Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:07, реферат
Карл Густав Юнг - швейцарский психолог (1875-1961) - создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, заданной Фрейдом. К. Юнг занимался широким кругом теоретических вопросов психологии и ее практическим применением для оказания помощи людям, а также для решения ряда общекультурных и политических проблем.
Введение
Карл Густав
Юнг - швейцарский психолог (1875-1961) -
создатель аналитической
Вклад Юнга в познание личности сводится к следующему. Он дал свой вариант структуры личности, выстроил ставшую популярной личностную типологию. Юнг, как большинство персонологов, полагал, что теория личности должна строиться на принципе противоречия и конфликта, ибо напряжение, создаваемое конфликтующими стихиями, есть суть самой жизни. Без напряжения нет энергии и, следовательно, личности. Юнг также подчеркивал, что личность имеет активную природу и взаимодействует с миром «здесь и сейчас», а не зависит только от прошлого.
Компоненты личности
Личность, по Юнгу, - чрезвычайно сложная структура. Сложность не только в том, что в нее входит огромное количество компонентов, но и в том, что отношения между ними очень запутаны.
Личность (душа, психика, «психологическая личность») состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки - интроверсия и экстраверсия, и функции - мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость - центр всей личности.
Юнг высказал мысль
о существовании более
Коллективное бессознательное выступает как предрасположенность, заставляющая нас реагировать на мир определенным образом. Например, люди предрасположены бояться темноты и змей, потому что, как можно допустить, для первобытных людей темнота таила множество опасностей, и они оказывались жертвами змей. Эти латентные страхи в современном человеке могут и не развиться, если они не усиливаются особыми переживаниями, но тем не менее тенденция присутствует и делает человека более восприимчивым к подобным явлениям.
Коллективное бессознательное - врожденное основание всей структуры личности. На нем вырастают Эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью - иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие.
Архетипы
Юнг высказал гипотезу
о том, что коллективное бессознательное
состоит из мощных первичных психических
образов, так называемых архетипов
(буквально, «первичных моделей»). Архетипы
- врожденные идеи или воспоминания,
которые предрасполагают людей
воспринимать, переживать и реагировать
на события определенным образом. В
действительности, это не воспоминания
или образы как таковые, а скорее,
именно предрасполагающие факторы,
под влиянием которых люди проявляют
в своем поведении
Анима
Бессознательная женская сторона личности мужчины
Анимус
Маска, личина
Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте
Тень
Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании
Самость, я сам
Воплощение цельности
и гармонии, регулирующий центр личности
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется маске, аниме и анимусу, тени и самости.
Маска или персона (от латинского слова «persona», обозначающего театральную маску, личину) - это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми.
В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом.
Самость, я сам
- наиболее важный архетип в теории
Юнга. Самость представляет собой
сердцевину личности, вокруг которой
организованы и объединены все другие
элементы. Когда достигнута интеграция
всех аспектов души, человек ощущает внутреннее
единство, гармонию и цельность. Таким
образом, в понимании Юнга развитие самого
себя - это главная цель человеческой жизни.
Заключение
Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями. Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе.