Политические конфликты и технология их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы является знакомство с основными направлениями Шанхайской Организации Сотрудничества.
К задачам можно отнести следующее:
• Определить основные этапы развития ШОС
• выделить органы управления ШОС
• охарактеризовать основные проблемы и перспективы организации
• провести анализ значимости ШОС в мировой экономике

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1. Основные этапы развития ШОС......................................................................4
2. Основные органы ШОС....................................................................................7
3. Проблемы и перспективы ШОС......................................................................8
4. Значимость ШОС..............................................................................................9
Заключение............................................................................................................10
Список литературы...............................................................................................13
Приложение 1. Руководящий состав организации
Приложение 2. Функции секритариата организации ШОС
Приложение 3. Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры
Приложение 4. Итоги заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС в Душанбе (25 ноября 2010года)

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 60.67 Кб (Скачать)

    Содержание

     Введение..................................................................................................................3

  1. Основные этапы развития ШОС......................................................................4
  2. Основные органы ШОС....................................................................................7
  3. Проблемы и перспективы ШОС......................................................................8
  4. Значимость ШОС..............................................................................................9

    Заключение............................................................................................................10

    Список литературы...............................................................................................13

         Приложение 1. Руководящий состав организации

         Приложение 2. Функции секритариата  организации ШОС

     Приложение 3. Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры

     Приложение 4. Итоги заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС в Душанбе (25 ноября 2010года) 

     
 
 
 
 
 

 

    Введение

    Несколько лет назад регион Центральной  Азии и его проблемы мало кого интересовали, теперь же привлекает все большее  внимание мировой общественности. События 11 сентября 2001 года стали поводом  для обращения внимания на регион и его проблемы. Соседство с  Афганистаном стало дестабилизирующим  фактором для безопасности региона.

    Террористическая  активность и рост наркотрафика потребовали  оперативного решения. Попытка стабилизировать  обстановку в данном регионе была сделана образованием Шанхайской Организацией Сотрудничества. Как подчеркивается в Совместной Декларации России и  Китая, подписанной в Пекине 2 декабря 2002 года, Шанхайская Организация Сотрудничества «становится важным фактором поддержания  мира, безопасности и стабильности в регионе, одним из опорных элементов  конструкции многополярного мира», в этом и проявляется актуальность выбранной темы.

    Регион  выдвинул перед образовавшейся Шанхайской организацией не только вопросы трех сил зла, но и проблемы распространения  наркотиков, оружия, трансграничной преступности, вопросы охраны окружающей среды, социально-экономического развития, и то, на сколько продуктивно  ШОС может решать эти вопросы, является авторской задачей этой статьи.

    Цель данной работы является знакомство с основными направлениями Шанхайской Организации Сотрудничества.

    К задачам можно отнести следующее:

  • Определить основные этапы развития ШОС
  • выделить органы управления ШОС
  • охарактеризовать основные проблемы и перспективы организации
  • провести анализ значимости ШОС в мировой экономике

 

  1. Основные  этапы развития ШОС.

    Предшественницей  ШОС была так называемая «Шанхайская  пятерка» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образовавшаяся в результате подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997). Сближение этих стран диктовалось в первую очередь угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии – Афганистана, где шла гражданская война между войсками Северной коалиции и движения Талибан. Первое из этих двух соглашений было подписано в Шанхае, что дало основание для появления термина «Шанхайская пятёрка». Совместная работа на саммитах в Алма-Ате (1998), Бишкеке (1999), Душанбе (2000) позволили создать атмосферу того, что стало именоваться «шанхайским духом» – выработать атмосферу взаимного доверия, через первый опыт взаимных консультаций прийти к механизму достижения консенсуса и добровольному согласию выполнять положения достигнутых договорённостей. Постепенно круг вопросов расширился до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры и т.д. Все это привело к необходимости оформления системы саммитов и консультаций в новое региональное объединение.

    14–15 июня 2001 в Шанхае состоялась встреча  глав шести государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана  и Узбекистана, на которой было  объявлено о создании ШОС. В  принятой на саммите Декларации в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях. Другой важный документ – Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом впервые закрепляла на международном уровне определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. Ее подписание связано с тревогами Китая по поводу сепаратистских выступлений вблизи границ со Средней Азией, где проживают уйгуры – тюркоязычные мусульмане, населяющие запад Китая. Другая не менее заинтересованная страна – Узбекистан – обладает самым многочисленным населением из всех государств Средней Азии и в наибольшей степени подвержена проявлениям сепаратизма со стороны радикально настроенных сторонников восстановления в регионе исламского халифата.

    В июне 2002 прошла вторая встреча глав государств-членов ШОС в Санкт-Петербурге, на которой были подписаны три  документа – Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств – членов ШОС. В Хартии юридически были закреплены провозглашенные годом раньше в Декларации ориентиры развития ШОС. Этот устав придает «шестерке» статус международной организации и является базовым документом, определяющим, наряду с главными направлениями сотрудничества, внутреннюю структуру и механизм формирования общего курса и построения взаимоотношений с другими странами и организациями.

    Хартия  была подписана в 2002 и ратифицирована Советом Федерации в 2003.

    На  основе Конвенции 2001 в целях улучшения  взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, а  также незаконной миграции, была создана  Региональная антитеррористическая структура (РАТС), получившая в 2002 статус постоянно  действующего органа ШОС. В ее функции  входит координация действий правоохранительных органов и спецслужб государств ШОС.

    В мае 2003 состоялась третья ключевая в  истории ШОС встреча на высшем уровне в Москве. На ней были подписаны  документы, определяющие порядок работы основных органов ШОС, механизм формирования бюджета и другие вопросы, связанные  с текущей работой различных  подразделений ШОС. Были приняты герб и флаг организации. Первым исполнительным секретарем ШОС был выбран русскоговорящий посол КНР в России Чжан Дэгуан. По оценкам большинства аналитиков, можно говорить о практическом завершении организационного оформления этой организации на Московском саммите, что и было отмечено в политической Декларации, принятой по итогам встречи. В ней также была поставлена задача отработать четкий механизм внешнеполитической координации действий членов ШОС как в Средней Азии, так и в целом на мировой арене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  органы ШОС

    Порядок работы органов ШОС был окончательно определен только на московском саммите 2003. Было решено, что все основные структуры ШОС приступят к  полноценной работе с января 2004. К этому времени планируется  завершить строительство штаб-квартиры в Пекине и подготовительную работу посольств стран-членов в Пекине для обеспечения деятельности секретариата в начальный период работы. Список основных органов включает в себя:

    Совет глав государств – ежегодные саммиты ШОС в столицах стран-участниц.

    Совет глав правительств.

    Совет министров иностранных  дел (СМИД) – первое заседание прошло в ноябре 2002. Предваряет встречи на высшем уровни, согласовывает позиции участников и подготавливает ключевые документы для подписания главами государств (как в мае 2003), а также принимает собственные обращения (о скорейшем принятии Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма в 2002).

    Совещания руководителей министерств  и ведомств – первые встречи министров обороны прошли еще в 2000 в рамках «пятерки», с тех пор проходят на регулярной основе.

    Секретариат (Пекин) – предусмотрена его численность до 40 человек, должен приступить к работе в 2004.

    Региональная  антитеррористическая структура (РАТС) (Бишкек). В августе 2003 прошли антитеррористические учения вооруженных сил стран ШОС «Взаимодействие-2003». В первом этапе учений в Казахстане принимали участие Казахстан, Россия и Киргизия (Таджикистан – в качестве наблюдателя). Второй этап прошел на территории Китая. Полноценное функционирование штаба РАТС ожидается в 2004.

  1. Проблемы  и перспективы ШОС

    Пессимистично настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС оформившейся недавно в Душанбе Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.

    Вопрос  о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним из ключевых при оценке перспектив развития этой организации. Аналитики отмечают, что такие  инициативы, как проект транспортного  коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза возрожденного «Великого  шелкового пути» – был принят ШОС как альтернативный после  того, как ЕС и США поддержали проект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia).

    Наиболее  четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении  войны в Ираке в 2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией  пыталась предотвратить начало войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан  заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал  военную кампанию. Вместе с тем, тот  факт, что Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации  ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил  в 2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации  для стран региона.  

  1. Значимость  ШОС

    Международный вес этой организации определяется не только совокупным демографическим  и территориальным потенциалом  входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных  держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая. Это определяет роль ШОС в построении системы коллективной безопасности как в Средней Азии, так и  в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС является открытой организацией для приема новых членов, разделяющих  ее основные принципы. Хотя вопросы  безопасности были изначально решающими  в формировании ШОС и остаются одними из наиболее приоритетных, в  то же время было бы неверно расценивать  ее как военную организацию. Такой  статус неприемлем по причине участия  входящих в ШОС стран в международных  союзах и организациях с различными обязательствами. Так для Китая  его участие – вообще исключение из правила, ибо эта страна традиционно  исповедует политику неприсоединения  к блокам каких-либо государств, придерживаясь  самостоятельности и независимости  во внешней политике.

    Как отмечают многие эксперты, членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам ее участников. Так некоторые инициативы ШОС, очевидно, нацелены на ослабление американского влияния в регионе, что соответствует стремлению Китая ослабить американское влияния в регионе и отвечает желанию России создать многополярный мир, озвученное еще при министре иностранных дел, а затем премьер-министре РФ Евгении Примакове. По словам министра иностранных дел Игоря Иванова, произнесенных после московского саммита 2003, «ШОС должна стать современной организацией нового типа, соответствующей требованиям многополярного мира». 
 
 

Информация о работе Политические конфликты и технология их разрешения