Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:19, дипломная работа
Цель:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к изучению имиджа руководителя в отечественной и зарубежной психологии.
2. Разработать программу, подобрать и апробировать психологический инструментарий для изучения имиджа руководителя и условий его формирования.
3. Выделить психологические условия формирования имиджа руководителя
4. Разработать динамическую модель имиджа руководителя предприятия, создать программу формирования имиджа руководителя как процесса мобилизации его внутренних качеств.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. ИМИДЖА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.2. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИМИДЖА
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ООО «ОМЕГА ХАУС»
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАССАЖНОГО САЛОНА Royal Тhai
2.2. ЭТАПЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА УПРАВЛЯЮЩЕГО САЛОНОМ
2.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИМИДЖА УПРАВЛЯЮЩЕГО
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА
3.1. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА
3.2. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА : «ЭФФЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО».
3.3. ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА
ГЛАВА 4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задачи:
Практикум: Упражнение «Возвращение долга», направленное на отработку техник противостояния манипулятивному влиянию
Тема 1: «Конфликт, как неотъемлемая часть жизни»
Семинар на тему: «Конфликты в организации».
Конфликты могут возникать во всех сферах: бытовой, профессиональной, творческой, спортивной, политической и т.д.В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например:- внутриличностный конфликт - между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя;- межличностный конфликт - между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками;- межгрупповой конфликт - между руководителем и группой подчинённых.
Однако в любом конфликте как социально-психологическом явлении в диалектическом единстве представлено общее, особенное и единичное.
Общее - это присущее любому конфликту - всегда наличие разногласия, потенциальной конфликтной ситуации; инцидента, провоцирующего конфликт; общих закономерностей протекания и исхода конфликта и т.д.
Особенное - это специфика конфликта, которая определяется спецификой сферы конфликта, организацией и содержанием деятельности (например - конфликт на морском транспорте).
Единичное - определяемое индивидуальными особенностями участников конфликта (характер, темперамент и т.д.).
Следует отметить, что традиционное отношение к конфликтам, как явлению негативному и нежелательному, закономерно и естественно. Оно обусловлено их отрицательным воздействием на все стороны жизни человека. По статистике приблизительно 80% производственных конфликтов имеют психологическую природу и на переживания по их поводу тратиться около 15% всего рабочего времени. При этом снижается производительность труда, ухудшается психологический климат в группах, возрастает неоправданная конкуренция, ослабевает сотрудничество и взаимопомощь, наблюдается скрытие информации, неудовлетворённость трудом, текучесть кадров и т.д. Конфликты переходят из производственной сферы в межличностные отношения. В ходе конфликта формируется «образ врага», участники конфликта испытывают негативные эмоциональные переживания и психические состояния (отсутствие взаимопонимания, угрозы, враждебность, обиды, попытки доказать свою правоту). Причём негативные последствия конфликта (ухудшение человеческих отношений, нарушение делового контакта, отрицательные эмоции и состояния) по своей продолжительности могут во много раз превосходить время самого конфликта.
Основные виды конфликтов. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.
Классификация конфликтов:
1) По направленности:
- по горизонтали - между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу;
- по вертикали - между людьми, находящимися в подчинении друг к другу;
- смешанные - в которых представлены те и другие.
Наиболее распространены конфликты по вертикали и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех конфликтов и являются нежелательными для руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.
2) По формам проявления:
открытый (явный) конфликт
- это борьба, психологическое напряжение
между людьми достигшее стадии,
когда для победы над
- скрытый конфликт - это
конфликтная ситуация
3) По временным характеристикам:
- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
- длительные (от нескольких часов до нескольких суток);
- затяжные (длятся дольше,
или вообще не находится
4) По уровню эмоций:
- с высоким эмоциональным накалом;
- с умеренным накалом;
- без эмоционального накала.
5) По степени зрелости:
- потенциальные;
- актуальные.
6) По степени управляемости:
- управляемые;
- слабо управляемые;
- неуправляемые.
7) По реалистичности (предметности):
- реалистичные (предметные) - это когда существует реальный предмет конфликта, то есть они стимулируются намерением достичь некоторой цели и выступают как средство достижения определённого результата;
- нереалистичные (беспредметные)
- это когда отсутствует предмет
конфликта. Они имеют целью не
достижение какого-либо
Технологии управления конфликтами
Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Этот аспект носит психологический характер и находит свое отражение в теме 7 практикума. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель (менеджер), лидер или посредник (медиатор). Именно в этом аспекте мы рассматриваем данную проблему.
Управление конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Содержание управления конфликтами
Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:
Практикум: «Конфликтное взаимодействие» Игровая ситуация. Участники разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 — роль менеджера и 1 медиатора (в ходе игры студенты меняются ролями). Далее преподаватель дает игровую установку:
конфликтующим — определяется предмет конфликта и направление конфликтного взаимодействия, которое они должны разыграть (направление взаимодействия не должно быть известно другим участникам игры);
менеджеру и медиатору — сообщаются предмет конфликта и дается ролевая установка на оценку глубины конфликта между условными конфликтантами методом беседы с ними, наблюдения за их поведением, опираясь на тестовые позиции, и принятия решения на разрешение конфликта.
На подготовку к ролевому взаимодействию участникам дается 10 минут. На ролевое взаимодействие отводится 10–15 минут.
Каждый игровой сюжет обсуждается.
Тема 2: «Типология влияния и противостояния чужому влияния в условиях конфликтной ситуации».
Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Ссылки на возможность применения социальных санкций или физических средств воздействия также должны считаться психологическими средствами, по крайней мере, до тех пор, пока эти угрозы не приводятся в действие. Угроза увольнения или побоев - это психологические средства, факт увольнения или побоев - уже нет, это уже социальные и физические воздействия. Они, несомненно, имеют психологический эффект, но сами психологическими средствами не являются. Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, ему предоставлено право ответить и время для этого ответа. В реальной жизни трудно оценить, сколь велика вероятность того, что угроза может быть приведена в действие, и насколько быстро это может произойти. Поэтому многие виды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочетающими в себе психологические, социальные, а иногда и физические средства. Однако такие методы влияния и противостояния им должны рассматриваться уже в контексте социального противостояния, социальной борьбы или физической самообороны. Психологическое влияние - прерогатива более цивилизованных человеческих отношений. Здесь взаимодействие принимает характер психологического соприкосновения двух душевных миров. Всякие внешние средства слишком грубы для его тонкой ткани. Итак, психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие. Противостояние чужому влиянию - это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств. Инициатор влияния - тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов. Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом.
«Технические» средства влияния и противостояния влиянию
Это средства убеждения, контраргументации и конфронтации.
а) «Техника» убеждения и контраргументации. Для того чтобы убеждение было по-настоящему конструктивным, оно должно отвечать некоторым условиям. Во-первых, цель убеждения должна быть отчетливо осознана самим инициатором влияния и открыто сформулирована адресату, например: «Мне хотелось бы доказать вам преимущества метода усиления полномочий подчиненных» или «Позволь мне доказать тебе, что этого человека нецелесообразно принимать к нам на работу». В случаях, когда мы начинаем аргументацию, не осознав своей собственной цели и/или не сообщив ее адресату, он может воспринять наше воздействие как манипулятивное. Во-вторых, прежде чем предпринимать попытку убеждения, необходимо заручиться согласием адресата нас выслушать. Например, если на наш вопрос: «Согласен ли ты выслушать мои аргументы?» он отвечает: «Давай через час, ладно? А то у меня сейчас голова другим занята», то дальнейшее продолжение аргументации непосредственно в этот момент будет воспринято им как принуждение. В то же время отвел «потом», если он повторяется систематически, может свидетельствовать о попытках игнорирования. В этом случае необходимо сначала противостоять игнорированию, а затем, в случае успеха, переходить к убеждению. Проблема состоит в том, что убеждение является конструктивным способом влияния, но энергетически не всегда достаточно мощным. Оно требует «эмоционального штиля» и душевной ясности. Для этого зачастую требуется большая предварительная работа. Важный момент переключения здесь - концентрация не столько на лог построения собственного доказательства, сколько на психологии взаимодействия с адресатом. Невозможно быть убедительным вообще, объективно. Можно быть убедительным для кого-то конкретно Убедительность - это то, что возникает в процессе взаимодействия.
К наиболее эффективным можно отнести три техники аргументации:
Контраргументация также требует «эмоционального штиля». Если партнер слишком разгорячился в процессе предъявления собственных аргументов, его адресату рекомендуется вначале заручиться согласием себя выслушать. Начинать контраргументацию, не заручившись таким согласием, бессмысленно. Услышать контраргументы можно только добровольно. Если мы заставляем их выслушать, это уже не контраргументация, а принуждение, и эффект у него будет соответствующий. Логически безошибочная контраргументация может быть психологически ошибочной и поэтому неэффективной. Главная возможная ее ошибка - чрезмерная убедительность. Если доказательство оспаривающего очевидно, это свидетельствует о том, что наше мнение было ошибочным или ничего не стоило Необходимость признания ошибки или несостоятельности своих рассуждений оскорбляет во многих людях чувство собственной значимости и приводит к актуализации потребно-стей внимания, власти и мщения. Результатом может явиться измене-ние предмета обсуждения, переключение на деструктивную критику, бесконечное затягивание дискуссии и т. д. Психологически грамотная контраргументация должна начинаться с согласия с оппонентом в чем-то, а затем продолжаться в форме приглашения к обсуждению наших сомнений. Предъявление новых аргументов также должно нести в себе элемент колебания и сомнения. Например: «Я согласен с тобой в том, что на Западе сейчас очень рас-пространена идея «плоской структуры» организации, когда и подчиненные, и начальники находятся почти на одном уровне по их возможностям влиять на стратегию фирмы… Правда, я иногда думаю, в какой степени это согласуется с нашими традициями? А может быть, можно и не учитывать традиции? Как ты думаешь, может, это традиционное разделение на начальников и подчиненных у нас само развеется?» Главная цель контраргументации - найти решение проблемы, а вовсе не переубедить оппонента. Поэтому показателем ее эффективности будет найденное решение, а не ощущение собственной силы и значимости. Даже если найденное решение - это то решение, которое было изначально нами выработано, психологически корректней построить обсуждение таким образом, чтобы оппонент чувствовал себя не убежденным, а дошедшим до этого решения практически самостоятельно.
Наиболее эффективны три техники контраргументации:
б) «Техника» конфронтации
Конфронтация - это позиционная война. Первоначально конфронтация была описана Клодом Стейнером как противопоставление собственного силового маневра силовой игре партнера с целью заста-вить его считаться с нами, перестать нас игнорировать (Steiner S. М., 1974). Этот способ является оправданным в тех случаях, когда инициатор влияния использует такие неконструктивные способы воздействия, как манипуляция, деструктивная критика, игнорирование или принуждение. Это сильное средство, и если адресат воздействия решается его; использовать, он должен быть последовательным и идти до конца. Конфронтация может быть эффективной, только если реализована каждая из необходимых ее фаз.
Первая фаза конфронтации - это Я-послание о чувствах, которые вызывает данное поведение инициатора воздействий.
Вторая фаза конфронтации - усиление Я-послания.
Третья фаза конфронтации - выражение пожелания просьбы.
Четвертая фаза конфронтации - назначение санкций.
Пятая фаза конфронтации - реализация санкций. Адресат воздействия должен отказаться от всякого взаимодействия с инициатором. Порвать отношения с ним, если нет другого выхода.
Конфронтация - метод, требующий решимости идти до конца в утверждении своей психологической свободы, своего права противостоять чужому влиянию.
Практикум : «Шеренга». Инструкция
Я хочу предложить вам упражнение, в результате которого каждому станет ясно, на какую степень влияния в группе он претендует, и каким влиянием он реально может располагать. Сейчас я наклею в середине этой комнаты кружок, который будет символизировать "центр влияния". Ваше задание состоит в том, чтобы выстроить от этого кружка "ряд влияния". Тот, кто претендует на наибольший авторитет в группе, будет стоять непосредственно в центре влияния, а тот, кто не претендует на авторитет, встанет на противоположном конце ряда. Все должны выстроиться друг за другом. Выбором своего места вы даете понять тем, кто стоит ближе вас к центру влияния, что вы уважаете их притязания и готовы им подчиняться. Если кто-то занял то место, на которое вы хотели встать сами, можно отодвинуть его в сторону. Держаться за тех, кто стоит впереди вас, не разрешается. Пожалуйста, ничего не говорите в ходе упражнения и будьте осторожны, чтобы не нанести физического вреда ни себе, ни другим. Каждый отвечает за то, что он делает. Начинайте, пожалуйста. На всю эту процедуру у вас есть максимум 5 минут.
Информация о работе Психологический портрет успешного руководителя