Психологический портрет успешного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к изучению имиджа руководителя в отечественной и зарубежной психологии.
2. Разработать программу, подобрать и апробировать психологический инструментарий для изучения имиджа руководителя и условий его формирования.
3. Выделить психологические условия формирования имиджа руководителя
4. Разработать динамическую модель имиджа руководителя предприятия, создать программу формирования имиджа руководителя как процесса мобилизации его внутренних качеств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. ИМИДЖА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.2. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИМИДЖА
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ООО «ОМЕГА ХАУС»
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАССАЖНОГО САЛОНА Royal Тhai
2.2. ЭТАПЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА УПРАВЛЯЮЩЕГО САЛОНОМ
2.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИМИДЖА УПРАВЛЯЮЩЕГО
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА
3.1. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА
3.2. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА : «ЭФФЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО».
3.3. ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА
ГЛАВА 4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

дебкова диплом окончательный вар..docx

— 284.34 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

(ФГБОУ ВПО «СПбГПУ»)

колледж информатизации и управления

«Радиополитехникум»

 

 Допустить к защите

                               Зам. директора по учебной работе           

                                                                 «__» __________ 20__г.    ____________

Подпись

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

 

На тему: Психологический портрет успешного руководителя

 

 

ДР______080501 «Менеджмент» группа 482____________

Номер специальности и группа

 

 

 

Студент                      __________                                                                           _Дебкова К.А.

                                      Подпись                                                                                                               Фамилия И.О.

 

Руководитель            __________                                                                           __Нестеренко Е.В.

                                      Подпись                                                                                                               Фамилия И.О.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. формирование психологического портрета руководителя

1.1. имиджа как  основа  профессионализма успешного руководителя

1.2. составные  части  имиджа

1.3. психологические основы формирования имиджа

ГЛАВА 2. оценка имиджа руководителя ООО «Омега хаус»

2.1. характеристика массажного салона Royal Тhai

2.2. этапы карьерного роста управляющего салоном

2.3. психологическая оценка имиджа управляющего

ГЛАВА 3. рекомендации по устранению проблем при формировании имиджа

3.1. цели и методы  проведения тренинга

3.2. программа тренинга : «Эффективное руководство».

3.3. описание тренинга

ГЛАВА 4. Техника  безопасности и охрана труда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ

4

 

6

6

12

17

26

 

28

30

32

44

48

50

54

 

56

59

69


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

Актуальность темы исследования. Современная социальная ситуация развития нашего государства зависит от изменений в различных сферах жизни общества в целом и функционировании различных организаций, в частности. Деятельность любой организации определяется профессионализмом его персонала и в первую очередь - ее руководителя. Не случайно изучение психологических и социально-психологических основ профессионализма современных руководителей различного уровня вызывает повышенный интерес отечественных исследователей (А.В. Быков, А.А. Шестаков и др.). Многочисленные публикации, выполненные в рамках психологии управления, социальной психологии, отражают уровень разработанности данной проблематики и убедительно свидетельствуют, что именно от профессионализма руководителя зависят не только внешняя конкурентоспособность организации на рынке, но и уровень корпоративной культуры, мера приверженности сотрудников к своей организации, мотивация трудовой деятельности, имидж организации и др. Именно имидж позволяет создавать первое впечатление о человеке как о руководителе. Имидж в данном случае - его фирменный знак, его внешняя вывеска. Чаще всего, чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет, выше общественная репутация организации, которую он представляет. Об имидже как условии успешности руководителя говорят все чаще и серьезнее. Необходимость обладания им становится все более очевидной. Опыт управления убедительно доказывает, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное ведение дел и пользоваться достойной репутацией в обществе. Выше сказанное позволяет полагать, что имидж является составной частью управленческой деятельности, а обладание им - существенная профессиональная характеристика руководителя.

     В настоящее время, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования данной проблемы, остается ряд вопросов, требующих дальнейшей разработки и современного звучания. Известно, что новые социально-экономические условия в России актуализируют спрос на сильных, ярких руководителей с выраженными нравственными, интеллектуальными качествами и развитыми управленческими способностями и умениями, сознательно включающих все эти показатели в свой имидж. Однако в известных концепциях нет однозначного ответа на вопрос о природе, условиях и факторах формирования имиджа руководителя. Исследования, посвященные имиджу немногочисленны: в основном рассматриваются профессионально значимые личностные качества руководителей, установки, оформление внешности, владение приемами общения и др. Проблема формирования имиджа руководителя является недостаточно разработанной в отечественной науке. Психологические условия формирования позитивного имиджа руководителя до сих пор не были предметом целенаправленного, комплексного изучения, хотя в реальной практике руководители являются одной из самых массовых управленческих профессий.

Актуальность, научная и практическая значимость проблемы и определили выбор темы диплома: «Психологические проблемы при формировании имиджа руководителя ». Существуют весомые основания для рассмотрения имиджа руководителя как составляющей его профессиональной компетентности, как механизма его личностного и профессионального развития. Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы содержательные компоненты имиджа руководителя и психологические условия, обеспечивающие его формирование. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

      Объект исследования: имидж руководителя предприятия сферы обслуживания.

Предмет исследования: психологические условия формирования имиджа руководителя .

Гипотеза исследования заключается в следующих допущениях: формирование имиджа руководителя  будет успешным, если обеспечивается совокупность следующих условий:

- при его создании и  коррекции учитывается общая  структура имиджа с доминированием  профессионального компонента, что  определяет его динамичность;

- процесс формирования имиджа руководителя носит поэтапный характер, направленный на установления оптимальных «субъект-субъектных» отношений в управленческой деятельности;

- в качестве психологических  условий, детерминирующих формирование имиджа руководителя , выступают психологические качества личности руководителя - ценностные ориентации, направленность личности на дело, саморазвитие, стрессоустойчивость, надежность, умение излагать мысли, готовность к риску.

 

В соответствии с целью и исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический  анализ основных подходов к изучению имиджа руководителя в отечественной и зарубежной психологии.

2. Разработать  программу, подобрать и апробировать психологический инструментарий для изучения имиджа руководителя и условий его формирования.

3. Выделить психологические  условия формирования имиджа руководителя

4. Разработать динамическую модель имиджа руководителя предприятия, создать программу формирования имиджа руководителя  как процесса мобилизации его внутренних качеств.

В основу конкретной методологии исследования были положены идеи личностно-деятельностного, профессионально-деятельностного подходов к проблеме имиджа. Теоретической основой исследования выступают основные положения: социальной психологии управления, психологии организации и психологии профессиональной деятельности, социальной психологии личности в целом,подходы к формированию индивидуального имиджа,социально-перцептивный подход об индикативной роли внешнего облика в межличностном познании.

Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: теоретический анализ, сопоставление и обобщение результатов исследований по проблеме имиджа; анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение, метод обобщения независимых характеристик; метод изучения результатов деятельности. Для количественной обработки полученных данных применялся метод статистической обработки результатов.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается согласованностью совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований, с результатами психодиагностического обследования, корректным применением методов математической обработки данных, достаточно репрезентативной выборкой испытуемых.

 

 

 

ГЛАВА 1. формирование имиджа руководителя

 

 

 

 

    1. сущность и  значение имиджа

 

 

 

       Слово «имидж» происходит от английского понятия «представление», «образ». Под имиджем в общепринятом смысле понимается впечатление, производимое конкретным человеком либо компанией, организацией, на окружающих. Обычно слово «имидж» применяют именно к людям.Происхождение понятия «имидж» очень точно характеризует его значение: имидж - это не то, чем человек является на самом деле, не совокупность его личностных характеристик, а образ, который создается в отношении этого человека у окружающих его людей, либо людей, создающих впечатление о нем с помощью средств массовой информации. Зачастую имидж человека очень сильно отличается от самой личности.

В последние десятилетия вопрос формирования имиджа приобрел очень большое значение. Влияние человека на большую часть окружения осуществляется именно посредством имиджа, поэтому правильный выбор имиджа является залогом успеха многих мероприятий. Особенно важна проблема создания имиджа для политиков, представителей шоу-бизнеса, людей творческих профессий. Но эти люди занимаются созданием имиджа традиционно. В последнее время общество осознало, что формирование имиджа важно и для представителей других профессий и социальных групп. Возросло значение имиджа в бизнесе. В мире существует множество агентств, специализирующихся на создании имиджа. В России этот бизнес только начинает формироваться.В политике значение имиджа трудно переоценить. Например, в США все президентские кампании в этом веке, за исключением одной (когда победил Джимми Картер) выигрывал кандидат более высокорослый. А нежелание Майкла Дукакиса, кандидата от демократической партии в 1988 году, носить накладные плечи, чтобы выглядеть более крупным, пресса назвала одним из решающих факторов, определивших положение его партии. Женам политиков тоже приходится находить «правильный» имидж, например, Хиллари Клинтон превратилась из «мышки в очках» в «блондинку с пышным бюстом». Маргарет Тэтчер сменила прическу, зубы, манеру одеваться и даже голос.По мере того как политики с целью выставить себя на всеобщее обозрение все чаще прибегают к услугам средств массовой информации, вместо того чтобы совершать турне для живого общения, все большую значимость будет приобретать способ подачи имиджа. Средства массовой информации имеют дело главным образом именно с имиджем, их представители знают, как представлять людей и события и как читатели, слушатели и зрители воспримут их.Именно по этой причине многие организации сейчас направляют своих работников на курсы обучения умению держаться перед телекамерой и говорить с журналистами. Однако обучение общению с представителями СМИ теряет всякий смысл, если выступающий не берет в расчет такой важный момент как самопрезентация. Репутация организации или компании может упасть, или, напротив, возрасти, в зависимости от того, как ее служащие подают себя в средствах массовой информации.Люди, так же как и средства массовой информации, подходят к оценке общества с точки зрения имиджа. С помощью имиджа человек показывает, какое место в обществе он отводит сам себе. Например, женщина-предприниматель может в различных ситуациях представить себя и как феминистку, и как предпринимателя, и как работающую мать и использовать эти ярлыки для того, чтобы лучше почувствовать, в какой ячейке общества она находится.В любой конкретный отрезок времени общество имеет конкретную систему ценностей. Образ, который человек демонстрирует в обществе, показывает, насколько эти ценности созвучны его убеждениям. Например, в шестидесятых годах многие люди выбирали для себя образ бунтарей, протестующих против консерватизма пятидесятых. В восьмидесятых модным стал образ хваткого дельца, затем стало модным быть неформалом, исповедующим альтернативные воззрения.Образ, представляемый человеком окружающему миру, нередко воспринимается другими людьми как отражение уровня его самооценки. Проявление интереса к самосовершенствованию, выражающееся в желании получить ясное представление о собственной психологии или стремлении подкорректировать свою самопрезентацию показывает, что человек достиг определенного уровня самоуважения, состоялся как личность и имеет потенциал для роста и совершенствования.

Умение подать себя включает в себя умение по достоинству оценивать свои положительные стороны и понимать, в чем заключаются слабые места. То, что конкретный человек может ощущать как недостаток, вовсе не обязательно является таковым для окружающих. Например, если встречаются два застенчивых человека, их робость помогает им проникнуться симпатией друг к другу. Человек может иметь лишний вес и стесняться своих размеров. Но полный человек, принимающий свои комплексы как должное, здоровый и бодрый, одевающийся со вкусом и осознающий, что любит общаться, может иметь вполне привлекательный имидж. Самоимидж подвержен всевозможным видам влияния, и наиболее сильное влияние на него оказывают родители и воспитание. Ребенка в значительной степени формируют родители, обеспечивая ему определенный взгляд на самого себя. Если человека недостаточно поощряли в детстве родители и воспитатели, у него может развиться тенденция к излишней самокритичности. Такой человек будет устанавливать для себя и для окружающих слишком высокие стандарты поведения и огорчаться из-за невозможности их достижения.Другим фактором, влияющим на формирование представления человека о самом себе, является жизненный опыт. Многие люди, всего лишь однажды испытав неприятное переживание при выступлении перед аудиторией, считают себя совершенно непригодными для публичных выступлений. Неодобрительные замечания окружающих только укрепляют их в этом мнении. Если изо дня в день человек познает на собственном опыте и по реакции окружающих, что его не ценят, то самооценка может быть для него слишком тяжелой. Противовесом этому может быть только достаточный запас самоуважения и осознания своих достижений.При слишком низкой самооценке улучшение «внешнего» имиджа даст лишь ограниченный эффект. В этом случае проблему следует решать с помощью профессионального консультанта, психотерапевта или психоаналитика.Уровень самоуважения можно повысить, поработав над представлением имиджа в целом. Например, если человек научился преодолевать нервозность во время выступления на публике, окружающие заметят его уверенность и начнут реагировать соответственно. Аудитория будет с нетерпением ждать, что он скажет дальше. Если человек заботится о своей внешности, окружающие делают вывод о том, что он уважает и ценит себя как индивидуума, а поэтому способен ценить других.В основе оценки людьми внешности, высказываний и поведения других людей лежат две основных потребности - отождествление и выражение индивидуальности. Люди нуждаются в сопричастности и отождествлении с себе подобными, и вместе с тем, они ощущают потребность в утверждении своей индивидуальности. Всем людям присущи обе эти потребности. Они оказывают определяющее влияние на стремление человека подать себя и его взаимодействие с окружающими.

Информация о работе Психологический портрет успешного руководителя