Психологический портрет руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении особенностей психологического портрета руководителя.
В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи исследования:
1. Рассмотрение личностных особенностей, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя;
2. Определение психологических требований, предъявляемых руководителю;
3. Рассмотрение имиджа руководителя с психологической точки зрения; Характеристика психологических особенностей и составление идеального портрета женщины – руководителя.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….2
Глава I. Теоретический анализ психологических особенностей личности успешного руководителя…………………………………………...…………….3
1.1.Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя………………………………………...3
1.2.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как организатору………………………………………………………………..……....8
1.3.Имидж руководителя с психологической точки зрения……………...…….9
Глава II. Психологические особенности женщины – руководителя………....11
2.1.Идеальный портрет женщины – руководителя……………………………11
2.2.Классификация женщин-руководителей с психологической точки зрения……………………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………….………....15
Список используемой литературы…………………………………………..…16

Файлы: 1 файл

псих.упр.docx

— 42.16 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………..….2

Глава I. Теоретический анализ психологических особенностей личности успешного руководителя…………………………………………...…………….3

1.1.Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя………………………………………...3

1.2.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как              организатору………………………………………………………………..……....8

1.3.Имидж руководителя  с психологической точки зрения……………...…….9

 

Глава II. Психологические особенности женщины – руководителя………....11

2.1.Идеальный портрет женщины  – руководителя……………………………11

2.2.Классификация женщин-руководителей с психологической точки зрения……………………………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………….………....15

Список  используемой литературы…………………………………………..…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Реальная жизнь многократно  показывает, что далеко не каждый может  быть эффективным руководителем. Другие же заведомо отказываются от такой работы, ссылаясь на свою не подготовленность и неуверенность. За той и другой позицией стоят индивидуальные особенности людей, поведение которых определяется преимущественно их врожденными предпочтениями.

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы  успешно осуществлять эффективную  работу предприятия, принимать оптимальные  решения, работать с людьми, талантливый  руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь  подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них является сфера психологии.

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что важнейшим  условием деятельности современного руководителя, определяющим эффективность его  влияния на деятельность подчиненных  является глубокое понимание психологических  основ управления.

Цель исследования заключается в изучении особенностей психологического портрета руководителя.

В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи исследования:

  1. Рассмотрение личностных особенностей, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя;
  2. Определение психологических требований, предъявляемых руководителю;
  3. Рассмотрение имиджа руководителя с психологической точки зрения; Характеристика психологических особенностей и составление идеального портрета женщины – руководителя.

 

Глава I. Теоретический анализ психологических особенностей личности успешного руководителя

 

1.1 Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя

 

В большинстве профессий  с повышенными требованиями к  людям имеются свои собственные  «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными  навыками обеспечивают успех. Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.

Пути преодоления конфликта  личных качеств человека и требований профессиональной деятельности, достижения соответствия между ними весьма разнообразны. Это и профессиональный отбор, и  подбор людей на рабочие посты, и  подбор профессии для определенного  человека, обучение, формирование профессионально  важных качеств, изменение средств  и условий труда, формирование индивидуального  стиля деятельности и т.д.

Карпов А.В. к главным факторам успешности профессиональной деятельности управленца относит такие характеристики, которые обозначает понятием менеджерских характеристик и подразделяет их на две группы:

1) обще-социальные, так называемые биографические характеристики, свойственные «эффективному руководителю» (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные и др.), и

2) собственно личностные  свойства «успешного руководителя». 

Для описания совокупности индивидуальных качеств человека, включая  и психологические, которые могут  в большей или меньшей степени  соответствовать требованиями профессии, ученые используют следующие понятия. Левитов Н.Д., Гуревич К.М., Климов Е.А., Носкова О.Г., Кулагин Б.В., Пряжников Н.С. говорят о «профессиональной пригодности», Иванова Е.М. Шадриков В.Д., - о системе «профессионально важных качеств», Дмитриева М.А. свидетельствует о «профессионально значимых свойствах», Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В., Сериков В.В., Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А. отмечают наличие «готовности к труду (профессиональной деятельности)», Ильин С.С., - «психологической готовности к управленческим профессиям» [1]. Личностные переменные, как показывают многие авторы, оказываются более надежными предикторами эффективного руководства, чем, например, показатели когнитивных способностей, установок или демографические характеристики. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода личностными особенностями. В связи с этим определение личностных предпосылок, детерминирующих успешность профессиональной деятельности руководителя играет особую роль при осуществлении управленческой деятельности.

Вместе с тем в основном из-за сложности и многоплановости  управленческой деятельности эта проблема остается в настоящее время все  еще недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре личностных детерминант успешности руководителя в должной мере не решенным. Противоречивость и разноголосица среди психологов лишь подчеркивает актуальность выявления необходимых личностных особенностей, благодаря которым обеспечивается успешность профессиональной деятельности руководителя.

Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможна разработка научно обоснованных и конструктивных процедур отбора управленцев, их оценка, распределение по рабочим постам в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и возможностями.

Кажется очевидным, что для  определенных типов личности могут  подходить определенные виды профессий. Существует множество разработанных  специалистами профессиограмм, определяющих соответствие комплексов индивидуальных свойств и требований профессии. Так, независимость, настойчивость и самодостаточность оказываются важными качествами для исследователя, а склонность к порядку и надежность важны для бухгалтера. С другой стороны, как показывает ряд исследований, внутри каждой профессии специалист стремится к выполнению определенных функций, обусловленных личностной предрасположенностью к выбору поведенческой роли - организатор или исполнитель, инициатор или последователь, формальный или неформальный лидер, «консультант» или «потребитель». Несовместимость выбранной (или освоенной под давлением обстоятельств) профессии с личностными качествами (например, руководитель с зависимым, симбиотическим характером) приводит к неудовлетворенности свой профессиональной деятельностью и общей неудовлетворенности жизнью в целом.

Разумеется, можно выделить некоторые личностные качества, отличающие наиболее эффективных руководителей. Проведенное в двух больших американских компаниях обследование (на основе использования FFM) руководителей показало, что наиболее быстро продвигались по служебной лестнице лидеры с высокими показателями артикулированности и активности, упорно работающие и ответственные, независимые и самодостаточные. Личностными чертами, позволяющими сделать прогноз о продвижении вверх по служебной лестнице, оказались ориентация на успех и готовность принимать решения, внутренние нормативы, устойчивость к стрессу и толерантность к неопределенности, шкала интересов. Не менее интересны данные о неуспешных руководителях, демонстрирующих низкую эффективность работающих под их началом команд. Личность неуспешных лидеров также имеет отличительные признаки, среди которых выделяются высокомерие, мстительность, несамостоятельность, неумение держать дистанцию и стремление досаждать. Команды, которыми руководят лидеры, обладающие этими нежелательными чертами, хуже справляются с заданиями, чем группы, возглавляемые лидерами с иными личностными свойствами [2].

Проблема деловых и  личностных качеств, составляющих психологический  портрет успешных руководителей, исследуется  зарубежными и российскими учеными  в контексте рассмотрения важнейших  личностных предпосылок успешного  предпринимательства и управления.

Важнейшими качествами эффективного руководителя являются:

  • Доминантность (умение влиять на других людей, «воодушевлять подчиненных»)
  • уверенность в себе,
  • эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость.
  • Умение сохранять самообладание в стрессовой и экстремальной ситуации,
  • активность,
  • умение сохранять высокую работоспособность при наличии помех
  • настойчивость и умение убеждать
  • сдержанность
  • способность не преувеличивать трудности и препятствия на пути достижения целей
  • деловая направленность
  • стремление брать ответственность на себя.
  • социальная смелость, решительность
  • стремление произвести впечатление и привлечь к себе внимание

На основе вышеперечисленных  качеств личности успешного эффективного руководителя, можно составить его  психологический портрет.

Важными личностными чертами  успешного руководителя являются: уравновешенность, сдержанность, упорство и настойчивость  в достижении поставленных целей. Успешный руководитель не чувствителен к угрозе, смел, решителен, имеет тягу к риску, не теряется при столкновениях с  неожиданными ситуациями, верит в  себя и свои возможности. Не испытывает трудностей в общении, легко вступает в контакты. В группе является лидером, умеет противостоять усталости  и выдерживать эмоциональные  нагрузки при работе с людьми. Типами акцентуации характера, способствующими успешности выполнения управленческой деятельности, оказались гипертимность и демонстративность. Поэтому можно констатировать, что высокая активность, работоспособность, целеустремленность остаются важнейшими личностными качествами руководителя среднего звана, даже в случае, когда эти черты «переходят» норму и являются акцентуированными. Примерно 65 % кандидатов, обладающих данными акцентуациями, являются наиболее успешными руководителями среднего звена в нашей выборке. Демонстративность - акцентуация, свидетельствующая о желании быть на виду, в центре внимания, вероятно, является важной чертой, способствующей развитию честолюбия и потребности в общественном признании, что также очень важно для формирования стремления сделать карьеру, стать руководителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору

 

Одно из первейших требований к качествам руководителя составляет его умение создавать коллектив. От того, каким будет созданный  тем или иным руководителем коллектив, будут зависеть и успехи в его  управленческой деятельности. В связи  с этим к руководителю предъявляются  определённые психологические требования.

Руководитель должен обладать творческим мышлением, богатым, но реальным воображением.

Умение руководителя определить в каждом работнике ту структуру  качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности, составляет важное условие правильного подбора  и расстановки кадров.

Формирование коллектива связано с решением проблемы психологической  совместимости. Это требует от руководителя, чтобы он знал психологические особенности  работников и умел их учитывать при  формировании отдельных звеньев  коллектива. Такой подход позволит ему воздействовать на формирование лучшего социально-психологического климата в коллективе. А как показывают американские и японские исследования в области менеджмента стабильных результатов добиваются фирмы, в которых царит спокойная морально-психологическая обстановка.

Важнейшим моментом в управленческом процессе является принятие управленческого  решения. Каждый руководитель должен видеть проблемы, которые выдвигаются условиями  руководимой им системы. Каждому  руководителю надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.

Систематизация чужого опыта  и готовых идей с целью использования  их, когда это необходимо, является существенным условием организации  научного труда руководителя.

Другим качеством, характеризующим  хорошего руководителя при изучении того или иного решения, является чувство ответственности, с которым  он должен относиться к данному решению.

Для выяснения и выбора самого правильного подхода к  решению проблемы большое значение имеет умение руководителя советоваться. Умение руководителя советоваться в  значительной степени определяет эффективность  его деятельности. Не менее важно  и умение руководителя анализировать  мнения людей.

Оперативность принятия решения  и его качество зависят от степени  продуктивности умственной деятельности, умения использовать и применять  имеющиеся знания и накопленный  опыт. Поэтому и гибкость ума, и  оперативность памяти - важные и  необходимые черты каждого руководителя.

Информация о работе Психологический портрет руководителя