Влияние межполовых различий на семейные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования выступит влияние межполовых различий на семейные отношения.
Задачи работы:
рассмотреть теории и концепции, существующие по данной проблеме
выделить основные факторы обусловливающие половые различия в психике мужчин и женщин.
охарактеризовать психофизиологические перцептивные и личностные особенности разных полов.
рассмотреть гендерные стереотипы и половые роли
рассмотреть значение разницы в психике между мужчинами и женщинами для межличностного понимания.
рассмотреть возможные тактики разрешения конфликтов.

Оглавление

Введение....................................................................................................3
Глава1. Межполовые различия............................................................6
1.1. Теории и концепции, объясняющие различия в психике мужчины и женщины.................................................................................................6
1.2. Факторы определяющие половые различия.................................9
1.3. Различия в способностях, обусловленные гендером..................11
а. Писихофизиологические различия.............................................11
б. Различия в перцептивных способностях...................................13
в. Личностные особенности мужчин и женщин...........................16
Глава 2. Влияние межполовых различий на семейные
отношения..............................................................................................20
2.1 Половые нормы, роли и стереотипы.......................................20
2.2 Влияние половых различий и стереотипов на семейные
отношения........................................................................................26
2.3 Механизмы предотвращения семейных конфликтов............33
Заключение......................................................................................36
Библиография..................................................................................38

Файлы: 1 файл

курсовая по психологииdocx.docx

— 67.46 Кб (Скачать)

Когда мужчина и женщина не могут осознать различий в своей биологической природе и выбирают партнера по своей мерке, взаимоотношения дрейфуют к разрыву. Большинство стрессов, связанных с межличностными отношениями представителей разных полов, возникают на почве безосновательной веры в то, что мужчины и женщины стали теперь одинаковыми и имеют те же самые приоритеты, стремления и желания. Впервые в истории человечества мы воспитываем мальчиков и девочек, применяя одинаковый подход и к тем, и к другим, внушая им, что они одинаковые, что каждый имеет одни и те же способности. Затем они, уже взрослые, вступают в брак и обнаруживают в одно прекрасное утро, что они совершенно разные как по форме, так и по содержанию. Неудивительно, что сейчас браки и взаимоотношения молодых людей бывают столь драматичными. Любая концепция, основанная на признании идентичности разных полов, таит в себе угрозу, поскольку требует в схожих обстоятельствах одинакового поведения и мужчины, и женщины, мозг которых запрограммирован по-разному. Есть и хорошая сторона во всем этом: если вы поймете происхождение различий, то не только станет легче жить, но и появится возможность использовать их к своей выгоде.

Применительно к семейным конфликтам полезно прислушиваться к рекомендациям специалистов по конфликтологии и тренингам межличностного общения. Следует избегать деструктивных тактик (игнорироиание, принижение личности партнера, эгоцентризм) и пользоваться позитивными. Например, использовать в межличностных отношениях так называемое активное слушание — систему действий, способствующих сосредоточению внимания слушающего на партнере, активизации самовыражения партнера, восприятию и пониманию сказанного и не сказанного им. Весьма актуальными в семейно-брачных отношениях является использование подчеркивания значимости партнера (высказываний, передающих партнеру сообщения о том, что его вклад ценят, его уважают, благодарны ему, восхищаются им), а такт же подчеркивания общности с партнером (высказывания, констатирующие сходство между говорящим и его партнером, общность позиций, переживаний, опыта и др.). Очень важно подчеркивание общих черт супругами.

В. А. Сысенко [30] среди самых действенных мер по поддержанию здоровой атмосферы в семье называет:

  • поддерживать чувство личного достоинства мужа и жены;
  • постоянное демонстрировать взаимное уважение и почтение;
  • стараться вызвать энтузиазм у другого супруга, сдерживать и 
    усмирять в себе проявления злобы, гнева, раздражительности и 
    нервозности;
  • не акцентировать внимание на ошибках и просчетах своего спут 
    ника жизни;
  • не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в частности;
  • шуткой или любым отвлекающим приемом снимать или при 
    останавливать нарастающее психическое напряжение;
  • разрешать назревающие конфликты отвлечением на другие бе 
    зопасные темы;
  • помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего терпения, снисходительности, добросердечия, внимания и других положительных качеств.

 

 Таким  образом, различия, обусловленные полом, подчеркивают вполне естественное разделение всего человечества на два мира — Женский и Мужской, и в семье два представителя этих миров дожны жить рядом, что неизбежно ведет к конфликтным ситуациям. Банальность этого факта, однако, подругому начинает восприниматься в свете научных данных. Научный систематизированный подход позволяет отследить причины этих конфликтов и выработать технологии их предупреждения. Конфликты, которые многие годы казались неизбежными и даже естественными между супругами, сейчас, с началом изучения их, становятся контролируемыми и не кажутся такими уж неизбежными.

 

Заключение.

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей. Так же важно чтобы дети воспитывались в здоровой атмосфере взаимопонимания и любви в семье. Сейчас существует большое количество работ и учебных пособий, посвященных исследованиям взаимоотношений мужчин и женщин, но в основе всех их лежат межполовые различия, это корень всех возможных конфликтных ситуаций, и непонимания. В моей работе я рассмотрела основные психофизиологические разлиия между полами и постаралась проследить, как разница в физиологии приводит к созданию различных социальных условий для мужчин и женщин, различной оценке их поведения, самооценке.

В рамках моей работы я рассмотрела теории и концепции, существующие по данной проблеме, и пришла к выводу, что в науках, изучающих половые различия, противоборствуют два направления: эволюционистское и культуралистское. Первое утверждает, что мужчины и женщины унаследовали определенные эмоциональные реакции и шаблоны поведения, которые позволяют им решать задачи, связанные с выживанием и продлением, то есть все различия между полами запрограмированны природой. Культуралистский подход связывает различия с социализацией. Также я пришла к выводу, что нельзя рассматривать половые различия как обусловленные только одним типов факторов, и биологические и социальные в равной степени влияют на психику представителей разных полов.

Целью моей работы было в первую очередь рассмотрение основных различий в психике мужчин и женщин. Рассмотрев их, я пришла к выводу, что различия эти многочисленны и и прослеживаются во всех сферах жизни: различия существуют в физиологии, мышлении, способностях, мотивах и поведении, личностных характеристиках социальных ролях. Это та база, на основе которой строится традиционное разделение мира на "мужской и женский". Само по себе разграничение уже является предпосылкой конфликта, так как на его основе строятся определенные роли, которых должны придерживаться мужчины и женщины в социуме, а так же стереотипы поведения. Но в то же время это разделение неизбезжно. Поэтому важно было помочь людям понять, чем мужчины и женщины отличаются друг от друга.

Также целью моей работы было рассмотреть типичные проблемы обусловленные разницей между полами. Большинство этих проблем возникают потому, что мужчины и женщины действительно разные. Их подход к большинству вопросов отличается настолько, что для настоящего взаимопонимания необходим особый общий язык,  умение правильно распределять роли в семье, терпимость к особенностям противоположного пола.

Для того чтобы улучшить отношения между полами, необходимо такое понимание наших различий, которое способствовало бы росту самоуважения и личного достоинства, взаимного доверия и личной ответственности, укрепляло бы добрую волю партнеров, их готовность пойти навстречу друг другу, наконец, их любовь.

 

 

 

Библиографический список

1. Абраменкова  В. В. "Половая дифференциация  и межличностные отношения в  детской группе" // Вопросы психологии. 1987. № 5.

2. Агеев  В. С. "Психологические и социальные  функции Полоролевых стереотипов" // Вопросы психологии. 1987. № 2.

3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. "Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины" // Вопросы психологии. - 1991.№ 4.

4. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении /Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

5. Андреева Т. В. Колористика городской среды: предпочтения жителей // Ананьевские чтения-97. Тез. научно-практ. конф. СПб., 1997.

6. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004.

7. Антипова А.П. "Взаимодействие педагогов и старших подростков в образовательном процессе с учетом половой дифференциации". - СПб., 1999.

8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога; Москва, 2009.

9. Винокуров А. И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека: Автореф. дис. канд. наук. СПб., 1996.

10. Геодакян В. А. (1989) Теория дифференциации полов в проблемах человека. Человек в системе наук. М.: Наука.

11. Геодакян В. А. (1991) Эволюционная теория пола. Природа. № 8.

12. Гендерная психология // Большая Российская энциклопедия: В 30 Т./ Отв. ред. С.Л.Кравец. Т.6. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

13. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. М.: Л инка-Пресс, 1998.

14. Иксанова Л. Ш. Особенности отношений супругов, живущих в незарегистрированном браке // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

15. Ильин Е.П. Дифферинциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2003.

16. Информационный  портал "Медицинская психология"\\ Тематический словарь - 2008 - 1 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.medpsy.ru/dictionary/dictionary15_001.php (дата обращения 07.06.2013)

17. История психологии в лицах: персоналии. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005.

18. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2.

19. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

20. Ким Л. Гендерные стереотипы //Исследовательский проект «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей». Программа Центрально-Азиатские Инициативы Исследований. Ташкент, 2002.

21. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии. // Вопросы психологии, № 1, 2003.

22. Клецина Ирина Сергеевна Учебное пособие. Гендерная социализация СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

23. Ковалев С. В. Проблемы современной семьи. М., 1989.

24. Мягкова С.Н. "Проблемы гендерной асимметрии в современном олимпийском движении. Теория и практика физической культуры". Научно-теоретический журнал. № 3; 2001

25. Надолинская Л. Н. "Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование"// Педагогика. - 2004. - №5.

26. Обозов Н. Н. Мужчина и женщина СПб., 1995.

27. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

28. Семенов В. Е. Образы брака и любви в молодежных журналах (опыт контент-анализа) // Молодежь, образование, воспитание, трудовая деятельность. Л., 1973.

29. Станиславская И. Г., Захарова М. В. Формирование образного представления партнера в семейных отношениях у девочек младшего школьного возраста // Психология и педагогика — новая интеграция: Материалы 24-й научной конференции СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1998.

30. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989.

31. Федотова Н. Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии. 1983. № 5.

 

 

 

 


 



Информация о работе Влияние межполовых различий на семейные отношения