Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа
Цель для своего исследования я определила следующую: изучить личностные особенности менеджера по персоналу, выявить основные тенденции развития личностных качеств в будущем, а также дать основные рекомендации по исследованию личностных способностей индивида.
1. Введение………………………………………...........................3
2. Портрет современного руководителя……………….…....... .5
3. Психологический портрет руководителя…............................10
4. Личность руководителя…………………………………........15
5. Что нужно, чтобы стать лидером……………………............17
6. «Заповеди руководителя» …………………………………..25
7. Заключение…………………………………………………...28
8. Список использованной литературы…………………….....29
5. Что нужно, чтобы стать лидером.
Лидерство - это искусство
влияния на людей, вдохновения их
на то, чтобы они по доброй воле стремились
достичь неких целей. Очень часто,
к сожалению, особенно в политике,
это оказываются личные амбициозные
цели самого лидера.
Люди следуют за лидером прежде всего
потому, что он в состоянии предложить
им (хотя и не всегда реально дать) средства
для удовлетворения их важнейших потребностей,
указать нужное направление деятельности.
Власть лидера основывается на хорошем
знании подчиненных, умении поставить
себя на их место, анализировать ситуацию,
определять ближайшие и отдаленные последствия
своих действий, стремлении к самосовершенствованию,
способности вселять в подчиненных уверенность,
сознание необходимости совершать те
или иные поступки, ибо поведение сотрудников
чаще всего отражает то, чего от них ждут.
Лидер прекрасно чувствует и понимает
психологические особенности партнеров,
противников, начальства, умело их использует
в официальных и неофициальных контактах.
Убеждая других, он проявляет завидную
гибкость и умение идти на компромисс.
Но подлинным источником власти лидера
над людьми является его независимость,
готовность в любой момент освободить
занимаемое место, поскольку выражение
интересов коллектива вовсе еще не означает
покорности ему.
Прежде всего, это личное желание занять
высокий пост, которое есть далеко не у
всех, а соответственно и готовность брать
на себя сопряженные с этим обязанности,
ответственность, риск. Считается, что
преуспевающий лидер обладает почти магическим
умением оказаться в нужный момент в нужном
месте. Такое свойство не сваливается
с неба, хотя в определенном смысле оно,
как и талант, - дар Божий. Но талант без
труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно
и упорно стремиться вперед, несмотря
ни на какие преграды, упорно двигаясь
к собственной цели.
Наконец, претендент на лидерство на высоком
уровне должен уже к 35 годам накопить значительный
опыт выполнения разнообразных функций
и "созреть" как крупный руководитель.
Продолжительность такого созревания
западные специалисты определяют в 5 -
7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры
должен начаться в 27 - 28 лет.
Жить лидерам не просто. На своем пути
они встречают немало трудностей, главная
из которых по всеобщему признанию - руководство
подчиненными. На втором месте стоит планирование
деятельности фирмы и на третьем - увольнение
сотрудников. Среди других, не попавших
на "пьедестал почета", можно отметить
проблему распоряжения своим временем,
делегирование полномочий, финансовые
"дебри", принятие решений и улаживание
конфликтов.
Существует два психологических типа
лидеров: "игроки" и "открытые".
Первые внешне выглядят эффектными, надежными,
гибкими. Они умеют "пускать пыль в глаза",
а поэтому быстро меняют позиции, следуя
исключительно своим интересам. На деле
они не умеют работать с полной отдачей
и плохо справляются с проблемами.
"Открытые" лидеры не столь заметны,
но они последовательны; берутся за любые
самые трудные дела, стремятся добросовестно
во все вникнуть, чем завоевывают прочное
доверие и уважение на долгое время. Они
тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств,
но живут не сегодняшним днем, а устремлены
в будущее. Именно они являются истинными
лидерами, обладающими непререкаемым
авторитетом у своих подчиненных.
Подчиненным импонирует руководитель,
берущий на себя ответственность, смело
принимающий решения, честно признающий
ошибки. Росту авторитета способствует
также терпимость к слабостями людей,
не мешающим работе.
Авторитет завоевывается долго, а теряется
быстро. И главные причины этого - бездеятельность
и перестраховка. Ошибки же на авторитет
практически не влияют - от них никто не
застрахован, а исправить. их при желании
не трудно.
Обычно авторитетный лидер - руководитель
от природы. Но что же делать, если его
нет? Можно, пусть на время, поставить во
главе дела просто умного, хорошо обученного
специалиста. А для того чтобы такого безошибочно
подобрать (лидеры появляются сами!), нужно
знать качества, которые ему в обязательном
порядке должны быть присущи. Существует
три группы таких качеств: личные, профессиональные,
организаторские и деловые.
К личным качествам в первую очередь относят
честность и порядочность, предполагающие
всегда соблюдение норм общечеловеческой
морали, скромность и справедливость по
отношению к окружающим. Руководитель
должен стараться понимать своих подчиненных,
видеть в них личности, достойные уважения,
уметь разбираться в их поведении, быть
человечным и заботиться о людях, стремиться
к сотрудничеству, учитывая при этом интересы
всех.
Менеджер должен быть принципиален во
всех вопросах, уметь противостоять давлению
как "сверху", так и "снизу", последовательно
и твердо стоять на своем, не скрывать
своих взглядов, защищать до конца те ценности,
которые они исповедуют и помогать обретать
эти ценности другим посредством личного
примера, а не морализирования, твердо
держать данное слово.
Работа менеджера чрезвычайно тяжела,
и поэтому одним из его важнейших личных
качеств должно быть хорошее здоровье,
которое помогает быть энергичным и жизнестойким,
мужественно переносить удары судьбы,
успешно справляться со стрессами; Для
поддержания хорошего физического здоровья
нужны постоянные тренировки, сбалансированные
нагрузки, предполагающие смену видов
деятельности - ведь отдых не в безделии,
а в переключении на другую работу. Силы
и энергию необходимо поэтому рационально
распределять между всеми своими делами,
чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя
приучать себя к постоянным стабильным
нагрузкам и время от времени разрушать
привычные образцы действий, ибо когда
потребуется рывок, разомлевший руководитель
на него уже не будет способен.
Однако одного физического здоровья менеджеру
не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально
здоровым человеком, иначе просто не выдержит
всех сваливающихся на его голову перегрузок.
Поэтому нужно загодя формировать у себя
положительные эмоции: сопереживание,
делающее человека гуманным; волнение,
стимулирующее активность, заинтересованность
и любознательность, помогающую продвигаться
вперед, освоению новых сфер деятельности;
уверенность, добавляющую солидности.
Принятие управленческих решений требует
от менеджеров не только квалификации,
но и эмоциональной зрелости, которая
выражается в умении и готовности идти
навстречу острым ситуациям, успешно справляться
с ними, не делать не переживаемой трагедии
из поражений, неминуемых на жизненном
пути любого менеджера.
Современный менеджер должен активно
бороться с собственными недостатками,
формировать у себя положительное отношение
к жизни и работе, создавать "здоровое"
окружение путем выдвижения и обучения
людей, раскрытия их способностей и талантов;
при этом не нужно опасаться потерять
авторитет - в большинстве случаев сотрудники
за такое отношение к ним платят, наоборот,
признанием и благодарностью.
Другая группа качеств, необходимых любому
менеджеру - профессиональные. Это - компетентность,
т.е. система специальных знаний и практических
навыков. Она бывает специальной и управленческой.
Это культура - общая, техническая, экономическая,
правовая, информационная, психолого-педагогическая.
Важен и ряд других моментов. Прежде всего
современного руководителя отличает хорошее
знание действительности как внутренней,
так и внешней, понимание целей фирмы и
своего подразделения, умение видеть проблемы,
выделять в них наиболее существенные
стороны, быть восприимчивым к новизне
и изменениям. Это невозможно без обладания
умственными способностями выше среднего
уровня, умением анализировать ситуацию,
создавать и критически оценивать различные
планы и программы, принимать решения,
брать на себя ответственность за их выполнение,
много и упорно работать для этого, быть
энергичным и решительным.
Однако руководитель должен быть не только
хорошо подготовленной и высоко образованной,
но еще и творческой личностью. От него
требуется не только верить в свои творческие
способности, но и ценить такие способности
в других, уметь их мобилизовать и использовать,
преодолевая все встречающиеся на пути
препятствия. Для этого необходимо быть
настойчивым, испытывать потребности
в переменах, уметь порывать с традициями,
воспринимать новые идеи и новаторские
решения, систематически ими пользоваться.
Творческий руководитель обычно работает
с группами, используя метод мозговой
атаки, поощряет свободное выражение эмоций
и идей и непрестанно учится, в том числе
и на собственных ошибках.
Творчество немыслимо без способности
находить информацию и делиться ею с подчиненными,
прислушиваться к окружающим независимо
от того, кто они, держать себя откровенно
с коллегами, добиваться обратных связей,
не отгораживаться от того, что угрожает
устоявшимся взглядам на мир, ставя при
этом все под сомнение, понимать позицию
других, везде находить людей, представляющих
хоть какой-то интерес для фирмы.
Но наиболее важно для менеджера схватывать
все на лету, увязывать вновь приобретаемые
знания со старыми, обладать умением и
способностью учиться как на работе, так
и вне ее, повышая компетентность, но избегая
при этом однобокой специализации. Учеба
обычно начинается с момента вступления
в должность и никогда не прекращается.
Очередной группой качеств менеджера,
определяющих его собственно говоря как
менеджера, являются организаторские,
а также деловые.
Они отражают уровень организаторской
культуры менеджера, владение им технологией
управленческой работы: подбором, расстановкой
и использованием кадров, выработкой норм,
нормативов и регламентов, личных планов
и планов деятельности подразделений,
служб, оперативных планов и планов-графиков
проведения мероприятий, доведением заданий
до исполнителей, инструктажем, распорядительством,
контролем.
К организаторским качествам нужно отнести
прежде всего целеустремленность. Характер
современной жизни требует от менеджера
ясных и обоснованных целей. Без них он
может испытывать недостаток твердости
и решимости, упускать хорошие возможности,
тратить время на пустяки. Поскольку в
мире все меняется, чтобы удержаться на
плаву, менеджер должен эти цели корректировать.
Но целеустремленность заключается не
только в том, чтобы цели устанавливать,
а упорно к ним стремиться. Это и отличает
менеджера от остальных работников.
Другим организаторским качеством, которое
должно быть присуще менеджеру, является
деловитость. Она заключается в умении
четко и своевременно ставить задачи,
принимать обоснованные решения, контролировать
их исполнение, быть оперативным и распорядительным
в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством менеджера
является энергичность, то есть способность
заражать людей уверенностью, стремлением
действовать путем логического внушения,
личного примера, собственного оптимизма.
Менеджеру должна быть присуща дисциплина
и контроль над собой. Без этого он не сможет
ни призвать к порядку других, ни контролировать
их деятельность. Поэтому менеджер должен
контролировать свои эмоции и настроения,
изучать эмоции других, чтобы найти подход
к их поведению, а также контролировать
дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой менеджера должна
быть повышенная работоспособность, умение
трудиться напряженно, не принося, однако,
себя в жертву и не становясь " работоманом
" (в передовых компаниях считается
дурным тоном для высших руководителей
задерживаться в офисе после окончания
трудового дня или брать работу на дом).
Силы нужно беречь для главного, не растрачивать
их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе
и во время командировок. Менеджер должен
быть коммуникабельным, контактным, т.е.
общительным, направленным на внешний
мир, проявляющим интерес к окружающим.
Он должен уметь располагать к себе людей,
слушать и понимать их, убеждать в своей
правоте.
С точки зрения контактности можно выделить
несколько типов руководителей.
Во-первых, те, кто большую часть времени,
примерно 2/3, тратит на своих подчиненных
и только 1/3 на осуществление внешних связей.
Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому
примерно поровну времени.
В-третьих, те, кто осуществляет только
вертикальные контакты с начальством
и подчиненными, но не желает знаться с
коллегами своего уровня.
В-четвертых, те, кто сторонится вообще
всех контактов. Первый и второй типы руководителей
хороши для оперативного управления, четвертый
- для стратегического, Третий тип руководителя
не отвечает вообще требованиям, предъявляемым
к современным управляющим.
Важная черта менеджера - реализм. Он должен
уметь правильно оценить свои возможности
и возможности подчиненных, их поступки,
не витать в облаках, тогда не так больно
будет падать при неудаче.
Хороший менеджер характеризуется здоровым
оптимизмом и уверенностью.
Руководить людьми без уверенности в себе
невозможно. Уверенные люди знают, чего
хотят. Они никогда не прибегают к обходным
путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие
и ясные, и они стремятся к тому, чтобы
все об этих взглядах знали, а поэтому
высказывают свободно свою точку зрения,
добиваясь, чтобы их услышали и поняли,
но при этом уважают других людей и их
мнения.
Хороший руководитель должен уметь обеспечивать
сопричастность сотрудников к работе.
Для этого необходимо правильно поощрять
людей, превращать любую, даже самую нудную
работу в увлекательную игру, отыскивая
нестандартные подходы и неизвестные
грани в деле решения проблемы, сдабривать
свои действия известной долей авантюризма
для пущей привлекательности. Он должен
считаться с желанием подчиненных добиться
определенного положения в этом мире,
знать их идеалы и способствовать реализации
их в жизнь.
Но самое главное - менеджер должен обладать
умением руководить, организовывать и
поддерживать работу коллектива, быть
готовым к действиям, риску. Он должен
уметь определить объем своих служебных
полномочий, возможность действовать
независимо от руководства, побуждать
людей к повиновению, избавляться от баласта,
а оставшимся помочь стать самими собой,
а не подминать под себя. Для этого менеджер
должен обладать терпимостью к слабостям
людей, не мешающим работать, и нетерпимостью
ко всему, что препятствует успешному
решению стоящих перед ним и коллективом
задач.
Нужно иметь в виду, что не существует
и не будет существовать менеджера, обладающего
универсальными способностями и одинаково
эффективно действующего в любой ситуации.
Из огромной массы рекомендаций, советов
следует выделить следующие:
· Никогда не считайте, что ваши
организационные методы самые лучшие.
Одним из главных принципов должен стать
такой: всё можно сделать лучше, чем было
до сих пор
· Никогда не начинайте работу,
если цель её и задачи не определены чётко
· Помните слова великого Сенеки:
"Кто не знает, в какую гавань плывёт,
для того нет попутного ветра"
· Работайте по чёткому и конкретному
плану (чрезмерно общий план практически
не выполняется)
· Помните, что из трёх зол: ошибка,
перестраховка, бездеятельность, наименьшее
- первое. Не боитесь ошибаться: поняв ошибку
её можно исправить. А перестраховка и
бездеятельность лишат вас авторитета
· Развивайте в себе чувство самоконтроля
эмоций, вырабатывайте привычку сдерживаться,
не терять самообладания. Ещё Гораций
заметил: "Гнев есть кратковременное
безумие"
· Задания и распоряжения отдавайте
в спокойном тоне, сформулировав их четко,
полно и конструктивно
· Плохой руководитель знает,
что надо делать, а хороший показывает,
как это сделать
· Основой здоровых отношений
с подчинёнными является взаимное уважение.
Несправедливость ведёт к потере уважения
· Умейте отыскивать рациональное
зерно даже в недоброжелательной критике
в ваш адрес. Леонардо да Винчи считал,
что "противник, ищущий ваши ошибки,
полезнее, чем друг, желающий их скрыть"
· Если кто-то из подчинённых
высказывает мнение, противоречащее вашему
- критикуйте мнение, а не автора его
· Не забывайте назначать ответственного
за работу, и спрашивать с него за её качество
· Не забывайте о поощрениях и
наказаниях. Будьте внимательны, как правило,
взыскания и поощрения должны оказывать
влияние не только на того, кому они предназначаются,
но и на коллектив
· Беседуя с подчинёнными, не
позволяйте себе просматривать не касающиеся
беседы бумаги, не извинившись перед ними,
отрешённо смотреть в окно, барабанить
пальцами по стеклу, выражая нетерпение
· Говорите с людьми не по должности,
а по душе. Проникновенность и сердечность
разговора с подчинёнными оказывает на
последних сильное воздействие
· Умейте подбирать и воспитывать
кадры. Выбор и обучение умелого подчинённого
- всегда более благоразумная задача, чем
выполнение дела самим
· В отношениях с подчинёнными
не дайте захватить себя в плен личным
симпатиям и антипатиям. Пусть высшим
критерием оценки подчинённого и вашего
к нему отношения являются интересы дела
· Нельзя давать обещаний, если
нет уверенности, что они действительно
будут выполнены. Слово руководителя должно
быть гарантией обещания
· Чувство юмора - существенное
качество для руководителя. Шутите сами
и позволяйте шутить подчинённым. Беззлобная,
доброжелательная шутка создаёт обстановку
доверия, делает труд более лёгким, привлекательным
и производительным. Помните, что в ряде
положений можно скорее добиться успеха
шуткой, чем строгостью или официальностью
· Стремитесь как можно меньше
говорить "я", а больше "мы". "Я"
- последняя буква не только в алфавите,
но и в коллективе
Кодекс культуры взаимоотношений руководителя
с членами трудового коллектива.
· Не кричи, кричащего плохо слышно
· Без надобности не вмешивайся
в дела подчинённых
· Готовность отказаться от своего
неверного решения важнее ложного престижа
· Знание возможностей своих
сотрудников - достоинство и преимущество
хорошего руководителя
· Умение сочетать требовательность
с тактичностью - предпосылка здорового
морально-психологического климата коллектива
· Умей говорить "нет"
· Культурный человек здоровается
первым
· Будь самокритичен
· Будь внимателен к хвалящим
тебя, ищи мотивы их действий
· Руководитель не обижается
- он анализирует
· Всегда своевременно благодари
подчинённого за хорошую работу
· Объектом критики, как правило,
должна быть плохо выполненная работа,
а не личность исполнителя
· Критика ошибок подчинённых
не должна убивать у них чувства самостоятельности
· Критика не должна разрушать
доверия между руководителем и подчинёнными,
но ради доверия нельзя замазывать промахи
и упущения в их работе
На основании всего
считаю необходимым сделать следующие
выводы:
1.Всё больше и больше людей начинают понимать,
что отношения между людьми (в частности
между руководителем и подчиненным) являются
не частью управленческой деятельности,
а это, собственно, и есть управление как
таковое, так как ни одно предприятие не
может "работать" без человека.
2. Управление - это не совокупность видов
деятельности, один из которых отношения
между людьми. Управление и есть умение
общаться с людьми.
3. Не следует приходить к выводу, что руководитель
стал непревзойденным: работа над собой
должна быть не эпизодической, а постоянной.
И только это принесёт успех.
4. Огромное (ничем не заменимое) значение
имеет личность руководителя, его черты,
качества. А они подчас тоже нуждаются
в корректировке, совершенствовании.
5. В работе руководителя нет мелочей, об
этом следует помнить постоянно тем, кто
уже стал руководителем или готовит себя
к этой работе "Дорогу осилит идущий"
8. Список использованной литературы