то это обычно бывает влиянием косвенного характера, сложным образом перекрываемым культурными факторами. В таких случаях к расхождениям в личностном развитии двух полов приводят скорее социальные следствия физических различий, чем биологические половые различия сами по себе.
1.3 Различия в способностях
Разные исследователи последовательно обнаруживали определенные половые различия в способностях.
а. Психофизиологические различия.
В среднем мужчины превосходят женщин не только мускульной силой (что обусловленно большим количеством в организме мужчин гормона андрогена влияющего на мышечную массу тела), но также скоростью и координацией.причем эта разница заметна во всех возрастах. В обширных наблюдениях детей дошкольного возраста Гезелл и его коллеги обнаружили, что мальчики с большей скоростью и меньшими ошибками проходили по ряду узких досок. В точности и дальности метания мяча мальчики также превосходили своих ровесниц. Мужчины любого возраста показывают лучшие в сравнении с женщинами результаты таких тестов на координацию, как прицеливание и слежение. Обнаружено также более короткое и согласованное время реакции мужчин, чем женщин [15, c. 89-93].
С другой стороны, ловкостью рук, как правило, отличаются женщины. Это доказано Стэнфорд—Бине на основе наблюдения за девочками, они раньше, чем мальчики учатся сами одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и пр. В промышленности признан факт большей скорости и точности выполнения женщинами манипуляторных заданий.
Выносливость мужчин выше, чем у женщин, причем соревновательный мотив увеличивает выносливость мужчин в большей степенини чем женщин. А. И. Винокуров выявил, что у женщин гибкость выше, чем у мужчин. Вероятно, одной из причин этого может быть меньшее напряжение мышц в покое у женщин.
Современные нейрофизиологические и нейропсихологические исследования показывают некоторые различия в морфологии и функционировании мозга мужчин и женщин. Так, исследования Р. Горского из Калифорнийского университета подтвердили, что у женщин пучок нервов, соединяющий два полушария мозга (так называемое мозолистое тело), толще, чем у мужчин, и женщина имеет на 30% больше соединений между правой и левой сторонами мозга [27, с.22-25]. Большинство исследователей склоняются к тому, что правое и левое полушария функционируют у мужчин более автономно, чем у женщин, причем связь межполушарной асимметрии с полом выявлена уже в первые сутки жизни, и что мозолистое тело, на котором лежит ответственность за передачу информации из одного полушария в другое, по-разному устроено у мальчиков и девочек уже к моменту рождения.
Большее число соединений между двумя полушариями объясняет способность женщин вести несколько не связанных друг с другом дел, их беглость речи, а также интуицию. Мозг мужчины более "специализированный". Малое количество соединений между правым и левым полушариями, разделенность на отделы способствуют концентрации мужчины на отдельной задаче, большинство мужчин могут делать только одно дело в определенный промежуток времени, например, не способны смотреть телевизор и слушать другого человека [27, с. 22-25].
Авторы книги «Мальчики и девочки — два разных мира» В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман описывают эксперимент с энцефалографическими замерами, проведенными с детьми 4-летнего возраста. Оказалось, что мозг девочек и мальчиков по-разному реагирует в ситуации опасности. У мальчиков активность мозга носит избирательный характер: включаются слуховые и моторные центры речевого полушария, а также лобные структуры, которые программируют последующие действия ребенка и прогнозируют результат. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации опастности, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Возможно, пишут авторы, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выжинаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
б. Различия в перцептивных процессах.
В заданиях, предполагающих быстрое восприятие деталей и частую смену внимания, обычно отличаются женщины. Зато существенные различия в пользу мужчин были обнаружены в другом типе перцептивной функции, касающейся пространственной ориентации. Женщины проявиляют большую зависимость от окружающего визуального поля. При конфликте визуального и кинестетического стимулов, женщины ошибаются больше мужчин вследствие своей неспособности игнорировать ложные визуальные сигналы. [15, с. 79].
Выявлены различия между мужчинами и женщинами в слуховом и зрительном восприятии. Женщины обладают высокой чувствительностью при распознавании изменений в тональности и громкости голоса (что дает им возможность лучшего восприятия состояния другого человека), мужчины лучше ориентируются в том, откуда исходит звуковой раздражитель. На выборке из 1500 опрошенных обнаружены значимые статистические различия в цветовых предпочтениях к городской среде у мужчин и женщин, женщины предпочитают более тонкие оттенки цвета. Они также более чувствительны к облику пространственной среды жизнедеятельности [5]. Заметные различия между субъектами мужского и женского пола имеются в отношении восприятия времени и пространства. Так, по данным Г. С. Шляхтина, женщины в большей степени переоценивают длительность временных интервалов (от 3 до 40 с), чем мужчины, т. е. для женщин время бежит быстрее.
У девочек старшего дошкольного возраста произвольное внимание развито лучше, чем у мальчиков. Степень интегрированности свойств внимания также имеет выраженные половые различия. при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики — на точность работы [15, 73-74].
У лиц мужского пола выше наблюдательность, и не случайно, очевидно, криминалисты указывают, что ошибочные свидетельские показания чаще бывают у лиц женского пола: мужчины точнее передают явления окружающего мира, показания же женщин нередко не соответствуют действительности [15, с. 76].
Данные, свидетельствующие о различиях в памяти между мужчинами и женщинами, неоднозначны. И это во многом зависит от того, что установление межполовых различий требует учета вида памяти, возраста испытуемых, характера запоминаемого материала и условий запоминания.ряд авторов вообще не находит существенных различий в функции памяти у детей разного пола. Все же исследователей, которые выявили половые различия в памяти, значительно больше. Однако обнаружить какие-либо закономерности в проявлении этих различий порой весьма затруднительно, так как данные авторов относятся к лицам различного возраста и к различному характеру запоминаемого материала [15, с. 85]. В качестве примера можно привести эксперименты Стэнфорд—Бине (1937 года) в которых значительно больший процент девочек проходил тесты на запоминание картинок и воспроизведение по памяти цепочки бисера. Однако в арифметическом тесте и запоминании геометрических форм половые различия незначительны и неустойчивы. В запоминании рассказов направление половых различий часто зависит от сравнительной привлекательности содержания для двух полов. в целом исследователи сходяться во мнении, что показатели памяти несколько выше у девочек, но разница как правило не значительна [26, с. 623]
В познавательной сфере исследования, проведенные в лаборатории им. Б. Г. Ананьева в 1960-е годы, также выявили следующие различия между полами. У мужчин выше:
Явное превосходство женщины имеют:
Женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста всеми исследователями. Это различие обнаруживалось почти в каждом изучавшемся аспекте языкового развития и с удивительным постоянством описывалось разными исследователями [15, с.85]. Наблюдения за нормальными, а также одаренными и умственно отсталыми детьми показали, что девочки в среднем начинают говорить раньше мальчиков. Девочки дошкольного возраста также пользуются большим словарным запасом. Девочки начинают использовать предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они также быстрее продвигаются в обучении чтению. Девочки в более раннем возрасте достигают зрелости в произнесении звуков. Их артикуляторные способности в первом классе школы приблизительно те же, что у мальчиков во втором классе.
И. С. Кон отмечает, что мужчины более склонны к абстрактному мышлению чем женщины.
в. Различия в поведении и общении.
По мнению Н. Н. Обозова, мужчинам присуща объективность (ориентация на реальные факты) при оценке восприятия мира, для женщин же характерна субъективность и впечатлительность. Межличностные отношения у мужчин более прямолинейны (чаще по схеме «да — нет»), у женщин в отношениях с людьми проявляется большая чувствительность к различным нюансам общения. [6, с. 22].
Половые различия проявляются и в жизненных устремлениях: с раннего детства мужчины самостоятельно стремятся достичь каких-либо целей, причем самооценка строится на успехах в работе. Достижения в той или иной важной области, в творчестве составляют основу развития мужской личности. Для развития личности женщины очень важно построение успешных интимных, брачно-семейных отношений. «У женщин успех в любви, если можно, в замужестве — определенный фактор развития личности» [26, с. 36].
Об этом, в частности, свидетельствует исследование мужчин и женщин выбравших одну и ту же специальность в юности. Оказалось, что направление их интересов и активности после окончания вуза расходятся.
Биологически подтверждается потребность у мужчин исследовать и изменять окружающий мир, у женщин — большая потребность в изучении людей. Так, даже в возрасте 12 недель, когда влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям лица человека. В 24 недели девочки предпочитают картинки с изображениями человеческого лица другим предметам. Мальчики в 24 недели проявляют больший интерес к геометрическим фигурам.
С. В. Ковалев отмечает, что уже в возрасте 1,5-2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности, их стремление к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств, что явственно усиливается в школьном возрасте, когда активность сильного пола в многочисленных мероприятиях четко зависит от уяснения им их смысла и значения. Девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках, представительницы слабого пола обычно апеллируют к критериям качества и полезности явлений и предметов, и им вполне достаточным оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей.
Интересно изучение поведения мужчин и женщин в стрессовой ситуации. Исследование, проведенное в лаборатории Б. Г. Ананьева в 1966 году, показало, что женщины реагируют на саму экстремальную ситуацию, а мужчины расходуют энергию уже на представление обэкстремальной ситуации. С точки зрения экономии ресурсов лучше женский тип реакции организма и нервной системы.
Существуют различия между полами в отношении к похвале и вознаграждению. Применительно к мужчинам словесные поощрения расслабляют и замедляют деятельность, у женщин, напротив, возбуждают и ускоряют ее — отсюда любовь к комплиментам. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины также любят вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он будет иметь высокое мнение о себе, даже если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих. Это отмечается работниками семейных консультаций — домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто страдают от неудовлетворенной потребности в признании (от безразличия, невнимания других членов семьи) и недооценки их труда [15 с.98-99].
Информация о работе Влияние межполовых различий на семейные отношения