Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: Выявит особенности межличностных отношений в коллективе на разных этапах развития организации.
ОБЬЕКТ: Коллектив на разных этапах развития организации.
ПРЕДМЕТ: Межличностные отношения в коллективе на разных этапах развития организации.
На основе этого была сформулирована следующая
ГИПОТЕЗА: На разных этапах развития организации межличностные отношения в коллективе обладают определённой спецификой.
В частности:
1. 1-ый этап характеризуется ценностно-ориентационным единством и сплочённостью.
2. на 2-ом этапе возникает необходимость нормативного регулирования межличностных отношений в коллективе.
ЗАДАЧИ: 1. Дать характеристику феномена межличностных отношений в коллективе.
2. Рассмотреть понятие нормы как регулятора межличностных отношений в коллективе.
3. Рассмотреть этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.
4. Обосновать выбор диагностических средств.
5. Провести экспериментальное исследование, обработать данные и проанализировать результаты, дать рекомендации.

Файлы: 1 файл

МОвК.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

       В настоящее время круг проблем, затрагиваемых  при исследовании организации, непрерывно расширяется. Сейчас образуется множество  организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как  можно больше прибыли, устоять перед  конкурентами. К сожалению не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, а также накладывает отпечаток на социально – психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации. Проведённое обследование ряда предприятий показало, что около 80 % коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40 % этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % среднего.

       Поэтому проблема изучения межличностных отношений  в коллективе становится весьма актуальной.

       Сегодня в психологической печати много  говорится о межличностном взаимодействии в организации, но разработаны не все аспекты этой проблемы, а в частности, не затронуты особенности межличностных отношений. Мы знаем, что организация не стоит на месте, она развивается, переходит от одного этапа развития к другому, поэтому на каждом этапе выстраиваются свои межличностные отношения, которые обладают определённой спецификой. Следовательно, существует потребность в регулировании межличностных отношений, что и является научной новизной. Если руководитель не умеет регулировать межличностные отношения в коллективе, не знает их специфики на разных этапах развития организации, то такая организация терпит экономический крах. Всё это обусловило выбор темы исследования.

       ЦЕЛЬ: Выявит особенности межличностных  отношений в коллективе на разных этапах развития организации.

       ОБЬЕКТ: Коллектив на разных этапах развития организации.

       ПРЕДМЕТ: Межличностные отношения в коллективе на разных этапах развития организации.

       На  основе этого была сформулирована следующая 

       ГИПОТЕЗА: На разных этапах развития организации межличностные отношения в коллективе обладают определённой спецификой.

       В частности:

       1. 1-ый этап характеризуется ценностно-ориентационным  единством и сплочённостью.

       2. на 2-ом этапе возникает необходимость  нормативного регулирования межличностных отношений в коллективе.

       ЗАДАЧИ: 1. Дать характеристику феномена межличностных  отношений в коллективе.

       2. Рассмотреть понятие нормы как  регулятора межличностных отношений  в коллективе.

       3. Рассмотреть этапы развития организации  и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.

       4. Обосновать выбор диагностических  средств.

       5. Провести экспериментальное исследование, обработать данные и проанализировать  результаты, дать рекомендации.

       МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ВКЛЮЧАЮТ:

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические методы:

       а) Методика социометрического измерения (Дж. Морено).

       б) Методика диагностики межличностных  отношений (Т. Лири).

       в) Методика «Ценностно-ориентационное единство группы» (Р.О. Немов).

       3. Методы математической и статистической обработки данных:

       а) х2 – критерий;

       б) критерий Стьюдента.

         
 

       Взаимодействие  человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе  объективных отношений, которые  складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности.

       Отражением  этих объективных взаимоотношений  между членами группы являются субъективные межличностные отношения.

       Следует подчеркнуть, что они изучались  в семье, в коллективе и получили в отечественной литературе весьма широкое освещение [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Коллектив – один из видов малой группы, поэтому для начала нам необходимо раскрыть понятие группы. Известно немало определений малой социальной группы.

       Малая группа – относительно небольшое  число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных целями и задачами [21; С. 85].

       Приведем  определение Р. Бейлза, гласящее, что  малая группа есть «любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторые впечатления или восприятие каждого другого члена…» [9; С. 351].

       Г.М. Андреева под малой группой понимает группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [11; С. 34] . Она подчеркивает, что если сделать выжимку из этого определения, то можно сказать, что малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

       Данные  определения указывают, что понятия  «малая группа» – это реально  существующие группы людей, которые  имеют  непосредственные контакты друг с другом. Их поведение опосредовано совместной деятельностью и определяется нормами, принятыми в группе. Также здесь подчеркивается роль общественных отношений, где группа выступает как звено определенной общественной структуры, при этом через личные контакты реализуются определенные общественные связи.

       Несмотря  на то, что исследователи Р. Бейлз, Г.М. Андрева, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский делают акцент на различных аспектах малой группы, все они определяют её как:

  • собрание индивидов, которое вступает во взаимодействие друг с другом;
  • число их ограничено;
  • они идентифицируют себя как члены одной группы;
  • вырабатывают общие нормы и специфическую культуру;
  • у них есть цель, которую они оценивают как цель группы.

       Таким образом, малую группу можно охарактеризовать как группу, состоящую не мене чем из двух человек,  вступающих непосредственные межличностные контакты, имеющие общественную цель, осознание своей принадлежности к этой группе и общие нормы взаимодействия в группе.

       Говоря  о соотношении понятий «малая группа» и «коллектив», можно отметить следующее, а именно, что коллектив есть состояние малой группы, достигшей высокого, а по мнению отдельных авторов – наивысшего уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития её социальных и психологических характеристик.

       В Отечественной психологии довольно много внимания уделялось изучению коллектива [12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20].

       Коллектив (от лат. collectifions – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентированным (ориентационным) единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности [21; С. 166].

       А.Г. Ковалев отмечает, что коллектив  – это высшая форма социальной организации, основанная на идейной  общности и отношениях товарищеского  сотрудничества и взаимопомощи его  членов [20; С. 15].

       В.Н. Машков считает, что коллектив –  это официально организованная группа, объединение людей, занятых каким-либо общественно-полезным трудом [31; С. 69].

       Западная  психиатрия не признавала такого понятия, как коллектив, и оперировала  понятием социальная группа. В последние  годы происходит взаимообогащение этих двух направлений исследования и теперь признается наличие и социальной группы, и коллектива и в зарубежной и в отечественной психологии.

       Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении  определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения.

       Межличностные отношения – это субъективно  переживаемые взаимосвязи между  людьми, объективно проявляющегося в  характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе [21; С. 206].

       В многочисленных работах, посвященных  исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д. [7; 12; 13; 18; 19; 20], показано влияние  организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива.

       Поэтому, в качестве объяснительного принципа изучения межличностных отношений, А.В. Петровский предлагает принцип  деятельного опосредствования межличностных  отношений, опирающийся на общепсихологическую  теорию деятельности Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева: объектом исследования выступает коллектив.

       Применительно к социальной психологии введения принципа деятельностного опосредствования позволяет преодолеть фактически существующий параллелизм в изучении межличностных  отношений, проявляющийся в анализе межличностных отношений вне совместной деятельности, а совместной деятельности – вне межличностных отношений.

       Совместная  предметная деятельность, во-первых, порождает, вторит межличностные отношения  её участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения; и, наконец, в-третьих, процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности предполагает собой движущую силу развития социальной группы.

       Все эти черты совместной деятельности с предельной отчетливостью проявляются при анализе межличностных отношений в коллективе. Прежде всего, благодаря использованию категории совместной деятельности, А.В. Петровский вводит в социальную психологию малых групп идею развития социальной группы. Эта идея концептуально фиксируется через понятие «уровень развития группы». Коллектив же выступает как группа высокого уровня развития. Далее, в коллективе более ярко, чем в других, проступает исследуемая А.В. Петровским многоуровневая структура межличностных отношений. Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различную психологическую природу этих отношений и понимать, что они образуют различные слои (страты) групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные. Многоуровневая структура межличностных отношений в коллективе может быть представлена следующим образом:

            Г
            В
            Б
            А

Информация о работе Межличностные отношения