Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:04, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение природы конфликта в организации.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
Рассмотреть, что такое конфликт.
Рассмотреть типы конфликтов.
Рассмотреть причины возникновения конфликтов.
Рассмотрение управления конфликтами.
1. Природа конфликта
2. Типы конфликтов
3. Функции конфликтов
4. Пути решения конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Природа конфликта
2. Типы конфликтов
3. Функции конфликтов
4. Пути решения конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема данной курсовой
работы «Природа конфликтов и пути
их решения» весьма актуальна. Она охватывает широкий круг вопросов,
среди которых определение понятия конфликта,
его природы как общественного явления,
причин возникновения, возможностей разрешения,
а также типология, классификация конфликтов,
выявление их роли в общественной жизни
и управленческой деятельности и т.д.
Не существует человеческой общности,
в которой отсутствовали бы противоречия
между ее членами. К вражде и столкновениям
человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству.
Конфликтами пронизана вся жизнь общества,
и мы можем наблюдать их повсеместно –
от элементарной драки или семейной ссоры
до войн между государствами.
Каждый человек на протяжении своей
жизни неоднократно сталкивался с конфликтами.
Причины возникновения их могут быть самыми
разнообразными. Особую значимость они
приобретают в условиях трудовых отношений,
поскольку здесь конфликты, если они окажутся
неуправляемыми, способны не только дезорганизовать
производство, но и привести к большим
социальным потрясениям. Поэтому знание
природы конфликтов и способов их разрешения
представляется весьма важным.
Практический опыт показывает, что управление
конфликтами в организации является одной
из самых актуальных и сложных проблем.
Управленческая деятельность всегда связана
с разрешением разного рода противоречий.
Конфликт – явление, знакомое каждому
человеку, тем более руководителю организации.
Но тем не менее многие руководители не
владеют достаточными знаниями, навыками
и умениями работы с конфликтами и в большинстве
случаев полагаются на личный опыт и интуицию
в вопросах принятия решений по поводу
тех или иных сложных конфликтных взаимодействий
в организации.
Целью данной работы является рассмотрение природы конфликта в организации.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
Объектом данного исследования является персонал предприятия.
Предметом исследования - управление конфликтами на предприятии.
Основными теоретическими
и методологическими
Характеристика конфликта может быть дана и в зависимости от:
А) вовлеченных в него субъектов:
- внутриличностные;
- межличностные;
- межгрупповые;
- между отдельным человеком и группой.
Б) исхода:
- деструктивные;
- конструктивные.
В) вовлеченных организационных уровней:
- горизонтальные (при
вовлечении в конфликт
- вертикальные (при вовлечении
в конфликт представителей
Г) длительности протекания:
- кратковременные;
- затяжные.
Д) источника возникновения:
- субъективные (личные
качества, индивидуальные особенности уча
- объективные (экономические,
технологические,
Следует также различать реалистические и нереалистические конфликты.
* Конфликт принято
называть реалистическим, если он
связан с преследованием
Позитивные |
Негативные |
|
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
|
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
|
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах, как о врагах |
|
Стимулирование к изменениям и развитию |
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
|
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
|
Диагностика возможностей оппонентов |
Сложное восстановление деловых отношений ("шлейф конфликта") |
4. Пути решения конфликтов
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории:
Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику.
Структурные методы.
Это один из лучших методов
управления, предотвращающий
Координационные и интеграционные механизмы.
Это ещё один метод управления конфликтной ситуацией. Один из самых распространённых механизмов - цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять [8,с.323].
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, межотделовские совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями- отделом сбыта и производственным отделом- то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.
Общеорганизационные комплексные цели.
Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики - направить усилия всех участников на достижение общей цели. Компьютерная компания «Apple» всегда раскрывает содержание комплексных общеорганизационных целей, чтобы добиться большей слаженности в деятельности всего персонала. Не менее яркий пример - компания «McDonalds», имеющая сеть недорогих ресторанов быстрого обслуживания по всему миру. С самого начала строительства этой империи руководство уделяло внимание не только ценам, качеству и доле рынка. Оно считало ( и, надо полагать, считает и сейчас), что действительно оказывает услугу людям с ограниченными средствами, и эта «социальная миссия» придала больший вес оперативным целям. Поварам и официантам, работающим под вывеской «McDonalds» легче соблюдать жесткие стандарты в контексте помощи обществу.
Структура системы вознаграждений.
Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Систематическое скоординированное
использование системы вознагра
Межличностные стили разрешения конфликтов.
Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция - не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что «мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге рано или поздно приведет к «взрыву».
Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными, но он может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.