Технологии управления конфликтами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 15:55, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом» и т. д.
Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами.

Файлы: 1 файл

Психология общения.docx

— 34.14 Кб (Скачать)

 

 

 

Курс     5      Группа  У5П

 

Дата отправки контрольной работы

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Психология общения

 

За   9   семестр на тему:  Технологии управления конфликтами. Тема 11.

 

Студента/ки/-заочника/цы/  Никитиной Виктории

 

Домашний адрес: Каневской район, ст. Стародеревянковская, ул. Ворошилова 58.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Этот аспект носит психологический. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель, лидер или посредник.

 

Понятие управления конфликтом.

 

Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом» и т. д.

Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами. Что касается понятия «управление конфликтом», то можно дать следующее его определение:

 

Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

В предложенном определении требует пояснения указание на целенаправленное воздействие в интересах развития или разрушения социальной системы. Дело в том, что в функциональном плане конфликты отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный (функциональный) характер, которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

  • Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
  • Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  • Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
  • Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать своё мнение, отличное от мнения старших по должности.
  • Улучшаются отношения между людьми.
  • Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

 

Другие же носят деструктивный (дисфункциональный, неконструктивный) характер и способствуют разрушению социальной системы. Деструктивные  конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

  • Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
  • Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
  • Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
  • Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
  • Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
  • Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.

 

Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами. Вопросы использования деструктивных конфликтов в социальной практике могут быть предметом изучения отдельной отрасли конфликтологии – деструктивной конфликтологии.

Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами. Иначе говоря, основная цель управления конфликтами будет заключаться в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных.

 

Содержание управления конфликтами.

 

Управление конфликтами, как сложный процесс, включает следующие виды деятельности:

    • прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
    • предупреждение или стимулирование конфликта;
    • регулирование конфликта;
    • разрешение конфликта.

Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, которая отражена в табл. 4.1.

 

Таблица 4.1

Содержание управления конфликтом и его динамика

 

№ п/п

Этап конфликта

Содержание управления (вид деятельности)

1

Возникновение и развитие конфликтной ситуации

Прогнозирование

Предупреждение

(стимулирование)

2

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия

Предупреждение

(стимулирование)

3

Начало открытого конфликтного взаимодействия

Регулирование

4

Развитие открытого конфликта

Регулирование

5

Разрешение конфликта

Разрешение


 

Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряжённости; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления.

Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.

 

Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:

    • постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
    • подбор и расстановка сотрудников с учётом их индивидуально-психологических особенностей;
    • соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
    • воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.

Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.

 

Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.

 

Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.

I этап - Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.

II этап - Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.

III этап - Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в табл. 4.2.

 

Таблица 4.2

Технологии регулирования конфликта

 

Название

Основное содержание

Информационная

Ликвидация дефицита информации в конфликте, исключение из информационного взаимодействия ложной, искажённой информации, устранение слухов.

Коммуникативная

Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками, а также на обеспечение эффективного общения.

Социально-психологическая

Работа с неформальными лидерами и микрогруппами, снижение социальной напряженности и укрепление социально-психологического климата в коллективе.

Организационная

Решение кадровых вопросов,  использование воспитательных методов поощрения и наказания, на изменение условий взаимодействия сотрудников.


 

 

Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.

Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.

В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.

 

Предпосылки разрешения конфликта:

    • достаточная зрелость конфликта;
    • потребность субъектов конфликта в его разрешении;
    • наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

 

Формы разрешения:

    • уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
    • согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);
    • взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
    • перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).

 

Способы разрешения:

    • административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);
    • педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами.

 

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов – содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.

Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить. Такие алгоритмы представлены в табл. 4.3.

 

Таблица 4.3

Алгоритм управления конфликтом

 

Шаг

Содержание деятельности

Способы (методы) реализации

1

Изучение причин возникновения конфликта

Наблюдение; анализ результатов деятельности; беседа; изучение документов; биографический метод, то есть изучение биографических данных участников конфликта и др.

2

Ограничение числа участников

Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т.п.

3

Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов

Опрос Экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др.

4

Принятие решения

Административные методы; педагогические методы

Информация о работе Технологии управления конфликтами