Типичные конфликты и способы их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

«Конфликт» – латинское слово, означающее столкновение. В менеджменте под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп. При этом одна и та же информация у разных людей вызывает разную реакцию, порождающую или не порождающую конфликт.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Профилактика конфликтов……………………………………………………..4
2.Переговоры, как способ решения конфликтов……………………………....12
3.Практическая часть в виде примера………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

этикаТипичные конфликты и способы их решения.docx

— 42.24 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Профилактика конфликтов……………………………………………………..4

2.Переговоры, как способ решения конфликтов……………………………....12

3.Практическая часть в виде примера………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 «Конфликт» – латинское слово, означающее столкновение. В менеджменте под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп. При этом одна и та же информация у разных людей вызывает разную реакцию, порождающую или не порождающую конфликт.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной  из сторон (личности, группы или организации) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ее противодействие. В результате, возникают негативные последствия в совместной деятельности.

Общественная жизнь нашей  страны в последние годы характеризуется  значительным усилением политической и социальной напряженности, обострением  противоречий, взрывающихся острыми  конфликтами на всех уровнях социальной структуры.

Необходимость фундаментального анализа системы экономических  и социальных противоречий и социально-трудовых отношений субъектов производства на уровне предприятий, исследование закономерностей  возникновения, протекания и разрешения трудовых конфликтов, и в частности, их крайних форм – забастовок, выявление  резервов социального партнерства  в ограничении и преодолении  их негативных последствий определяют актуальность данной темы.

Целью данной работы является изучение конфликтов и переговоров, как способа разрешения конфликтных  ситуаций.

1. Профилактика  конфликтов

Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить  для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может  привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием. Прогнозирование  конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем  возникновении или развитии.

Профилактика конфликтов заключается в такой организации  жизнедеятельности субъектов социального  взаимодействия, которая исключает  или сводит к минимуму вероятность  возникновения конфликтов между  ними.

Профилактика конфликтов – это их предупреждение в широком  смысле слова. Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые  минимизировали бы вероятность возникновения  или деструктивного развития противоречий между ними.

Предупредить конфликты  гораздо легче, чем конструктивно  разрешить их. Как показывает практика, профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. При этом она требует меньших  затрат сил, средств и времени  и предупреждает даже те минимальные  деструктивные последствия, которые  имеет любой конструктивно разрешенный  конфликт.

В современной организации  деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники  социального взаимодействия. Она  может вестись по четырем направлениям:

1. Создание объективных  условий, препятствующих возникновению  и деструктивному развитию предконфликтных  ситуаций. Полностью исключить возникновение  предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, обществе невозможно. Однако создать объективные условия  для минимизации их количества  и разрешения неконфликтными  способами не только возможно, но и необходимо. К числу этих  условий относятся, в частности,  следующие: создание благоприятных  условий для жизнедеятельности  работников в организации; справедливое  и гласное распределение материальных  благ в коллективе, организации;  наличие правовых и других  нормативных процедур разрешения  типичных предконфликтных ситуаций; успокаивающая материальная среда,  окружающая человека (удобная планировка  помещений, наличие комнатных  растений и пр.).

2. Оптимизация организационно-управленческих  условий создания и функционирования  компаний – важная объективно-субъективная  предпосылка предупреждения конфликтов. К объективно-субъективным условиям  предупреждения конфликтов относят  организационно-управленческие факторы,  включая оптимизацию организационной  структуры компании, оптимизацию  функциональных взаимосвязей, отслеживание  соответствия работников предъявляемым  к ним требованиям, принятие  оптимальных управленческих решений  и грамотная оценка результатов  деятельности других работников.

3. Устранение социально-психологических  причин конфликтов.

4. Блокирование личностных  причин возникновения конфликтов.

С помощью проведенного исследования было выяснено, что большинство опрошенных преподавателей прибегают к стратегии  противоборства, считая ее наиболее эффективной  в ситуации конфликта.

Существуют различные  способы разрешения конфликтов.

Юмор – беззлобно-насмешливое  отношение к разногласиям. Здесь  нет места сарказму, так как  он может обидеть одну из конфликтующих  сторон.

Психологическое поглаживание – проявление ласки, заключается  в выделении положительных черт «противника».

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Третейский суд, как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может  помочь конфликтующим сторонам увидеть  то, что они не заметили в «пылу  борьбы».

Ультиматум, т.е. предъявление решительного требования с угрозой  применения мер воздействия (санкции), в случае отказа.

Подавление (моральное или  физическое); разрыв связей – крайние  способы разрешения конфликта, используется, если затронуты принципы убеждения, которыми субъект не может поступиться.

Подтверждая гипотезу, упоминающуюся  в начале работы, можно сделать  вывод о том, что каждый человек (особенно преподаватель) должен найти  свой путь поведения в конфликтной  ситуации, свою технологию управления конфликтными отношениями. Только регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие  в деловых и ситуационных играх  можно получить навыки выхода из конфликта. И чем больше человек повторяет  упражнения, тем совершеннее и  прочнее его навыки, тем увереннее  он будет чувствовать себя в самых  непредвиденных инцидентах.

Почувствовав эффективность  выбранной тактики, можно совершенствовать свою технологию, опираясь на внутренние ощущения. Если удается найти свою технологию и внутреннюю опору, то этот навык не пропадет никогда.

Постепенно формируется  устойчивое общественное мнение о необходимости  становления и развития конфликтологии образования как одного из научно-практических направлений общей конфликтологии.

Существуют различные  стратегии поведения в конфликте: противоборство, сотрудничество, компромисс, уклонение, уступка.

При возникновении конфликтной  ситуации или в начале развертывания  самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль  своего дальнейшего поведения с  тем, чтобы это в наименьшей степени  отразилось на их интересах. Речь идет о межгрупповых и межличностных  конфликтах, в которых участвуют  минимум две стороны и в  которых каждая из сторон выбирает форму своего поведения для сохранения своих интересов с учетом дальнейшего  возможного взаимодействия с оппонентом. При возникновении конфликтной  ситуации личность (группа) может выбрать  один ин нескольких возможных вариантов  поведения:

активную борьбу за свои интересы, устранение или подавление любого сопротивления;

  • уход из конфликтного взаимодействия;
  • разработку взаимоприемлемого соглашения, компромисса;
  • использование результатов конфликта в своих интересах.

Было выделены следующие  пять основных стилей поведения в  конфликте: уклонение, противоборство; уступчивость; сотрудничество; компромисс.

Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий  для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач  управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся  теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет  особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить – значит предвидеть.

Профилактика конфликта  представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в  заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных  факторов и ограничении, таким путем, возможности их возникновения или  деструктивного развития в будущем. Успех такой деятельности определяется рядом предпосылок:

  1. знанием общих принципов управления социальными организациями, формулируемых современной теорией менеджмента, и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;
  2. уровнем общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;
  3. глубиной анализа на этой общей теоретической основе кон-кретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;
  4. степенью соответствия – избранных методов корректировки сложившейся опасной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины теоретических знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.

Из этого следует, что  деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому  возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать. В целях обеспечения  ее эффективности следует ясно видеть те трудности, которые подстерегают нас на этом пути.

Существует ряд препятствий, снижающих возможность предупреждения конфликтов, направление их развития в конструктивное русло.

Это препятствие имеет  психологическую природу и связано  с таким родовым качеством  человеческой психологии, которое характеризуется  как непреодолимое стремление человека к свободе и независимости. В  связи с этим люди воспринимают, как правило, негативно всякие попытки  вмешательства в их взаимоотношения, оценивая подобные действия как выражение  стремления ограничить их независимость  и свободу.

Существование некоторых  общепринятых нравственных норм регулирующих человеческие взаимоотношения. Исходя из них, люди считают свое поведение  сугубо личным делом, а вмешательство  третьего лица рассматривают как  нарушение общепринятых норм нравственности, одной из которых является неприкосновенность личной жизни.

Это препятствие имеет  правовой характер и связано с  тем, что в странах с развитыми  демократическими традициями, некоторые  общечеловеческие нормы нравственности приобрели форму правовых норм, охраняющих основные права и свободы личности. Их нарушение в той или иной форме может быть квалифицировано  не только как не вполне нравственное, но и как противоправное, тем более, что в ряде стран уже приняты  специальные законоположения, запрещающие фирмам вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников.

Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может  вестись только в границах, устанавливаемых  психологическими, нравственными и  правовыми требованиями к регулированию  человеческих взаимоотношений. Причем такая деятельность становится целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений  в разрушительные, деструктивные  формы, такие, например, как разрыв личных взаимоотношений, распад семьи, развал трудовой группы, межклассовые, межэтнические  или межгосударственные столкновения.

Профилактика конфликта  представляет собой по своей сути воздействие на те социально-психологические  явления, которые могут стать  элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей  как материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует  с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые  потенциально содержат в себе возможность  конфликта.

Информация о работе Типичные конфликты и способы их решения