Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:07, реферат
В современных условиях, когда общение людей становится более интенсивным и напряжённым, возрастает роль науки по преодолению конфликтов - конфликтологии.
Конфликтология включает в себя изучение возникновения, развития и протекания различных конфликтов: от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.
Международный институт
Реферат
по дисциплине «Конфликтология»
Тема: «Технология разрешения конфликтов»
группа Мн-08- 3,
Екатеринбург,
2012
Понятие конфликта
В современных условиях, когда общение людей становится более интенсивным и напряжённым, возрастает роль науки по преодолению конфликтов - конфликтологии.
Конфликтология
включает в себя изучение
Конфли́кт (от лат. conflictus) — столкновение или борьба, враждебное отношение; ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Рассматривая
конфликт как сложное
Иногда
конфликтную ситуацию
Введение
в анализ конфликтов понятия
"ситуация конфликта"
Обычно
в анализе конфликтов выделяют
четыре основных категории:
Рассмотрим
кратко каждую из них.
Структура конфликта
Структура- совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, а также отличие от других соц. явлений.
Элементы структуры:
1.объект
конфликта (предмет
2. предмет конфликта (объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами).Это то основное противоречие, из-за которого, и ради которого стороны вступают в конфликт. Предмет далеко не всегда является явным, т.к., зачастую конфликт порождается скрытым желанием, которое по каким-либо причинам не удовлетворяется.
3.стороны
или участники конфликта (
4.внешние условия- условия, в которых конфликт возникает и развивается.
В
психологической структуре
1. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включённости личности в конфликтную ситуацию на различных этапах её развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.
2. Эмоциональные
компоненты конфликта
3. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.
4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.
Кроме
того, в структуру конфликта
Во-первых,
он может быть как
Во-вторых, он всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной.
В-третьих,
с практической точки зрения преодоление
значительных трудностей при определения
предмета в реальном конфликте обычно
оправдывается и компенсируется возможностью
относительно точно спрогнозировать поведение
противоборствующей стороны, так как предмет
конфликта является одним из факторов,
определяющих это поведение.
Динамика конфликта.
Динамика - закономерное развитие конфликта, понимается в полном соответствии со структурой конфликта.
В общей схеме динамики конфликта выделяют семь стадий его развития:
1) предконфликтная стадия;
2) стадия,
связанная с возникновением
3) интеллектуальный этап развития;
4) критический этап развития;
5) спад
напряжённости в
6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения;
7) разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.
Функции конфликта.
Обычно
выделяются две функции конфликтов:
деструктивную и
Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития).
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.
Причины конструктивных конфликтов:
- неблагоприятные условия работы;
- несовершенная система оплаты труда;
- недостатки в организации труда;
- неритмичность работы;
- сверхурочные работы;
- упущения
в технологии (особенно те, от
которых страдает заработок
- несоответствие прав и обязанностей;
- отсутствие
чёткости в распределении
- низкий
уровень трудовой и
- конфликтогенные
(т.е. способствующие
Положительное разрешение конструктивного конфликта - это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти – объективные, отражающие несовершенство организаций управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации.
Деструктивные
конфликты порождаются чаще
Типология конфликтов
Типология
конфликтов играет не только методологическую,
но и практическую роль. В настоящее время
существует большое количество различных
типологий и классификация конфликтов,
отражающих различные взгляды и позиции
авторов. Представляет интерес типология
конфликтов, в основу которой положены
характер объективной ситуации противоречия
и понимание данной ситуации сторонами.
1. Подлинный конфликт.
2. Случайный или условный конфликт.
3. Смещённый конфликт.
4. Неверно приписанный конфликт.
5. Латентный (скрытый) конфликт.
6. Ложный конфликт.
Кроме того, целесообразно выделить "деловой" и "позиционный" конфликты.
Деловые
конфликты относятся к
Позиционные
конфликты направлены на
Таким
образом, для понимания
1. Конфликтная ситуация - это представления человека о существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т.п.), об оппоненте - его целях, индивидуальных и личностных особенностях в конкретных условиях, а также о том, каково представление оппонента о его представлениях.
2. Конфликт
- психологическое
Итак, конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д. Конфликт разрастается, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.
Чаще
всего конфликт возникает из-
По
направленности конфликты
Конфликты, имеющие "вертикальную" составляющую (то есть "вертикальные" и "смешанные"), составляют в среднем 70-80% от общего числа конфликтов в коллективе организации.
Конфликты
различаются и по сфере их
разрешения - деловой или личностно-