Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа
ЦЕЛЬ: Выявит особенности межличностных отношений в коллективе на разных этапах развития организации.
ОБЬЕКТ: Коллектив на разных этапах развития организации.
ПРЕДМЕТ: Межличностные отношения в коллективе на разных этапах развития организации.
На основе этого была сформулирована следующая
ГИПОТЕЗА: На разных этапах развития организации межличностные отношения в коллективе обладают определённой спецификой.
В частности:
1. 1-ый этап характеризуется ценностно-ориентационным единством и сплочённостью.
2. на 2-ом этапе возникает необходимость нормативного регулирования межличностных отношений в коллективе.
ЗАДАЧИ: 1. Дать характеристику феномена межличностных отношений в коллективе.
2. Рассмотреть понятие нормы как регулятора межличностных отношений в коллективе.
3. Рассмотреть этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.
4. Обосновать выбор диагностических средств.
5. Провести экспериментальное исследование, обработать данные и проанализировать результаты, дать рекомендации.
С началом 60-х годов практически все исследования по групповой динамике и групповому взаимодействию включают анализ действия групповых норм. В качестве специальных направлений оформляются исследования групповых норм ответственности, взаимности, норм, регулирующих поведение помощи и альтруизма, моральных и нравственных норм. Специальные исследования были посвящены нормам договора и кооперативной деятельности в диадах и триадах, соотношению норм и установок членов группы, поведению в условиях аномии, соотношению норм и ролевых ожиданий, механизмам отклоняющегося поведения, действию референтных – эталонных групп и групп, возникающих в ходе групповых дискуссий. Огромное число исследований содержит материал об использовании групповых норм в процессах группового давления, и группового конформизма. В явлениях независимости и протеста по отношению к групповым нормам.
Анализ
многообразия групповых норм, порожденных
системами официальных и
Применительно к целям нашей работы мы будем рассматривать особенности нормативной регуляции на уровне организации и малой группы.
Нормы
организационного уровня, единые для
целого ряда коллективов, входящих в
организацию, называются официальными.
К ним относятся как
Официальные нормы требуют от членов организации добросовестного отношения к выполняемой работе, использования рабочего времени по его прямому назначению. В то же время официальные нормы в организации могут допускать использование части рабочего времени на проведение собраний, некоторых спортивных мероприятий и т.д.
Неофициальные нормы могут отличаться от официальных. Во-первых, они непосредственно связаны с групповыми и личностными ценностями, которые не обязательно совпадают с целями и ценностями коллектива в целом; во-вторых, они в гораздо большей степени подвержены влиянию ситуации, более гибко реагируют на нее. Важное отличие неофициальных норм в том, что они меньше выполняют функции запрещения. Диапазон допустимого поведения оказывается более широким, чем позволяют официальные нормы. Неофициальная система санкций оперативна и в ряде случаев действенная, чем официальная.
Нормы можно разделить на две категории:
а) нормы, которые изначально задает руководитель группы;
б) нормы, выработанные группой.
Для того чтобы выполнялись нормы, предложенные руководителем, ему зачастую требуется прилагать для их соблюдения особые усилия. В противоположность этому нормы, выработанные самой группой, защищаются членами группы. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться этим нормам.
В группах могут возникать такие нормы, как защита неудачливого члена; защита молодого члена; подчинение руководителю, выбранному самими участниками из состава группы; стремление любой ценой обходиться без помощи других и другие. В организации групповые нормы могут классифицированы следующим образом:
1) гордость за организацию;
2) достижение целей;
3) прибыльность;
4) коллективный труд;
5) планирование;
6) контроль;
7)
профессиональная подготовка
8) нововведения;
9) отношения с заказчиком;
10) защита честности.
Также необходимо отметить, что наличие в группе более или менее развитой, разветвленной и относительно устойчивой системы групповых норм не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность, но и значительно облегчает осуществление социального окружения. Одним из важнейших признаков развития системы групповых норм является высокий показатель предметно-деятельностного и ценностно-ориентационного единства членов группы, о котором говорилось выше, особенно в нравственной и деловой сферах ее жизнедеятельности. При этом основанием подобной сплоченности в коллективе является не комформная реакция индивидов на групповое давление, а подлинное коллективистское самоопределение каждой личности.
Итак, на основании рассмотренного понятия о нормах, их многообразии и функционировании в малых группах, можно сказать, что нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и не желательно, что правильно и не правильно, а также подтвердить, что групповая норма, как некоторое правило, стандарт поведения в малой группе, является регулятором развертывающихся в ней отношений.
Таким образом, нормы рождаются из межличностных отношений и облегчая их выступают посредником, а следовательно и облегчают управление коллективом.
Однако, групповые нормы не статичны по совей природе. Они могут изменяться под влиянием, одним из которых является групповая динамика. Этот термин был впервые использован в 1939 г. К. Левиным, который впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К.Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе [11; С. 39].
Применительно
к нашему исследованию групповая
динамика объективно вызывается развитием
организации, которое, соответственно,
опосредованно будет влиять на групповые
нормы и межличностные
Организация, как и люди, имеет свой жизненный цикл роста, развития, зрелости распада. На каждом этапе есть цель развития, которая может быть достигнута при условии грамотного управления коллективом и в частности межличностными отношениями. Облегчить данную задачу призваны нормы. Соответственно, переход к каждому из этапов оказывает существенное влияние на групповые нормы. Однако, чтобы рассмотреть это влияние, для начала нам необходимо дать определение организации.
Таблица 1.2 Примеры определений организации
Автор (источник) | Определение |
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., 1988 | Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели и целей. Чтобы считаться организацией, такая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям. К ним относятся: наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы; наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены одной группы; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели [35; С. ]. |
2. Виханский О.С., Наумов А.И., 1999 | Организация – это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей [34; С. 12]. |
3. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., 1997 | Организация – это группа людей, ведущих себя определенным образом [33; С. ] |
Понятие
«организация» приобрело
Действительно, любая подобная организация состоит из элементов: людей, рабочих мест, предметов, а также связей, взаимодействий, отношений между ними. И имеет конкретные границы. В этом смысле такая организация является системной.
Кроме того, понятие «организация» отражает определенный процесс упорядочения элементов системы, ее переход от низших форм порядка к высшим, из менее организованного состояния в более организованное.
«Организация» тесно связана с «развитием». Оба понятия предполагают определенную направленность движения, изменения системы от одного качественного состояния к другому. Однако, если организация в нашем представлении предусматривает только прогрессивную направленность движения, например, переход компании от низших форм организации к высшим, то понятие «развитие» охватывает своим содержанием как прогрессивные, так и регрессивные преобразования.
Из
множества общих
Возникновение и становление системы – этапы прогрессивной ветви ее развития, процесс организации. Возникновение системы делится на две части:
1) скрытая – это когда в недрах старого проявляются новые элементы, происходит их количественный рост.
2)
явная – это когда новые
элементы образуют новую
Становление – этап в развитии системы, в процессе которого она превращается в развитую, организационную систему, приобретает черты целостности. Процесс становления системы характеризуется:
Этап зрелости характеризует относительно устойчивое состояние системы, когда процессы организации и дезорганизации в ней уравновешивают друг друга.
Следует
отметить, что организация не есть
коллектив, так как организация – это
система, а коллектив ее социальная основа.
Следовательно, организация – понятие
более широкое. Коллектив имеет собственную
закономерность развития. Однако, еще
дополнительно накладывают отпечаток
этапы развития организации. поэтому возникает
необходимость рассмотреть этапы развития
организации. так, Л. Грейнер рассматривает
пять ступеней (фаз) и соответственно путей
развития компании (рисунок 1.2).
|
Рисунок 1.2 Модель пяти фаз развития компании (по Грейнеру Л.)
Теперь более подробно рассмотрим характеристику фаз развития компании (таблица 1.3).
Таблица 1.3 Характеристика фаз развития компании (по Грейнеру Л.)
Фазы | Характеристика |
Фаза
1 Создание бизнеса (творческая часть) |
Фаза характеризуется концентрацией усилий на развитии технологии бизнеса и рынка, ожиданием вознаграждения в будущем, контролем немедленной обратной связи. Успех приводит к кризису лидерства (основатель бизнеса не справляется с проблемой роста). |
Фаза
2 Управление (формализация и построение структур и систем управления) |
Построение формальных управленческих систем: организационная структура, системы отчетности и контроля, стандартизация бизнес-процессов, процедур и правил, установление более формальных связей, развитие управленческих кадров. Успех ведет к кризису автономии (кризис управления). |
Фаза
3 Делегирование |
Возникает необходимость в децентрализации функций, делегировании полномочий. Создаются центры прибыли, система мотивации основана на результатах, централизованное управление сосредоточено на выработке стратегии. Успех ведет к частичной потере контроля. |
Фаза
4 Координация |
Внедрение процедур корпоративного планирования. Новые продуктивные группы рассматриваются как центры инвестиций, технические функции (логистика, автоматизация) смещаются к центру. Успех ведет к кризису бюрократии (люди теряют предпринимательский и творческий интерес). |
Фаза
5 Сотрудничество |
Создание структуры на основе самостоятельных бизнес-единиц, перераспределение функций и ролей между подразделениями и центром. Возникают повышенные требования к менеджерам, мотивация ориентирована на конечный результат. Существует большая вероятность возникновения кризиса синергии в группе. |