Психологический портрет успешного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к изучению имиджа руководителя в отечественной и зарубежной психологии.
2. Разработать программу, подобрать и апробировать психологический инструментарий для изучения имиджа руководителя и условий его формирования.
3. Выделить психологические условия формирования имиджа руководителя
4. Разработать динамическую модель имиджа руководителя предприятия, создать программу формирования имиджа руководителя как процесса мобилизации его внутренних качеств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. ИМИДЖА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.2. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИМИДЖА
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ООО «ОМЕГА ХАУС»
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАССАЖНОГО САЛОНА Royal Тhai
2.2. ЭТАПЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА УПРАВЛЯЮЩЕГО САЛОНОМ
2.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИМИДЖА УПРАВЛЯЮЩЕГО
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА
3.1. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА
3.2. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА : «ЭФФЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО».
3.3. ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА
ГЛАВА 4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

дебкова диплом окончательный вар..docx

— 284.34 Кб (Скачать)

         Интроверт предпочитает избегать стимулирования, занимаясь обдумыванием собственных идей. Он проявляет свое стремление к индивидуальности следующими способами: использует сдержанный язык тела, не ищет стимулирования со стороны других людей, не прибегает к драматизации повествования с помощью языка тела; носит одежду, не вызывающую активной реакции окружающих, спокойных цветов и простого покроя. Его внешний вид может выражать безразличие к мнению окружающих или подчеркивать исключительность и отражать тем самым стремление добиться восхищения немногих избранных; не видит особой необходимости в разговорах, поскольку потребность в сопричастности с другими не входит в круг приоритетов; если говорит много, то лишь для того, чтобы выразить свои идеи; говорит спокойно, давая себе время на обдумывание, тщательно подбирает слова; выражает тщательно продуманные взгляды и мнения, не стремится вызвать реакцию окружающих; интересуется больше идеями, нежели чувствами; равнодушен к окружающей обстановке, не смущается беспорядочностью рабочей среды, либо выбирает минималистскую обстановку, свободную от чрезмерного стимулирования извне Каждый человек создает собственный вариант реальности. Для того чтобы добиться успеха во взаимодействии с другими людьми (к чему, собственно, должен стремиться каждый руководитель), следует принимать к сведению, что реальности окружающих могут сильно отличаться от собственной. Если руководитель является экстравертом, он может попытаться углубить смысл своей «внутренней реальности», найдя время для спокойной, вдумчивой деятельности в одиночестве. Интроверт, напротив, может заняться совершенствованием навыков в знании людей - сосредоточиться на внешнем мире и стать сопричастным с другими людьми.

         Темперамент. Одна из теорий темперамента связывает его типы с деятельностью центральной нервной системы. Учение И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех видов высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный;сильный, уравновешенный, инертный;сильный, неуравновешенный;слабый.

Первому типу соответствует темперамент сангвиника, второму - флегматика, третьему - холерика, четвертому - меланхолика.Ниже представлено описание различных темпераментов, как с бытовой, так и с сугубо научной точек зрения.

         Каждый основной вид темперамента имеет индивидную и личностную направленность. Основной темперамент человека в течение жизни остается неизменным, но на его формирование могут оказывать влияние обстоятельства. На схемах показаны основные из возможных путей формирования темперамента. Психологами доказано, что для каждого темперамента могут формироваться два основных подвида, которые, в свою очередь, могут переходить из одного в другой в течение жизни человека.

        Сангвиник - человек деятельный, веселый, адаптирующийся к мгновенно изменяющейся обстановке. Про таких иногда говорят: «Он и в игольное ушко пролезет». Сангвиник полон инициативы, постоянно работоспособен, энергичен, но не любит однообразной работы. Рутинную работу сангвинику поручать не рекомендуется. Он быстро осваивает новые требования и быстро входит в контакт с незнакомыми людьми. Таким образом он осваивается в любом временном коллективе. Легко приобретает и меняет опыт. Недостатком сангвиника можно считать некоторую непоследовательность в деятельности. Настроение, интересы и устремления переменчивы.

        Холерик - человек с непредсказуемыми эмоциональными проявлениями, легко нарывается на конфликт. Холерику нельзя выполнять работы, которые требуют выдержки. Ему не свойственны глубокое обдумывание решения и основательное отношение к делу. Холерик быстрее других ориентируется в изменяющейся обстановке, находчив в спорах и дискуссиях. Быстро адаптируется к новым условиям. Однообразная работа холерика раздражает. Наиболее подходящей сферой деятельности для холерика является маркетинг. Физически и психологически холерик быстро устает, не любит контролировать свою работу.

      Меланхолик очень чувствителен, застенчив и стыдлив, может обижаться «по пустякам» (с точки зрения представителей других темпераментов). Подвержен частым сменам настроения. Уклоняется от контактов с окружающими, замкнут, неразговорчив. Работоспособность подвержена колебаниям в зависимости от настроения. Меланхолик наиболее полезен при выполнении стандартной, постоянной работы. Для него предпочтителен индивидуальный характер работы.

     Флегматик - человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный. В стабильной обстановке очень продуктивен и чувствует себя полезным обществу. К изменяющейся обстановке и новым людям привыкает медленно. Постоянно, независимо от обстоятельств, сохраняет спокойствие, исключительно настойчив. Флегматик наиболее подходит для работ, при выполнении которых требуется длительное напряжение сил. «Авральные» работы не подходят флегматику, и он старается от них уклониться. Флегматик терпелив и вынослив (может терпеть неудобства командировок и осваиваемых участков работы). Его движения и речь замедленны, он не слишком находчив, но очень исполнителен. Внимание концентрирует и переключает медленно. Флегматику трудно изменить старые навыки и привычки, с новыми людьми он вступает в контакт сложно, на новые впечатления реакция более медленная, чем у представителей других темпераментов. В нормальном состоянии не любит проявлять эмоции, но если флегматика вывести из равновесия, он может действовать напористо и агрессивно.

        В чистом виде темпераменты встречаются редко, часто они смешаны, но проявляют определенную тенденцию.Темперамент играет значительную роль в процессе формирования имиджа человека вообще и руководителя в частности. Человек может стать руководителем независимо от природного темперамента, если научится осознавать сильные и слабые стороны, определяемые темпераментом, и правильно использовать их достоинства и недостатки.

        Для создания имиджа руководителя представителям различных темпераментов приходится прилагать разные усилия. Возможно, больше всего усилий должен прилагать представитель меланхолического темперамента. Однако именно такие люди редко стремятся быть руководителями. Наиболее благоприятной базой для формирования имиджа руководителя является сангвинический темперамент. Но и его обладатели нуждаются в приложении дополнительных усилий к созданию имиджа.Темперамент изменить невозможно, но можно замаскировать слабые и подчеркнуть сильные стороны личности. В различных видах деятельности одни и те же стороны личности могут выступать как в качестве сильных, так и в качестве слабых. Важно правильно выбрать профессию, область деятельности. Большинство людей делает правильный выбор интуитивно, руководствуясь природными склонностями. Если эти склонности недостаточно ярко выражены, и человек испытывает затруднения при выборе области деятельности, для него целесообразно воспользоваться помощью психолога. Обладатель каждого из темпераментов может быть полезным на своем рабочем месте, если при его выборе он учел свои достоинства и недостатки. Несмотря на то, что руководитель должен всегда оставаться руководителем, области, в которых осуществляется руководство, могут существенно отличаться друг от друга. Например, холерик может успешно руководить отделом маркетинга, если грамотно сформирует команду, в которой будет компетентный аналитик, по темпераменту, например, флегматик. Такой аналитик сможет контролировать работу в том числе и руководителя-холерика, помогая ему тем самым избежать ошибок, возникающих из-за его излишней импульсивности. Руководитель-флегматик может успешно управлять научным отделом, где он будет на своем месте. Немедленное принятие оперативных решений по каким-либо вопросам он может поручить более подходящему по темпераменту сотруднику.

      Развитие способностей.Под способностями в психологии понимают психологические особенности индивида, обеспечивающие возможность успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

 

Табл. 1.Развитие черт характера.

Объединенные фазы характера

Черты характера

В чем выражаются черты характера

Запечатленная

 

Страх/бесстрашие,

Воля/бесхарактерность,

Инициативность/ безынициативность

В биологических проявлениях, в содержательных и динамических индивидуально-психологических характеристиках человека

Переносная

Боязливость/смелость,

Веселость/угрюмость,

Возбудимость/ заторможенность,

Внимательность/ рассеянность

В психологических особенностях нервно-импульсных сигналов, предназначенных для возбуждения или торможения

Надситуативная

Высокомерность/ естественность,

Дерзость/ почтительность,

Завистливость/ независтливость

В постановке избыточных целей по сравнению с исходной задачей

Аппетентная

Настойчивость/ отсутствие настойчивости,

Находчивость/ растерянность,

Предприимчивость/ пассивность

при выработке средств и методов достижения наивысших результатов

Самопредъявляемая

Радушие,

Решительность/ нерешительность,

Чувство собственного достоинства/ угодливость

В потребностях выражать свои желания и впечатления окружающим

Совместно-регулируемая

Сдержанность/ разнузданность,

Практичность/ непрактичность

В устойчивости отношений при совместных действиях

Социоинтроспективная

Самостоятельность/ беспомощность,

Трудолюбие/ лень,

Справедливость/ несправедливость,

Уживчивость/ неуживчивость

В устойчивости оценки социально значимых объектов


 

На процесс формирования самооценки человека и оценки им окружающих его людей оказывают влияние так называемые психоинтенсивные и социоустойчивые способности. Эти способности важны и для формирования личности руководителя. Они характеризуют способность человека работать в команде и руководить коллективом, адекватно реагировать на социальные изменения.

 

 

 

 

Табл. 2.Развитие психоинтенсивных способностей.

Конкретные психологические характеристики

В чем выражаются способности

Способность направлять активность сознания на конкретный предмет с целью его познания

На функциональном уровне настроя на предмет деятельности, способности к широкому выбору мотивов, ориентирующих деятельность личности

Способность определять источник внешних воздействий на развитие поведенческих актов, умение адекватно отвечать на изменение социальной ситуации

В высокой чувствительности поведенческих актов к изменению социальной ситуации

Способность улавливать изменения возрастных периодов и реагировать на эти изменения соответствующим образом

В повышенной чувствительности человека к происходящим с ним событиям

Способность направлять волевые усилия на активизацию внешней интенсивности и социальную активность, проявлять самодетерминацию и саморегуляцию деятельности

В способности произвольно регулировать действия и психические состояния, подчиняя их своим сознательным решениям, в способности включать различные внешние и внутренние средства саморазвития

Способность к осознанию своей ролевой функции среди окружающих и возможности влияния на других людей

В стойкости мировоззрения и убеждений, в способности к волевым усилиям в особых ситуациях

Способность оценивать свои психические состояния при подготовке и проведении совместной деятельности

В способности адекватно воспринимать совместный труд, в адекватном признании успехов других членов группы в совместной работе

Способность оценивать систему социальных связей и отношений в целом, представлять социальные ситуации в их последовательном развитии

В высокой чувствительности к развитию социальных ситуаций, во внешней интенсивности личностных позиций и установок


 

 Стили мышления. Психологи разделяют людей по стилям мышления. Каждый стиль имеет свои особенности, игнорирование которых может привести к результату, обратному желаемому. Поэтому руководитель в рамках этики деловых отношений должен стремиться найти подход к каждому сотруднику индивидуально .Под стилем мышления понимается система индивидуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации до характерологических свойств). Стили мышления начинают складываться в детстве и развиваются в течение всей жизни человека. Несмотря на то, что стиль мышления является открытой, т.е. постоянно пополняющейся системой, эта система обладает относительно постоянным ядром, структурой и избирательностью к внешним воздействиям. Разные ученые расходятся в определении количества стилей мышления, но оно, как правило, не выходит за пределы десяти. Обычно выделяют пять основных стилей мышления и их комбинации. Все стили мышления признаются равноценными. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, но нельзя признать один стиль мышления лучшим, чем другой. Стили мышления не зависят от уровня интеллекта, по крайней мере, в диапазоне интеллектуальной «нормы». Различия в стилях мышления между людьми (в т.ч. сотрудниками) могут оказаться очень значительными. Поскольку стиль мышления не только определяет способ постановки проблем и подходы к их решению, но и транслируется на поступки, то в отношениях людей, вынужденных регулярно общаться, может возникнуть серьезное непонимание. Знания о стилях мышления значительно снижают вероятность возникновения вражды между людьми как на уровне деловых, формальных, так и на уровне личных отношений.

           Характеристика стилей мышления. Синтетический стиль. Синтез (от греческого «соединение, сочетание, составление») - процесс практического или мысленного построения из различных элементов, частей или сторон объекта единого целого (системы). Синтезировать - это значит не просто составлять из маленьких кусочков целое, а создавать что-то качественно новое и оригинальное из вещей или идей, которые сами по себе подобными качествами не обладают, и даже выглядят резко отличающимися друг от друга, а иногда - совершенно несовместимыми. Синтезаторам нравится комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, позиции и т.д. Их излюбленной формой мышления является спекулятивное (т.е. умозрительное, теоретизирующее) мышление, мысленный эксперимент. Девиз синтезатора - «Что, если…?».Синтезаторы - всегда интеграторы. Там, где одни отстаивают «лучшее» решение, а другие ради достижения консенсуса заранее готовы пойти на компромисс, синтезаторы ищут способ «совместить несовместимое» в новой, творческой комбинации, следуя формуле «тезис - антитезис - синтез». Они пытаются создать по возможности более широкую и обобщенную концепцию, позволяющую выработать решение, которое сняло бы противоречие и тем самым примирило противоположные позиции. Синтезаторы убеждены, что люди не в состоянии прийти к согласию по поводу фактов. Они считают, что всегда существовали, существуют и будут существовать среди людей расхождения во мнениях по поводу фактов. Поэтому для них не так важны сами факты, как их интерпретация или те выводы, которые из них делаются людьми. При наличии «хорошей» теории появляется простор для полета мысли и фантазии и возрастают, по мнению синтезаторов, шансы найти среди множества вариантов взаимоприемлемое решение проблемы. Синтезаторы очень любят теории, преимущественно собственные, и нередко весьма сложные и абстрактные для других. Синтезаторы, в отличие от представителей других стилей мышления, в своих выводах и решениях опираются на теорию осознанно и открыто. Они считают, что если факты противоречат теории, то тем хуже для фактов. Обладатели синтетического стиля мышления чрезвычайно чувствительны к противоречиям в рассуждениях других людей, питают повышенный интерес к парадоксам и конфликтам идей. Более того, они нередко заинтересованы в возникновении таких конфликтов и могут даже провоцировать их, задавая неожиданные, острые вопросы с целью выяснения исходных посылок и позиций другой стороны.Другой особенностью синтезаторов является любовь к переменам. Они склонны видеть мир постоянно меняющимся и одобряют такое видение мира другими людьми. Они не могут выносить застывшие, никогда не изменяющиеся формы и вещи, рутину, жесткую структуру, расхожие, общепринятые идеи и авторитеты. Синтезаторы гордятся своей креативностью (т.е. способностью и склонностью к творчеству в широком смысле слова), чувством нового, остротой взгляда и языка и, часто тайно, одаренностью (не всегда признаваемой другими).

Информация о работе Психологический портрет успешного руководителя