Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: Выявит особенности межличностных отношений в коллективе на разных этапах развития организации.
ОБЬЕКТ: Коллектив на разных этапах развития организации.
ПРЕДМЕТ: Межличностные отношения в коллективе на разных этапах развития организации.
На основе этого была сформулирована следующая
ГИПОТЕЗА: На разных этапах развития организации межличностные отношения в коллективе обладают определённой спецификой.
В частности:
1. 1-ый этап характеризуется ценностно-ориентационным единством и сплочённостью.
2. на 2-ом этапе возникает необходимость нормативного регулирования межличностных отношений в коллективе.
ЗАДАЧИ: 1. Дать характеристику феномена межличностных отношений в коллективе.
2. Рассмотреть понятие нормы как регулятора межличностных отношений в коллективе.
3. Рассмотреть этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.
4. Обосновать выбор диагностических средств.
5. Провести экспериментальное исследование, обработать данные и проанализировать результаты, дать рекомендации.

Файлы: 1 файл

МОвК.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

        Рисунок 2.2  Фрагмент семантического профиля в коллективе 
        на первом этапе организации

  1 2 3 4 5 6 7 8  
1 Дружелюбие  
            Враждебность
2 Согласие                 Несогласие
2 Удовлетворенность                 Неудовлетворенность
4 Продуктивность                 Непродуктивность
5 Теплота                 Холодность
6 Сотрудничество                 Несогласованность
7 Взаимоподдержка                 Недоброжелательность
8 Увлеченность                 Равнодушие
9 Занимательность                 Скука
10 Успешность                 Безуспешность

        Рисунок 2.3  Фрагмент семантического профиля в коллективе 
        на втором этапе организации

       Сравнив два рисунка мы можем сделать  вывод о том, что для коллектива, который находится на втором этапе  развития организации характерна неудовлетворенность и несогласие. Это связано с тем, что на втором этапе расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения между работниками первоначального состава. Руководители становятся больше управленцами, чем предпринимателями. Все эти изменения связанные с развитием организации накладывают отпечаток на межличностные отношения в коллективе.

       Для изучения сплоченности коллектива и  проверки гипотезы была использована методика ЦОЕ А.В. Петровского. Испытуемым была предложена анкета (Приложение А5), которая содержит 35 качеств личности. Участникам эксперимента было необходимо выбрать 5, которые по их мнению влияют на успешное выполнение совместной деятельности, и следовательно на сплоченность коллектива.

       На  основе полученных результатов мы составили  таблицу (Приложение А6, А7).

       Рассмотрев  выбранные качества, мы выявили какой  уровень сплоченности характерен для  коллектива на разных этапах развития организации. А.В. Петровский выделяет 3 уровня:

       1) высокий уровень;

       2) средний уровень;

       3) слабый уровень.

       В коллективе на первом этапе развития организации определен высокий уровень сплоченности. Это говорит о том, что численность коллектива небольшая. Так как организация борется за выживание, то члены коллектива стараются концентрировать свои усилия на ее развитии и каждый ожидает вознаграждение в будущем. Поэтому для такого коллектива характерна высокая сплоченность и четкое взаимодействие.

       В коллективе на втором этапе организации  – средний уровень, следовательно  не очень характерна сплоченность. Это обусловлено тем, что численность увеличивается, устанавливаются более формальные связи и в быстром темпе идет развитие управленческих кадров.

        При исследовании межличностных отношений в коллективе, нам необходимо было выявить преобладающий  тип отношений к людям. Этот результат был получен с помощью методики Т. Лири. В ходе ее проведения использовалась следующая инструкция: «Поставить знак «+» против тех определений, которые соответствуют представлению о себе. если нет полной уверенности знак «+» не ставить». Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения. Каждый испытуемый набрал разное количество баллов по определенным типам отношений. На основе этих результатов мы нашли среднее значение по 8 типам отношений и начертили условную схему в виде круга, разделенного на секторы и отметили на нем эти величины. Тем самым мы показали взаимосвязь двух переменных: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность (рисунок 2.4, рисунок 2.5).

1 –  Авторитарный  3 - Агрессивный 5 – Подчиняемый 7 – Дружелюбный
2 –  Эгоистичный 4 – Подозрительный 6 – Зависимый 8 – Альтруистический

        Рисунок 2.4  Типы отношений в коллективе на первом этапе 
        организации

       

1 –  Авторитарный  3 - Агрессивный 5 – Подчиняемый 7 – Дружелюбный
2 –  Эгоистичный 4 – Подозрительный 6 – Зависимый 8 – Альтруистический

        Рисунок 2.4  Типы отношений в коллективе на втором этапе 
        организации

       В каждом коллективе на разных этапах организации  выражен определенный тип отношений, которые имеют различие между  собой и его можно показать следующим образом.

       Таблица 2.3

Выборки Типы  отношений
1 2 3 4 5 6 7 8
1 5,5 4,3 3,5 1 6 5,3 7 6,5
2 8 6,5 5,7 4,5 6,1 7,1 8,9 8,9
Различие 2,5 2,2 2,2 3,5 0,1 1,8 1,4 2,4
Статистическая 
значимость
Р<0,01 
х2=11,1 
к = 1
4,8 20 31,6 0,01 1,1 2,6 7,6

       Для определения статистической значимости мы использовали медианный критерий. На первом этапе мы смешали и упорядочили выборки, после чего нашли медиану. На втором этапе построили четырехпольную таблицу. И на третьем этапе рассчитали х2-критерий Йетса.

       Таким образом, мы можем сделать вывод  о том, что статистически значимыми  различия являются в следующих типах отношений: авторитарном, эгоистичном, агрессивном, подозрительном и альтруистическом. В таких типах отношений, как подчиняемый, зависимый и дружелюбный различия статистически не значимы.

Информация о работе Межличностные отношения