Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 06:56, курсовая работа
Цель исследования: Технология решения конфликтов.
Задача данной курсовой работы состоит в следующих этапах:
1. Понятие конфликта и его социальная роль.
2. Причины конфликтов.
3. Что мешает в решении управления конфликтами.
4. Стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1 Понятие, классификация и причины конфликта……………………………..…5
1.1 Понятие конфликта и его социальная роль………………………………..….5
1.2 Классификация конфликтов…………………………………………………...6
1.3 Причины конфликтов…………………………………………………………..8
2 Что мешает в решении управления конфликтами и стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях…………...…………………………………………..12
Что мешает в решении управления конфликтами…………………………12 Стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях…………………………...14
Заключение……………………………………………………………………...…20
Глоссарий…………………………………………………………………………..22
Список использованных источников…………………
В общении «мыслители» предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации, но больше уязвимы в близких личных отношениях, где и степень включенности в конфликт будет очень высокая.
Люди
по-разному чувствительны к
В
конфликтных ситуациях
Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенную стратегию и стиль поведения.
Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях:
- конкуренция;
- уклонение;
- приспособление;
- сотрудничество;
- компромисс.
Рассмотрим более подробно эти стили.
Стиль конкуренции.
Вы стараетесь в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества, и если воля ваша достаточна, сильна, то вам это удается.
Это может быть эффективным стилем в том случае, если вы обладаете определенной властью; вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них.
Вот примеры тех случаев, когда следует использовать стиль конкуренции:
-
вы обладаете достаточным
-
решение необходимо принять
- вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;
- вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
-
вы должны принять
Когда вы используете этот подход, вы можете быть недостаточно признанным, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат.
Стиль уклонения.
Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от решения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить сил на её решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.
Типичны ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения:
- исход не очень важен для вас или вы считаете, что настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;
- у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;
- вы хотите выиграть время;
- ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;
- у вас мало власти для решения проблемы;
-
вы чувствуете, что у других
больше шансов решить эту
Стиль приспособления.
Он означает, что вы действуете с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не существен для вас.
Он не подходит, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного вами.
Наиболее
характерные ситуации, в которых
рекомендуется стиль
- вас не особенно волнует случившееся;
- вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
- вы понимаете, что правда на вашей стороне;
- у вас мало шансов победить;
- вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям.
Стиль сотрудничества.
Наиболее эффективный стиль, но и наиболее трудный. Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выбрать приемлемые компромиссы.
Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:
- решение проблемы очень важно для обеих сторон, и ни кто не хочет полностью от него устраниться;
- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
- у вас есть время поработать над возникшей проблемой;
-
вы и другой человек
-
обе вовлеченные в конфликт
стороны обладают равной
Обе стороны должны затрать на это некоторое время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Стиль сотрудничества среди прочих самый трудный, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и конфликтных ситуациях.
Стиль компромисса.
Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как при сотрудничестве, вы не ищете скрытые нужды и интересы. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.
Типичные случаи:
-
обе стороны обладают
- вас может устроить временное решение;
-
вы можете воспользоваться
- другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
-
удовлетворение вашего желания
имеет для вас не слишком
большое значение, и вы можете
несколько изменить
-
компромисс позволит вам
Когда вы стараетесь прийти к компромиссному решению с кем-то, вам следует начинать с выяснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпадения интересов.
В
идеальном случае конфликт сам подсказывает
нам стиль поведения. Важно понять, что
каждый из этих стилей эффективен только
в определенных условиях и ни один из них
не может быть выделен как самый лучший.
Наилучший подход будет определяться
конкретной ситуацией, а также складом
вашего характера.
Заключение
Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону. Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью таких средств, как принуждение, вознаграждение, обращение к традициям, экспертной оценке, убеждения.
Ответьте себе честно, в чем вы больше заинтересованы, что для вас реально важнее – подавить противника, самоутвердиться или решить проблему? Нужно понять, что по большему счету совершенно не важно, насколько правы мы и ошибаются они. Если ни цель, ни отношения не являются для нас особо важными, благоразумнее уклониться от конфликта.
Соблюдение общечеловеческих этических норм и правил разрешения конфликтов является важнейшим условием формирования здоровых и цивилизованных взаимоотношений. Большую роль при разрешении конфликтов играют психологические особенности личности, особенности людей.
Не менее важно и то, что взгляды, жизненные правила, подходы можно и нужно трансформировать, приспосабливаясь к людям, с которыми приходится работать, и в то же время предоставлять другим возможность приспосабливаться к самому себе. У каждого должен быть свой уровень нравственности, ниже которого нельзя опуститься. Перешагнуть такой предел – значит, потерять собственное достоинство, уверенность в себе, а без них нет успеха в бизнесе, в деловой жизни.
Руководителям особенно важно понимать свою большую социальную ответственностью. Это проявляется в ориентации на человека во всех его проявлениях - уважение, социальная помощь, поддержка. Нравственное и моральное здоровье любого трудового коллектива, как правило, обеспечиваются этическими канонами менеджмента.
Особое
значение имеет этика, соблюдение этических
норм в деловом общении и в
решении конфликтов. Роскошь делового
общения не менее важна, чем «роскошь человеческого
общения».
Конфликт,
как и болезнь, легче предупредить чем
лечить. Нужно стараться делать упор на
положительные суждения и оценки, помня,
что все люди более благосклонно принимают
позитивную информацию, а не негативную,
которая часто приводит к конфликтным
ситуациям. Существенно снижает вероятность
возникновение конфликтной ситуации уважительна
манера разговора. «Добавление» учтивости
не снижает определенности просьбы, но
во многом препятствует появлению у собеседников
внутреннего сопротивления, способствует
снятию отрицательных эмоций. Хорошим
средством предупреждения конфликта служит
умение слушать собеседника. От того, насколько
собеседнику предоставлена возможность
высказаться, во многом зависят его расположение
и доверительность. Ни в коем случае не
допускать при деловом общении
возникновения споров, так как во время
спора человеку редко удается сохранить
самообладание и достоинство. Споря, мы
начинаем горячиться и, сами того не замечая,
делаем обидные замечания и допускаем
досадную грубость.
Глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Содержание | |
1 | 2 | 3 | |
1 |
Заражение |
Передача определённого эмоционально-психического настроения от одного человека к другому, основанная на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т.п.) | |
2 |
Инцидент | Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта | |
3 |
Конфликт |
Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями | |
4 |
Конфликтная ситуация | Накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта | |
5 |
Конфиктогены | Слова, действия ( или бездействия ), могущие привести к конфликту. | |
1 | 2 | | |
6 |
Конфликтология | Наука помогающая в управлении поведением людей в особых ситуациях и указывает пути выхода из них | |
7 |
Конформность | Осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое а поведении | |
8 |
Поведение | Процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованных их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. | |
9 | Ролевой конфликт | Столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей | |
10 |
Социальный конфликт | Социальное явление, содержанием которого является процесс развития и разрешения противоречивости отношений и действий людей, детерминируемый прежде всего объективными закономерностями развития общества |