Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:24, реферат
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово “конфликт”- латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям1. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- с негативным знаком. Некоторые авторы, в частности У. Крейдлер, подразделяют конфликты на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей) и дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений)2.
Содержание:
1.Введение. Стр. 2
2. Причины конфликта. Стр. 3
3. Разрешение конфликта Стр.7
3.1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации. Стр. 7
3.2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника. Стр.9
4.Заключение или как использовать конфликт. Стр.11
Примечания: Стр. 12
Использованная литература: Стр. 13
Содержание:
1.Введение. Стр. 2
2. Причины конфликта. Стр. 3
3. Разрешение конфликта Стр.7
3.1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации. Стр. 7
3.2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника. Стр.9
4.Заключение или как использовать конфликт. Стр.11
Примечания: Стр. 12
Использованная литература: Стр. 13
Министерство образования Украины Севастопольский Городской Гуманитарный Университет кафедра социальной психологии. |
Реферат |
По дисциплине: Социально-психологический тренинг |
«Конфликты и пути их позитивного решения»
|
Студент группы П-1з
|
Севастополь 2009 |
Содержание:
1.Введение.
2. Причины конфликта.
3. Разрешение конфликта
3.1. Анализ поведения людей
в конфликтной ситуации.
3.2. Анализ поведения
4.Заключение или как
использовать конфликт.
Примечания:
Использованная литература:
Конфликты
являются вечным спутником
Очень
важно определить причины
Итак,
остановимся на группе причин,
порожденных трудовым
Для
многих трудовых коллективов
они являются главными
Н. В. Гришина4 изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины:
Во-первых,
конфликты вызываются
Во-вторых, конфликты на производстве
вызываются факторами,
а) опять-таки взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива;
б) нерешимость ряда организационных вопросов “по вертикали” (т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной горизонтали;
в) функциональные нарушения в системе "руководства-подчинения”, препятствующие достижению личных целей, как руководителем, так и подчиненным.
В-третьих,
возникающие в процессе
Последняя
причина обусловлена главным
образом плохим описанием во
многих наших учреждениях
Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует. И к причинам, только что названным, можно добавить еще немало других, порожденных организационной практикой. Например, подмеченную Л. Яккокой и типичную для вертикального управленческого среза организации: “Сотрудники штаба фирмы осуществляют общее планирование их деятельности. Именно они сводят всю работу оперативных сотрудников в единую взаимодействующую систему. По существу, работник центрального аппарата может оказаться эффективным лишь в том случае, если он накопил опыт оперативной деятельности. Однако, преобладает тенденция, особенно в таких компаниях, как “Форд мотор”, при которой берут выпускника Гарвардской школы бизнеса, ничего не смыслящего в конкретном бизнесе, и назначают его на должность в центральном аппарате фирмы. Человек еще никакого практического опыта в руководстве предприятием не имеет, а уже указывает оперативному работнику, за плечами которого уже 30 лет работы, что тот, мол, все делает неправильно. На протяжении моей карьеры мне пришлось слишком много времени тратить на разбирательство таких конфликтов между управленцами центрального аппарата и оперативными руководителями - конфликтов, которые вообще не должны были возникать.”5
Следует
упомянуть также еще о
Другая группа причин межличностного конфликта - причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений. Наиболее яркий пример такого рода особенностей - взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости.
Казалось бы, довольно безобидный фактор “симпатия - антипатия” касается не только двух или несколько большего числа людей, но может иметь и более серьезные последствия для всего коллектива. Ведь нередко разного рода кадровые назначения в учреждениях, на предприятиях имеют своей основой именно этот принцип. В свою очередь несправедливость в должностных назначениях, как правило, имеет следствием обострение межличностных отношений.
Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что приведенной:
а) неблагоприятная
б) плохая психологическая коммуникация
(т.е. люди не понимают, не учитывают
намерения, состояния друг друга, не
считаются с потребностями
Ключевский
выделяет еще одну причину
конфликта, относящуюся к
С
проявлением территориальности
мы часто сталкиваемся в
И наконец, о причинах конфликтов, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, порой “загоняющие” нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводится только набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны в этом вопросе. Так, по данным Н.В.Гришиной для женщины характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).
С увеличением возраста рабочих больший удельный вес начинает, начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).7
Далее
остановимся вот на каком
В
разработанной ею схеме
В первом случае (адекватность) это
означает, что конфликтная ситуация существует
объективно, т.е. стремление стороны А.
к достижению некоторого желаемого для
нее состояния С. объективно препятствует
достижению стороной В. некоторого желаемого
для нее состояния Д. и наоборот. Причем
стороны справедливо полагают, что структура
их целей, интересов конфликтна, и правильно
ощущают существо реального конфликта,
т.е. дают адекватную трактовку происходящему.
Во
втором случае (неадекватность) конфликтная
ситуация существует реально
и стороны это осознают, но
их понимание ситуации не
В
третьем случае (ложно понимаемый
конфликт) дело обстоит таким
образом, что объективно
Л.А.Петровская
еще две реально допустимые
ситуации: во-первых, когда объективно
конфликт существует, но сторонами
как таковой не обознается, и,
во-вторых, когда конфликтность
К
настоящему времени
Важно
рассмотреть как действия