Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа
ЦЕЛЬ: Выявит особенности межличностных отношений в коллективе на разных этапах развития организации.
ОБЬЕКТ: Коллектив на разных этапах развития организации.
ПРЕДМЕТ: Межличностные отношения в коллективе на разных этапах развития организации.
На основе этого была сформулирована следующая
ГИПОТЕЗА: На разных этапах развития организации межличностные отношения в коллективе обладают определённой спецификой.
В частности:
1. 1-ый этап характеризуется ценностно-ориентационным единством и сплочённостью.
2. на 2-ом этапе возникает необходимость нормативного регулирования межличностных отношений в коллективе.
ЗАДАЧИ: 1. Дать характеристику феномена межличностных отношений в коллективе.
2. Рассмотреть понятие нормы как регулятора межличностных отношений в коллективе.
3. Рассмотреть этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.
4. Обосновать выбор диагностических средств.
5. Провести экспериментальное исследование, обработать данные и проанализировать результаты, дать рекомендации.
Дав характеристику этапам развития организации, необходимо выяснить, какое влияние они оказывают на групповые нормы.
2
Эмпирическое исследование
2.1
Обоснование базы и методов
исследования
Проблема
межличностных отношений в
Для достижения цели нашего экспериментального исследования мы определили следующие задачи:
1 Обосновать базу исследования и методический инструментарий.
2 Провести эмпирическое исследование межличностных отношений в коллективе на разных этапах развития организации.
3
Выявить и описать особенности
межличностных отношений в
Наше экспериментальное исследование мы проводили с декабря 2002 года по апрель 2003 года. В силу специфики цели нашего исследования, выборку составили 2 организации, находящиеся на первом и втором этапах развития:
Теперь перейдем к обоснованию методического инструментария и более подробно остановимся на описании методик, используемых в нашем исследовании для изучения межличностных отношений:
1)
Методика социометрического
Социометрическая
техника применяется для
2) Следующая методика, которую мы использовали в целях изучения межличностных отношений в коллективе – это «Оценка психологической атмосферы в коллективе», автором которой является Ф. Фидлер. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, так как в целях нашего исследования это может быть необходимым, потому что не все участники эксперимента могут искренне отвечать на поставленные вопросы, то есть боятся осложнений в коллективе. Все это повышает надежность данной методики. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
3)
Необходимым был выбор
4)
Методика диагностики
2.2 Описание результатов исследования
Методика
социометрического измерения
В результате социометрического измерения были выявлены следующие особенности. В выборке организации на первом этапе развития, из сделанных 60 выборов – 32 взаимовыбора, а в организации, на втором этапе развития, из сделанных 93 выборов – 20 взаимовыборов.
В результате полученных данных можно сделать вывод о том, что в организации на первом этапе взаимовыборов больше, что составляет 53%, чем в организации на втором этапе, где взаимовыборов значительно меньше – 22%.
Рисунок 2.1 Процентное выражение по взаимовыборам
На основе суммирования числа полученных выборов и взаимовыборов мы определили социометрический статус членов коллектива (лидеры, популярные, менее популярные, отвергаемые).
Таблица 2.1 Социометрический статус коллектива на разных этапах организации
Социометрический статус |
I | II | ||
кол-во испытуемых |
% доля | кол-во испытуемых |
% доля | |
Лидеры | 2 | 10% | 1 | 3% |
Популярные | 9 | 45% | 3 | 10% |
Менее популярные | 4 | 20% | 9 | 29% |
Отвергаемые | 5 | 25% | 18 | 58% |
20 | 100% | 31 | 100% |
В таблице видно, что количество человек в каждом социометрическом статусе, на первом и втором этапах организации разное. Для более полного сравнения мы использовали х2-критерий К. Пирсона, который оценивает разности частот двух распределений: эмпирического и теоретического. В результате подсчета оказалось, что х2-критерий больше теоретического значения. Полученный вывод достоверен на 95%, следовательно различия статистически значимы.
На основе социоматриц мы построили социограммы, то есть схематично изобразили реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий (Приложение Б1, Б2).
Оценка
психологической атмосферы
Таблица 2.2 Опросный бланк
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 Дружелюбие | * | Враждебность | |||||||
2 Согласие | * | Несогласие | |||||||
2 Удовлетворенность | * | Неудовлетворенность | |||||||
4 Продуктивность | * | Непродуктивность | |||||||
5 Теплота | * | Холодность | |||||||
6 Сотрудничество | * | Несогласованность | |||||||
7 Взаимоподдержка | * | Недоброжелательность | |||||||
8 Увлеченность | * | Равнодушие | |||||||
9 Занимательность | * | Скука | |||||||
10 Успешность | * | Безуспешность |
Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых испытуемым предлагалось описать психологическую атмосферу в коллективе, с задачей обратить внимание на то, что чем ближе к правому или левому слову в каждой паре они поставят знак *, тем более выражен этот признак в их коллективе. Для начала мы определили как оценивает психологическую атмосферу в своем коллективе каждый участник эксперимента, то есть индивидуально. Полученные показатели мы занесли в таблицу (Приложение А3, А4). Далее определили среднее арифметическое значение, которое позволило выявить различие психологической атмосферы в коллективе на разных этапах организации. Затем для ее полной характеристики на основании индивидуальных профилей создали средний профиль. Достаточно наглядно это можно представить в виде рисунков (рисунок 2.2, рисунок 2.3).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 Дружелюбие | Враждебность | ||||||||
2 Согласие | Несогласие | ||||||||
2 Удовлетворенность | Неудовлетворенность | ||||||||
4 Продуктивность | Непродуктивность | ||||||||
5 Теплота | Холодность | ||||||||
6 Сотрудничество | Несогласованность | ||||||||
7 Взаимоподдержка | Недоброжелательность | ||||||||
8 Увлеченность | Равнодушие | ||||||||
9 Занимательность | Скука | ||||||||
10 Успешность | Безуспешность |