Психологический портрет террориста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:07, реферат

Краткое описание

Карл Густав Юнг - швейцарский психолог (1875-1961) - создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, заданной Фрейдом. К. Юнг занимался широким кругом теоретических вопросов психологии и ее практическим применением для оказания помощи людям, а также для решения ряда общекультурных и политических проблем.

Файлы: 1 файл

Психологический портрет террориста.docx

— 16.16 Кб (Скачать)

Введение

Карл Густав Юнг - швейцарский психолог (1875-1961) - создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии  познания человека, заданной Фрейдом. К. Юнг занимался широким кругом теоретических вопросов психологии и ее практическим применением для оказания помощи людям, а также для решения ряда общекультурных и политических проблем.

Вклад Юнга в  познание личности сводится к следующему. Он дал свой вариант структуры  личности, выстроил ставшую популярной личностную типологию. Юнг, как большинство  персонологов, полагал, что теория личности должна строиться на принципе противоречия и конфликта, ибо напряжение, создаваемое конфликтующими стихиями, есть суть самой жизни. Без напряжения нет энергии и, следовательно, личности. Юнг также подчеркивал, что личность имеет активную природу и взаимодействует с миром «здесь и сейчас», а не зависит только от прошлого.

Компоненты личности

Личность, по Юнгу, - чрезвычайно сложная структура. Сложность не только в том, что  в нее входит огромное количество компонентов, но и в том, что отношения  между ними очень запутаны.

Личность (душа, психика, «психологическая личность») состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное  и его комплексы, коллективное бессознательное  и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки - интроверсия и экстраверсия, и функции - мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость - центр всей личности.

Юнг высказал мысль  о существовании более глубокого  слоя в структуре личности, который  он назвал коллективным бессознательным. . Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Коллективное бессознательное выступает как предрасположенность, заставляющая нас реагировать на мир определенным образом. Например, люди предрасположены бояться темноты и змей, потому что, как можно допустить, для первобытных людей темнота таила множество опасностей, и они оказывались жертвами змей. Эти латентные страхи в современном человеке могут и не развиться, если они не усиливаются особыми переживаниями, но тем не менее тенденция присутствует и делает человека более восприимчивым к подобным явлениям.

Коллективное  бессознательное - врожденное основание  всей структуры личности. На нем  вырастают Эго, личное бессознательное  и другие индивидуальные приобретения. Переживание мира во многом формируется  коллективным бессознательным, но не полностью - иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное  состоит из мощных первичных психических  образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»). Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей  воспринимать, переживать и реагировать  на события определенным образом. В  действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют  в своем поведении универсальные  модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или  событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации, - например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

Анима 

Бессознательная женская сторона личности мужчины 

Анимус 

Маска, личина 

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте 

Тень 

Бессознательная противоположность того, что индивид  настойчиво утверждает в сознании 

Самость, я сам 

Воплощение цельности  и гармонии, регулирующий центр личности  

Юнг полагал, что  каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.

Количество архетипов  в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется маске, аниме и анимусу, тени и самости.

Маска или персона (от латинского слова «persona», обозначающего театральную маску, личину) - это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми.

В архетипах  анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом.

Самость, я сам - наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой  сердцевину личности, вокруг которой  организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самого себя - это главная цель человеческой жизни. 

Заключение

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления  о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах  трудны для понимания и не поддаются  эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание  бессознательного как богатого и  жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения  студентов и профессиональных психологов. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта  в развитие личности. В этом состоит  его особая роль как предшественника  гуманистического направления в  персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями. Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе.

Информация о работе Психологический портрет террориста