Психологический портрет руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель для своего исследования я определила следующую: изучить личностные особенности менеджера по персоналу, выявить основные тенденции развития личностных качеств в будущем, а также дать основные рекомендации по исследованию личностных способностей индивида.

Оглавление

1. Введение………………………………………...........................3
2. Портрет современного руководителя……………….…....... .5
3. Психологический портрет руководителя…............................10
4. Личность руководителя…………………………………........15
5. Что нужно, чтобы стать лидером……………………............17
6. «Заповеди руководителя» …………………………………..25
7. Заключение…………………………………………………...28
8. Список использованной литературы…………………….....29

Файлы: 1 файл

управления курсовая.docx

— 52.92 Кб (Скачать)

Содержание.

  1. Введение………………………………………...........................3
  2. Портрет современного руководителя……………….…....... .5
  3. Психологический портрет руководителя…............................10
  4. Личность руководителя…………………………………........15
  5. Что нужно, чтобы стать лидером……………………............17
  6. «Заповеди руководителя»  …………………………………..25 
  7. Заключение…………………………………………………...28 
  8. Список использованной литературы…………………….....29 
     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Чем обусловлена актуальность этой темы: Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволяющая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена психологии личности  – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни. Актуальность исследования процессов изучения личностных особенностей менеджера по персоналу обусловлена потребностью и запросами реальной жизни и практики в сфере психологии труда.

Предметом исследования  являются личностные особенности менеджера по персоналу.

Объектом исследования является менеджер по персоналу, как человек, индивид, личность, профессионал.

Цель для своего исследования я определила следующую: изучить личностные особенности менеджера по персоналу, выявить основные  тенденции развития личностных качеств в будущем, а также дать основные рекомендации по исследованию личностных способностей индивида.

        Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем. 
 
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.  
 
И только во второй половине прошлого века, после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения завладели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя, росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами. 
 
В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера, речь пойдет далее. 

                 

 

 

 

                   2. Психологический портрет руководителя

Психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать  и поддерживать хороший деловой  и психологический контакт с  подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными  организациями, а так же создавать  благоприятный психологический  климат и настрой в коллективе.  
 
К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:  
 
1.Чувство коллективизма

2. Коммуникабельность

3. Инициативность

4. Самообладание

6. Чувство эмпатии 
 
   Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности. Если руководителя отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.  
 
   Коммуникабельность - способность руководителя легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия, а также умение достоверно доносить информацию. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения. Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он прежде всего должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь в крайнем случае - властные методы.  
 
    Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления, и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поиски и использование наилучших методов реализации государственных планов и программ, а также быть своевременной и реально осуществимой.  
 
   Самообладание является очень важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Руководитель, который не может держать себя в руках, не может вызывать чувство доверия у подчиненных.Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.  
 
  И осталось сказать о чувстве эмпатии, т.е. сочувствие, сопереживании, умении поставить себя на место другого. Без них сегодня не прожить никому, а уже тем более руководителю.  
 
Вот это совокупность социально-психологических качеств, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные. 
 
Анна ЗАВГОРОДНЯЯ, техник I категории, ООО "ГазпромТрансГаз - Ухта": 
"Начальник, на мой взгляд, прежде всего, обязан быть профессионалом своего дела - а это значит, что у него должно быть высшее профильное образование. Кроме того, для современного руководителя важна восприимчивость к техническим нововведениям. В первую очередь это касается компьютерной грамотности.  
Хороший начальник должен обладать чувством такта в общении с подчиненными - а иначе он не сможет создать вокруг себя команду единомышленников. Чувство юмора, по моему мнению, тоже необходимо ему для того, чтобы разрядить эмоциональную напряженность, иногда возникающую в коллективе. 
Также приятное впечатление производят руководители, обладающие широкой эрудицией и к месту проявляющие ее. Но главными качествами для начальника являются, с одной стороны, требовательность к подчиненным, а с другой - умение принимать иную точку зрения и быть одновременно строгим, но справедливым". 
Ольга КАЛИНИНА, социальный педагог средней школы № 1: 
"Чтобы умело руководить людьми, необходимо иметь высшее образование и быть в своем деле компетентным специалистом. Начальник должен знать основы управленческой деятельности и уметь работать с документацией. 
Для конкурентоспособности ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию, отслеживая новые тенденции в избранной деятельности. 
Но очевидно, что руководитель работает не только с бумагами, но и с людьми - и поэтому ему надо быть хорошим психологом". 
Юрий ПЕШКИЛЕВ, арт-директор глянцевого журнала “Респект”: 
"Меня несколько удивило в вопросе словосочетание "современный руководитель". То есть предполагается, что у современного руководителя должны появиться какие-то особые деловые качества, по сравнению с руководителем прошлого или даже позапрошлого веков. Я считаю, что деловые качества - это способность находить адекватный подход к возникающим ситуациям и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. Эти качества в руководителе ценились во все времена. Другие же качества трудно отнести к разряду деловых. Вот количество умений у современного руководителя должно быть на порядок выше, чем у его средневекового коллеги. Это и владение высокими технологиями, знание психологии - то есть, иными словами, современный руководитель должен иметь в своем арсенале все то, что подарила нам современная наука". 
В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:  
-организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;  
-распределение заданий и инструктаж подчиненных и контроль над ними;  
проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;  
-решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией;  
ответы на звонки и прием посетителей, ведение переговоров  
проведение собраний и представительство;  
заполнение форм отчетности;  
повышение квалификации. 
Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, - руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. И наконец, руководиель постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать. 
В процессе общения руководителю приходится выполнять три основных роли. Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между нимиВо-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам. В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.  

                          3.  Психологический портрет менеджера

Составление психологических  портретов в современной практической психологии является не более, чем вспомогательным предварительным этапом работы с коллективом (в нашем случае с персоналом компании в лице менеджера по персоналу). Сам по себе портрет мало, что дает другим членам группы, в том числе и руководителям коллектива, для дальнейшего общения, профессионального или личного, с человеком. Выдача всем членам коллектива характеристик, пусть даже самых подробных, никак не изменит ни их поведения, ни взаимоотношений.

Тем не менее такой предварительный этап необходим для успеха дальнейшей коррекционной работы компании, так при грамотном проведении дает в руки психологу важный материал о психологическом состоянии группы, о взаимоотношениях и характерологических особенностях индивида. Это позволяет правильно спланировать коррекционную работу с учетом конкретных особенностей данной личности.

Мною был составлен  следующий психологический портрет  менеджера по персоналу.

Примененные инструменты: собеседование, анкетирование и наблюдение.

Оценка результатов  исследования личностных особенностей, основные выводы.

Оценка личностных особенностей изучаемого нами объекта (менеджера  по персоналу в сравнении с  другим объектом менеджером по продажам) осуществлялась при помощи основных методов психологии.

А именно метода наблюдения (вербальная и невербальная коммуникация), опроса и анкетирования, беседы и  количественно-качественного анализа ( контент –анализа).

Входе  исследований по данным методикам были сделаны следующие выводы, с целью оценки личностных особенностей менеджера по персоналу.

Результат метода наблюдения:  Менеджер по персоналу: мужчина 35 лет. Имеет высшее образование в области управления. Работает менеджером по персоналу в крупной компании, опыт работы 8 лет. Умеет и любит работать с  людьми он рассматривает персонал компании не только как некий неопределенный ресурс, а как личности и индивидуальности. Энергичный человек, стремящийся к успеху и карьерному росту. Также обладает качествами, которые удалось выделить методом наблюдения: постановка целей; содействие работе людей приходящих на новую для них работу; внимание к дисциплине; определение  эффективности труда; планирование и  проектирование персонала компании; координация деятельности подчиненных; планирование карьеры своих подчиненных; способность руководителя воодушевлять членов команды к достижению групповых целей; содействие установлению дружеских отношений в коллективе.

Результат метода анкетирования и опроса:

Знание специфики  работы менеджера по персоналу. Присутствует четкое понимание и знание специфики работы менеджера по персоналу. Соответственно качественно и профессионально выполняет функции как менеджера так и руководителя кадрового отдела.

Способность принимать  решения. Способен принимать решения, исходя из интересов компании. Принятое решение как правило отвечают 2-м критериям: формальное соответствие поставленной задаче и социальная желательность.

Локус-контроль. Всегда признает свои ошибки и старается быть более внимательным к своим заслугам относится с некоторой иронией и стремится к более высоким результатам. Старается не приписывать неудачи в работе внешним обстоятельствам, а ищет недостатки в себе (в своих личностных качествах).

Способность брать  на себя ответственность. С полной ответственностью выполняет свою работу. Работа менеджера по персоналу достаточно сложна, она требует знания психологии личности и групповых процессов, современных технологий управления, широты мировоззрения, гибкости, стратегического мышления, аналитических способностей, отличных коммуникативных навыков.

Способность делегировать полномочия. Старается доверять людям. Умеет и любит работать с  людьми он рассматривает персонал компании не только как некий неопределенный ресурс, а как личности и индивидуальности.

Особенности мотивационной  сферы. Ему нравится быть руководителем, нравится ряд функций, связанных с удовлетворением его стремления к профессионализму, к наивысшей ступени карьеры: контроль, оценка, обучение, оказание помощи подборе профессионального и качественного персонала для компании. Достаточно высокая мотивация на самообучение и обучение.

Ориентация на достижение результата. Нацелен на достижение результата, но скорее результата поощрения своих собственных амбиций, отвечающего общим официальным требованиям. Учитывая, что основной целью работы менеджера по персоналу он считает: подбор и расстановка персонала, изучение и анализ штатной структуры предприятия, создание кадрового резерва предприятия, изучение рынка труда, планирование карьеры сотрудников предприятия; обучение и адаптация персонала;  поддержание трудовой дисциплины предприятия;  оформление документов о приёме-увольнение сотрудников;   составление методических рекомендаций по деятельности должностных лиц предприятия; оформление документов по периодической отчётности и т. д.

Ориентация на сотрудничество. Всегда готов сотрудничать. К людям относится доброжелательно всегда готов выслушать и помочь по мере возможности.

Способность к  анализу.  Способности к анализу есть, способен сделать адекватные выводы и простроить на их основании дальнейшую работу.

Навыки планирования и контроля. Понимает необходимость планирования, умеет сделать план конкретным, реальным. Контроль работы менеджеров по персоналу, как функция, ему очень нравится, так как стремится при помощи данной функции расположить к себе руководство и подчиненных, с целью достижения оптимальных результатов качественной работы компании.

Отношение к руководству, подчиненным, коллегам. По отношению к руководству: располагает к себе  вышестоящее начальство, обладает, скорее всего, такими личностными качествами: как коммуникабельность,  манера держать дистанцию на рабочем месте (не афишировать свои дружеские отношения на работе), не отвлекаться на рабочем месте, внимательно слушать и воспринимать спокойно критику.

По отношению к подчиненным  придерживается средней позиции  но это далеко не дружеские отношения, а скорее товарищеские. В коллективе заслужил репутацию справедливого и компетентного руководителя. Старается адекватно оценивает профессиональные и личностные качества подчиненных. В ситуациях межличностного общения для него  характерен очень высокий уровень самоконтроля, что проявляется в блокировании эмоциональной сферы, желании соответствовать групповым ожиданиям и социальным стандартам. Виртуозно подстраивается под собеседника. Для него характерно использование речевых и поведенческих клише. В кризисной ситуации предпочтет активно действовать, а не бездействовать, девиз «риск оправдывает средства».

Сильные стороны. Очень хорошие коммуникативные навыки, умеет заинтересовать и расположить к себе собеседника, может найти общий язык с разными людьми. Пытается найти индивидуальный подход к каждому. Осторожна, не торопится принимать необдуманные решения.

Достаточно управляем, никогда  не пойдет на открытую конфронтацию, абсолютно  не конфликтен. Хорошо знает и чувствует специфику работы подчиненных. Хочет и будет прикрывать и отстаивать интересы своей команды, при этом умеет держать дистанцию. Нацелен на карьеру, рост, обучаем. Возможность карьерного роста очень высокая.

 

 

 

 

 

 

 

                                            4.  Личность руководителя. 

 
Применительно к личности руководителя, можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М. Шоу (1971г.). Следуя логике его рассуждений, личность руководителя можно "разложить" на три класса составляющих:  
-Биографические характеристики.  
- Способности.  
-Черты личности.  
 
Л. Якокка писал: "Если человек в возрасте 65 лет всё ещё может трудиться и хорошо справляется со своими обязанностями, почему он должен уходить в отставку? Вышедший в отставку менеджер долго работал в фирме и всё о ней знает. За много лет он немало постиг. Если человек физически здоров и горит желанием делать своё дело, почему бы не использовать его опыт и знания?". Но история развития предпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленных гигантов современности нередко стояли очень молодые люди - А. Морите, А. Хаммер. Поэтому возраст руководителя не имеет значения.  
Другая характеристика личности руководителя - пол. Не вызывает удивления послужной список женщины-современницы: директор, начальник, дипломат и т.д. Трудно отыскать область жизни современного общества, где женщина не играла бы важной, иногда ключевой, роли. К моделям женского поведения проявляется в последнее время  всё больший интерес. С точки зрения психологов, у женщин наблюдается больший интерес к отношениям между людьми, что рассматриваться как плюс с точки зрения эффективности руководства. Пока что трудно сказать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина.  
В отличие от возраста и пола социально-экономический статус и образование для занятия менеджерской деятельностью чрезвычайно важны. Обстоятельство, что образовательный уровень играет важную роль в карьере руководителя, подчеркивают многие авторы (Л. Якокка, Р. Макнамара, А. Морита). В настоящее время в нашей стране многие руководители имеют дипломы по 2 специальностям (инженерные, экономические и социальные науки), подчёркивается знание иностранного языка.  
Способности руководителя делятся на общие (интеллект), и специфические (знания, умения и т.п.). Интеллект от латинского intellectus -понимание, познание, в широком смысле - совокупность всех познавательных функций человека и восприятия до мышления и воображения.  

Информация о работе Психологический портрет руководителя