Конфликты и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях.
Данная работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические исследования конфликтов, их причин и стилей поведения при конфликте;
- классифицировать конфликты
- изучение методов разрешения конфликтов и управление поведением в проблемных ситуациях;

Оглавление

Введение………………………………………………………..........………3
§1.Теоретические основы поведения при конфликтах…………..........….5
§ 2.Классификация конфликтов…………………………………………...9
§3.Управление поведением в проблемно-конфликтных ситуациях……10
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Конфликтыипутиихразрешения.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………..........………3

§1.Теоритические основы поведения при конфликтах…………..........….5

§ 2.Классификация конфликтов…………………………………………...9

§3.Управление поведением в  проблемно-конфликтных ситуациях……10

Заключение…………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………...17

Существуют  различные определения конфликта,

                               но все они подчеркивают наличие  противоречия,

                                        которое принимает форму разногласий,

                                     если речь идет о взаимодействиях  людей.

                                                                А.В.Морозов.

 

 

Введение.

В своей работе я рассматриваю такое явление  как конфликт. Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В связи с этим я могу выявить актуальность данной проблемы.

Актуальность: Изучение конфликта имеет большое значение для организационного поведения, так как развитие организации неизбежно связано с конфликтом.

Решение проблем  поведения требует понимания  причин и динамики развития конфликта. Стили и методы поведения в  конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Конфликты, связанные с поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Следовательно, тема моей работы является актуальной и важной.

Цель данной работы заключается  в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

          - теоретические исследования конфликтов, их причин и стилей поведения при конфликте;

          -   классифицировать конфликты

          - изучение методов разрешения конфликтов и управление поведением в проблемных ситуациях;

Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и решить проблему. Поэтому полное отсутствием конфликтов в организации - невозможное явление (т.к. люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и т.д.)

 

§1.Теоритические основы поведения при конфликтах.

У всех конфликтов есть несколько причин, объединяющихся в три направления:

1.Вызванные трудовым процессом.

2.Вызванные  личностным своеобразием членов  группы.

3.Вызванные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений.

Перейдём к  рассмотрению данных причин.

Рассогласование трудового процесса является основой  для делового конфликта, который  возникает при ограниченности ресурсов, которые надо делить, взаимозависимости  задач трудовой группы, различиях  в целях членов коллектива, нечеткая передача информации, нечеткости видения перспектив сотрудниками организации, неудовлетворительности коммуникации, уровне подготовки кадров, различия в представлениях о перспективе и миссии организации или группы.

К социально-психологическим предпосылкам конфликта, прежде всего, относят:

1. Неблагоприятный  социально-психологический климат, в котором отсутствует ценностно-ориентационное  единство и низка сплоченность какой-либо группы.

2. Аномия1 социальных норм, принятых в обществе и в организации. Аномия как рассогласованность принятых и соблюдаемых социальных норм порождает двойные стандарты, когда личность требует от других определенного стиля поведения, которого не придерживается сама. Одновременно каждый человек старается выглядеть хорошо и в глазах других людей, и в собственных глазах, для чего рационализирует свое поведение, объясняет негативные поступки позитивными мотивами и сам же в это верит.

3. Несогласованность  ожиданий с выполнением обязанностей  и реализацией социальных ролей часто возникает за счет того, что ожидания формируются на основе потребностей ожидающего человека, о которых воспринимаемый субъект может и не подозревать.

4. Когнитивный  диссонанс2 в отношениях. Состояние диссонанса переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться путем преодоления логических противоречий или изменяя отношение к ним.

5. Конфликт поколений  связан с различиями в манере  поведения и жизненном опыте.  Молодости свойственна безапелляционность взглядов и жесткость суждений. Старшее поколение более осторожно и более продуманно относится к своим поступкам. Одновременно стремление старших уберечь молодежь от опрометчивых поступков иногда принимает агрессивную форму, что еще более укрепляет подрастающее поколение в пренебрежительном отношении к «старикам» как завидующим их возрасту и возможностям.

6. Барьеры в  общении. Иногда эти барьеры  возникают неосознанно в силу  неумения общаться и концентрации  на собственных мыслях и переживаниях, а иногда ставятся специально, намеренно затрудняя партнеру процесс общения.

7.Территориальность. Это понятие подразумевает занятие личностью или группой определенного пространства и установление контроля над ним и находящимися в нем объектами (предметами).

8. Наличие в  неформальной структуре группы  деструктивного лидера. Неформальный деструктивный лидер, преследующий сугубо личные цели, способен сплотить вокруг себя группировку, которая ориентируется исключительно на него, а распоряжение руководства или формального лидера принимает только после одобрения своего вожака.

9. Трудности  социально-психологической адаптации  новичков в коллективе. Прием  нового сотрудника в какой-то  мере дестабилизирует коллектив.  Пока новичок занимает свое  место в статусной структуре  группы, последняя подвергается  переструктурированию, освобождая место для нового члена. В этот период группа очень нестабильна и легко откликается на негативные влияния как извне, так и изнутри.

10. Особое место  среди причин ,конфликт занимает так называемая респондентная агрессия, когда возмущение направлено не на источник страдания, а на близких людей, коллег.

11. Психологическая  несовместимость некоторых членов  группы друг с другом.

12. Разница в уровне развития интеллекта. Снисходительное отношение, категоричность, подшучивание, напоминание о какой-то проигранной ситуации и т. п. — все это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной средой для возникновения конфликтной ситуации

Склонность  или предрасположенность к конфликтным  отношениям с другими людьми создают  и индивидуальные особенности личности. Эти особенности можно объединить в пять групп:

1. Наличие у  человека внутренних конфликтов.

Гармоничная личность не конфликтует, потому что воздействия  извне не задевают личностной структуры, но если гармония нарушена, то даже незначительные поводы могут вызвать серьезную негативную реакцию.

2. Наличие акцентуации  характера. Акцентуация3 делает человека непохожим на остальных, особенным, придает личности шарм, но и способствует возникновению тревоги у общающихся с данным человеком людей.

3. Половозрастные  особенности. По данным Н. В.  Гришиной, для женщины характерна  тенденция к большей частоте  конфликтов.

4. Психофизиологические  особенности. 

5. Эмоциональное  состояние человека, связанное с  удовлетворением потребностей также  может быть причиной конфликтов. Неадаптивное или необъективное поведение часто является результатом фрустрации4.

При подобных причинах человек может выбирать свой стиль поведения. К. Томас и Р. Килменн выделил и следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

— приспособление, уступчивость (действия человека направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов)

— уклонение (исход  конфликта для индивида не особенно важен, либо, ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу);

— противоборство (активная борьба индивида за свои интересы);

— сотрудничество (индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия);

— компромисс (действия участников направлены на поиски решения  за счет взаимных уступок).

Стили избегания  и уступчивости не предполагают активного  использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве, наоборот, конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как причины его не устранены.     

 

§ 2. Классификация  конфликтов.

Традиционное  выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон. Это могут быть, как у К. Боулдинга, конфликты между отдельными личностями, между личностью и группой, между  личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций (Boulding, 1962). С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и вплоть до противостояния Востока и Запада. Отечественный исследователь А. Г. Здравомыслов, основываясь на работах Н. Смелзера, приводит следующий ряд уровней конфликтующих сторон:

1. Межиндивидуальные  конфликты. 

2. Межгрупповые конфликты (при этом выделяются отдельные типы групп:

а) группы интересов,

б) группы этно-национального  характера,

в) группы, объединенные общностью положения).

3. Конфликты  между ассоциациями (партиями).

4. Внутри- и межинституциональные  конфликты.

5. Конфликты  между секторами общественного  разделения труда. 

6. Конфликты между государственными  образованиями. 

7, Конфликт между культурами  или типами культур (Здравомыслов, 1995, с. 105).

Авторы единственного  отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта предлагают различать три основных типа конфликтов: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов они относят: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями (Анцупов, Шипилов, 1996). В качестве примеров могут быть приведены и другие классификации, которые, различаясь по степени претензий на всеобъемлющий характер, в сущности оказываются довольно близки друг другу по содержанию выделяемым типам конфликтов. Не останавливаясь на спорных моментах описанных классификаций, их недостаточной строгости и неясности формулировок, отметим следующее: понятие «конфликт» относится к широкому кругу разноуровневых явлений, возникающих обязательно «между кем-то и кем-то» или реже — «между чем-то и чем-то».

 

§3.Управление поведением в проблемно-конфликтных ситуациях.

Более половины конфликтов возникает помимо желания  их участников. В этом виноваты так называемые конфликтогены5. Конфликтоген может стать основанием конфликта.

Конфликтогенное поведение  выражается в следующих моментах:

1) в проявлении к человеку  или группе открытого недоверия;

2) в нежелании слушать  и перебивании собеседника;

3) в постоянном принижении  значимости его роли;

4) в акцентировании внимания  на различиях между собой и  собеседником не в его пользу;

5) в отсутствии желания  признавать свои собственные ошибки и чью-то правоту;

6) в постоянном преуменьшении  вклада участника в некое общее дело и возвышение собственного вклада;

7) в навязывании своей точки зрения;

8) в проявлении неискренности в суждениях;

9) в неожиданно резком  ускорении темпа беседы и ее  быстрое завершение, а также все  то, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

Информация о работе Конфликты и пути их решения