Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:19, дипломная работа
Цель:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к изучению имиджа руководителя в отечественной и зарубежной психологии.
2. Разработать программу, подобрать и апробировать психологический инструментарий для изучения имиджа руководителя и условий его формирования.
3. Выделить психологические условия формирования имиджа руководителя
4. Разработать динамическую модель имиджа руководителя предприятия, создать программу формирования имиджа руководителя как процесса мобилизации его внутренних качеств.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. ИМИДЖА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.2. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИМИДЖА
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ООО «ОМЕГА ХАУС»
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАССАЖНОГО САЛОНА Royal Тhai
2.2. ЭТАПЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА УПРАВЛЯЮЩЕГО САЛОНОМ
2.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИМИДЖА УПРАВЛЯЮЩЕГО
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА
3.1. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА
3.2. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА : «ЭФФЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО».
3.3. ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА
ГЛАВА 4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Первое качество - это общительность. Это ориентация на взаимодействие с людьми. Вторая особенность - это интерес к людям. Повышенное внимание, наблюдательность, память на все, что касается другого человека. Следующее качество – эмпатия (сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого). Затем следуют компетентность, наличие практического ума, оптимизм, объективность, тактичность, устойчивость взглядов. Таким образом, исходя из должностных функций и обязанностей управляющего, можно определить перечень необходимых качеств для успешного выполнения этих обязанностей, т.е. получили «нормативную модель профессионала».
Для выявления психологических проблем при формировании имиджа руководителя всем сотрудником салона и постоянным клиентам было предложено заполнить несколько анкет. В исследовании принимали участие сотрудники салона (10 человек). Сотрудники в возрасте до 25 лет – 2 человека, от 25 до 35 лет – 3 человека, от 35 до 45 лет – 3 человека, от 45 до 55 лет – 1 человек и больше 55 лет – тоже 1 человек.
Рис 3. Возрастной состав сотрудников массажного салона Royal Thai на Песочной набережной
2.3. психологическая оценка имиджа управляющего
На основании неоднократных бесед, наблюдений, тестирования с помощью опросников выявлена следующая психологическая характеристика управляющего массажным салоном: Уравновешенный, жизнерадостный человек, умеющий сдерживать себя, уверенный в себе, настойчивый, общительный. Для него характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, непринужденность, доброта и мягкосердечие.
Тип темперамента - устойчивый сангвиник. Отличается ровностью, спокойствием, осмотрительностью, рассудительностью, оптимизмом, уравновешенностью нервно - психических процессов.Склонен к лидерству, имеет разнообразные интеллектуальные интересы, обладает готовностью к сотрудничеству, уживчивостью, не завистлив, заботлив.Активен в установлении контактов, постоянен в своих планах, привязанностях, не поддается случайным колебаниям настроения.Эмоционально зрелый человек, на вещи смотрит серьезно и реалистично, хорошо осознает требования действительности, не скрывает от себя собственных недостатков, при определенных условиях действует самостоятельно и независимо.Высокая добросовестность сочетается с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей.Присущи такие черты как чувство ответственности, обязательность, стойкость моральных принципов, смелость, решительность.Достаточно высоко развит контроль эмоций и поведения.Он хорошо осознает социальные требования и старается аккуратно их выполнять, заботится о своей общественной репутации.
Для получения более объективной характеристики личностных качеств управляющего был проведен опрос и анкетирование сотрудников. сотрудники в большинстве своем отмечают, что для руководителя характерно доброжелательное и уважительное отношение ко всем членам коллектива. Среди качеств, присущих руководителю, сотрудники считают наиболее ценными компетентность, деловые и организаторские способности, чуткость и понимание работников, эмпатию, добропорядочность, инициативность, дисциплинированность, вежливость, доброжелательность, внимание, общительность, наличие собственного мнения, умение отстаивать коллективные интересы. На рис.4 изображено процентное соотношение мнений сотрудников и клиентов об основных качествах личности управляющего.
Рис.4.Личные качества управляющего
На вопрос о влиянии отрицательных факторов на настроение и работоспособность ни один из 10 сотрудников не указал отсутствие внимания со стороны руководителя. Кроме того следует отметить, что конфликтные ситуации с руководителем сотрудники не отметили.
Следует отметить, что исследуемый руководитель в должной мере обладает теми обязательными качествами, которые требует от него выполняемая работа. Кроме того, он обладает адекватной самооценкой своих качеств, что показывает совпадение во многом его самооценки и оценки его сотрудниками. При анализе влияний личности руководителя на морально - психологический климат коллектива необходимо рассмотреть психологическую управляемость коллектива массажного салона.
С основания коллектива вместе с управляющим работает самый опытный член коллектива, ей 52 года, человек очень доброжелательный, хорошо относящийся к молодежи, способна понимать их проблемы, следовательно, проблемы «отцов и детей» не существует. Говоря о воспринимаемости коллективом решений руководителя, следует отметить, что решения вырабатываются руководителем, как правило, после совместного обсуждения с коллективом. Однако коллективное обсуждение не исключает использования принципов единоначалия. Наиболее важные, серьезные решения руководитель доводит в форме конкретных требований, с указанием конкретных лиц, отвечающих за выполнение мероприятия, сроки исполнения. Но срок обычно согласовывается и объективно корректируется с исполнителем решения. Если решение принимается руководителем единолично, оно, как правило, не вызывает возмущений, недовольств со стороны коллектива, т.к. бывает продиктовано объективными условиями.
При наличии объективных причин, затрудняющих выполнение решения в данный момент, руководитель обсуждает с намеченным исполнителем, каким образом и когда можно будет реализовать, т.е. налицо демократичность управления.Ход выполнения решения, как правило, не требует именно жесткого контроля со стороны управляющего, т. к. сотрудниками понимается необходимость и важность своевременного исполнения решений и обычно в ходе выполнения идет обсуждение состояния этапа реализации. Можно обратиться к руководителю в случае затруднений, помощь гарантирована, причем в спокойной уважительной форме и своевременно, т.е. не откладывая во времени.Между членами коллектива существует взаимная симпатия, терпимость друг к другу, уважение мнения коллег, ищется согласованность в работе при отработке технологии работы с клиентами.В салоне подобран коллектив работников, где существует желание помочь другому. Коллектив в работе не требует подстегивания. Говоря о формировании единого сознания, нельзя не отметить здесь роли управляющего. Он всегда подчеркивает «мы», все события обсуждаются, как правило, коллективно, что дает и осознание общности членов коллектива и полную информированность о важных событиях производственной деятельности (будь-то недоразумение с клиентом или обсуждение текущих дел).Каждую пятницу руководитель собирает коллектив в кабинете и дает оценку состояния дел на настоящий момент, каждому желающему предоставляет слово для высказывания своих проблем, претензий друг к другу, если они есть. Проходят эти совещания непринужденно, многие в коллективе могут пошутить друг над другом, эти шутки воспринимаются и принимаются, в том числе и руководителем.
Моральным стимулом в коллективе является взаимоуважение между членами коллектива, обстановка сотрудничества. Руководитель сам всегда выдержан (хотя клиенты зачастую оставлять желать лучшего в стиле своего общения) и коллектив нацеливает на то же. Руководитель всегда подчеркивает универсальность своих сотрудников, говоря, что каждый выполняет по нескольку дополнительных нагрузок и предупреждает об этом при приеме на работу, выполняя тем самым важнейший педагогический принцип - опора на положительные качества и развивая взаимозаменяемость. В коллективе существует определенная сплоченность. С утра стараются увидеть друг друга или поприветствовать по телефону, обменяться новостями, проблемами. Здесь видят настроение коллеги, можно рассчитывать на помощь, и, что особенно приятно, предложение о помощи часто исходит от одного из самых молодых членов коллектива. Общаясь с коллегами, всегда можно рассчитывать, что тебя выслушают, поддержат. Настроение коллектива можно оценить как оптимистическое. По результатам анкетирования, условия работы сотрудников удовлетворяют, в связи с улучшением условий работы и компьютеризацией сняты многие проблемы технологии. Отмечается также, что в коллективе можно спокойно и конструктивно обсудить все разногласия, идем к тому, что каждый имеет право на собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением коллег, но требующее внимания и уважения.Удовлетворенность трудом (по результатам анкетирования) частичная в связи с большим объемом работы и несоответствием материального вознаграждения. Оценивая стили руководства и личностные качества руководителя, подавляющее большинство дало оценочный балл в интервале 7-8 (из 10), что является довольно высокой оценкой. Стиль руководства определен как коллегиальный, где у руководителя требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Для него характерны стремление делегировать полномочия и разделить ответственность и демократичность в принятии решений.
Таким образом, проводя анализ, можно сказать, что оценка личности руководителя, стиля его деятельности показывает, что в целом у него выражены те необходимые качества, которых требует от него занимаемая должность, то есть данный руководитель находится «на своем месте», что является одной из предпосылок успешности его деятельности по созданию и формированию морально-психологического климата в коллективе массажного салона, однако психологические проблемы все же существуют. Практические все испытуемые и клиенты сошлись во мнении, что управляющий слишком мягкий человек, отказать кому-то в просьбе или требовании, даже если они не обоснованы, ему очень сложно. На отказ управляющий идет только в крайнем случае и долго переживает по поводу этого (это показал тесты по самооценке личности и личности руководителя).
№ |
Факторы (аспекты) личности |
Средний балл (от1до5) |
1 |
Нравственность |
3.9-4 |
2 |
Воля |
2.8 |
3 |
Самостоятельность и чувство реальности |
4.3-4.5 |
4 |
Креативность |
4.5 |
5 |
Гармоничность. Покладистый характер (легко идущий на сотрудничество, компромисс) |
5 |
6 |
Экстраверсия |
5 |
Управляющему массажным салоном необходим тренинг по самооценке личности для того, чтобы чувствовать себя уверенно при манипуляторном воздействии, выявлять и блокировать свои «психологические кнопки», которыми пользуются другие люди для достижения своих скрытых целей.
ГЛАВА 3. рекомендации по устранению проблем при формировании имиджа
3.1. цели и методы проведения тренинга
Цели тренинга:
Методы проведения: Семинар построен на сочетании лекционного материала с практической отработкой, полученных знаний. В ходе семинара будут использоваться такие формы интерактивного обучения, как работа в «малых группах», решение практических кейсов, моделирование ситуаций, деловые и метафорические игры. В рамках отдельных блоков могут подробно разбираться примеры из реальной практики участников семинара. Для этого необходимо не менее чем за три дня до начала семинара прислать описание ситуации
3.2. программа тренинга : «Эффективное руководство».
Программа:
День 1.Тема 1: «Конфликт, как неотъемлемая часть жизни»
Задачи:
Практикум: Упражнение на демонстрацию поведенческих стереотипов в условиях конфликтной ситуации
Тема 2: «Типология влияния и противостояния чужому влияния в условиях конфликтной ситуации».
Задачи:
Практикум: Упражнение «шеренга» на демонстрацию возможных видов влияния в «вертикальном» взаимодействии
Тема 3: «Техники цивилизованного влияния: вопросы, «активное слушание», алгоритм убеждения, аргументация»
Задачи:
Практикум: Упражнение «Спорные утверждения» на отработку метода «алгоритм убеждения»
День 2.Тема 1: «Варварские виды влияния (агрессия, давление, принуждение) и способы противостояния им».
Задачи:
Практикум: Упражнение «Улыбка» на умение противостоять чужому эмоциональному воздействию
Тема 2: «Признаки манипулятивного воздействия или как распознать манипуляцию».
Информация о работе Психологический портрет успешного руководителя