Психологический портрет руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении особенностей психологического портрета руководителя.
В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи исследования:
1. Рассмотрение личностных особенностей, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя;
2. Определение психологических требований, предъявляемых руководителю;
3. Рассмотрение имиджа руководителя с психологической точки зрения; Характеристика психологических особенностей и составление идеального портрета женщины – руководителя.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….2
Глава I. Теоретический анализ психологических особенностей личности успешного руководителя…………………………………………...…………….3
1.1.Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя………………………………………...3
1.2.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как организатору………………………………………………………………..……....8
1.3.Имидж руководителя с психологической точки зрения……………...…….9
Глава II. Психологические особенности женщины – руководителя………....11
2.1.Идеальный портрет женщины – руководителя……………………………11
2.2.Классификация женщин-руководителей с психологической точки зрения……………………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………….………....15
Список используемой литературы…………………………………………..…16

Файлы: 1 файл

псих.упр.docx

— 42.16 Кб (Скачать)

Не меньшее значение при  подготовке принятия решения и его  принятии имеют и волевые качества - инициативность, самостоятельность, решительность и смелость.[3].

Таковы психологические  требования, предъявляемые к руководителю. Совершенствуя себя и свои профессиональные навыки, руководитель должен в первую очередь развивать те качества, которые  соответствуют предъявляемым требованиям.

 

1.3 Имидж руководителя  с психологической точки зрения

 

Результаты исследований, проведённых в США, свидетельствуют  о том, что от имиджа существенно  зависят шансы получить работу и  успехи в деловой карьере. Конкуренция  на рынке труда не гарантирует  поступления на работу только за счёт образования и профессионального  опыта. Работодатели предъявляют обширные требования, в частности и к  имиджу, если это работа с людьми. Значит и для умелого руководителя имидж играет важнейшую роль.

 

Американские психологи  Нолл и Тенкерслей утверждают:

  • Важнейшими слагаемыми позитивного имиджа считаются коммуникативные способности (умение вести переписку, разговаривать с людьми в различных ситуациях, литературный язык и чёткая артикуляция). Далее в порядке ранжирования следуют различные аспекты внешности - ухоженность, облик и хорошие манеры.
  • Директора фирм и руководители отделов по работе с персоналом считают подходящий имидж более важным условием для карьеры, чем курсы по повышению квалификации.
  • Все респонденты считают, что процветание предприятия напрямую зависит от его имиджа.

Подобрать одежду так, чтобы она соответствовала обстановке и, в то же время, отражала внутреннее состояние личности требует немалых навыков, знаний, в том числе и по психологии. Кроме того, формируя имидж, необходимо учесть такие компоненты, как звучание голоса, коммуникативные способности, умение вести себя в обществе, контакт взглядом, подача руки, осанка, физическое здоровье, ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.), манеру одеваться - свой стиль, хорошие манеры (воспитанность). Руководителю необходимо умело сочетать и изменять в зависимости от сложившейся обстановки все эти факторы, что требует в том числе и психологической подготовленности.[4 ].

 

Глава II. Психологические особенности женщины – руководителя

руководитель организатор  имидж женщина

2.1 Идеальный портрет  женщины – руководителя

 

Идеальный портрет «lady-boss» нарисовали М. Хенинг и А. Жарден. Это яркая личность, она женственна, не жестока и не холодна, интеллектуально и физически активна, решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других; ей несвойственна мелочная опека подчинённых. Она готова рисковать, целеустремлённа, уверенна в себе, достойно реагирует на критику, замечания и даже оскорбления. Умеет оперативно переключаться с одной социальной роли («руководитель, деловая женщина») на другую («дочь, мать, жена»), уверенна в понимании, поддержке и помощи со стороны мужа и детей.

И ещё одно немаловажное условие, а может быть, и самое важное: проблема наиболее полной реализации своих способностей в достижении жизненных целей может быть решена только совместными усилиями с мужчинами. Женщина - лидер зачастую демонстративно игнорирует и даже противостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательно оберегая свою территорию от соперника противоположного пола, тем более что ранее, эта территория принадлежала ему. Это заведомо бесперспективный ход, путём которого женщина - лидер лишает себя «опыта предыдущего поколения», что неверно, по сути [5].

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Классификация  женщин-руководителей с психологической точки зрения

 

Женщин-руководителей можно  классифицировать следующим образом:

"Мужчина в юбке". У женщин этого типа эмоциональная  сфера развита слабо, и они  пытаются компенсировать "недостачу"  жесткостью, подчеркнутой авторитарностью  в отношениях с подчиненными.

Комплекс эмоциональной  неполноценности заставляет их брать  за образец не слишком щепетильных  в выборе средств, самоуверенных, прагматичных коллег - представителей сильного пола. Сослуживцам такого руководителя не позавидуешь: "мужчина в юбке" ведет своих подчиненных по производственной жизни железной рукой, да еще в "ежовых рукавицах". Свободомыслие, обмен  мнениями исключаются в корне. В  таком коллективе царит нравственная духота, просыпаются худшие стороны  человеческой натуры - склочничество, подхалимаж. С "мужчиной в юбке" сотрудничают, как правило, малоквалифицированные работники; профессионалам здесь нечего делать. Но если случилось так, что ваша начальница - из этой когорты и у вас есть веские основания мириться с таким положением вещей, помните:

Любая служебная ошибка вызывает у "мужчины в юбке" стресс. И  ваша задача - перевести разговор из плоскости скандала в диалог, по возможности конструктивный. Для  этого вам прежде всего понадобится умение молчать (пока не пройдет гроза) и дар убеждения (не забывайте о прагматизме "мужчины в юбке").

"Добрая мама". Эта  категория женщин-руководителей  - прямая противоположность описанной выше. Здесь все строится на эмоциях. Личное обаяние - один из главных рабочих "инструментов" "доброй мамы". Стиль ее обращения к подчиненным - "мальчики", "девочки", "давайте жить дружно".

"Добрая мама" сверхлиберальна, и потому в коллективах, возглавляемых ею, мало-помалу воцаряется хаос. Все высказывают свою точку зрения, игнорируя мнение соседа, а согласовать их и выбрать единственно верную некому: дирижер ("добрая мама") растворился в оркестрантах (подчиненные), и симфония превращается в какофонию.

Если вы трудитесь под  началом "доброй мамы" и тем  не менее твердо peшили посвящать свое рабочее время работе, обращайтесь со своими проблемами не к сотоварищу, а напрямую к ней. При этом попытайтесь как можно эмоциональнее живописать свое предложение, опуская детали и технические подробности. Если ей понравится, как вы говорили, она непременно вникнет в то, о чем вы толковали с таким жаром. Естественно, будучи руководителем, "добрая мама" вынуждена предъявлять претензии подчиненным. Выглядит это примерно так: "Я столько делаю для вас! Как вам не совестно" (без конца брать отгулы... задерживать отчет... часами висеть на рабочем телефоне...). Успокоить расстроенное начальство не составляет труда - стоит лишь обратиться к его (ее) чувствам: "В метро была такая давка..."

"Ситуативный" тип  женщины-руководителя вплотную примыкает  к предыдущему типу, только лозунг "Давайте жить дружно" сменяется  лозунгом "Все для победы!" Женщина-руководитель  этого типа ~ энтузиаст. Она буквально  горит на работе: приходит раньше  всех и уходит последней. Рабочий стол ее завален бумагами, где "важные" перемешаны с "неважными", а "срочные" - с "долгоиграющими". Столь же хаотичны ее отношения с подчиненными: начальница "ситуативного" типа может вдруг запамятовать, кто за что отвечает, к какому сроку должен быть исполнен тот или иной проект и т.д. Для людей, привыкших к размеренному, неспешному ведению дел, это сущее наказание. Но если вы твердо знаете свои служебные обязанности и в состоянии спокойно разъяснить их - все не так уж скверно. "

И тем не менее женщина-руководитель не только не уступает своему коллеге мужского пола, но во многом и превосходит его, потому что:

  • Она тверже отстаивает интересы коллектива, будучи изначально - и на работе тоже - "хранительницей очага";
  • Легче идет на уступки во время переговоров; более щедро оплачивает труд подчиненных, зная по собственному опыту (хозяйки дома) почем фунт лиха;
  • "Выращивает" бизнес терпеливо, как ребенка, без скачков и авантюр, поэтому возглавляемое женщиной дело (предприятие) более стабильно. Кроме того, извечная женская тяга к опрятности и чистоте спасает женщину-начальницу от упреков в мелочности и придирчивости. А душевная грация женщины позволяет ей отдавать приказы в манере, не задевающей ничьего самолюбия [6].

 

Заключение

 

В настоящей работе были рассмотрены основные психологические характеристики, имеющие отношение к личности руководителя, оказывающие влияние на ее эффективность, также ознакомились с имиджем современного руководителя, в практической части изучили роль женщины – руководителя в организации с психологической точки зрения.

Подводя итог данной работы, можно сделать ряд выводов:

  1. Эффективность работы руководителя определяется сочетанием управленческих качеств с личностными, которые создают необходимую атмосферу для сотрудничества и позволяют продуктивно и легко работать в команде с учётом интересов предприятия.
  2. К личностным качествам эффективного руководителя можно отнести высокий уровень коммуникативной компетентности, эмоциональную уравновешенность, работоспособность, интеллект.
  3. Среди профессионально важных качеств эффективного руководителя можно отметить следующие умения: самостоятельно принимать решения, объединять людей, планировать деятельность, использовать различные методы для мотивации подчинённых, критично оценивать своё собственное поведение, давать конструктивную обратную связь, а также открытость сотрудничеству, ориентированность деятельности на цели и интересы предприятия, наличие авторитета в коллективе.

Следует сказать, что человек  не рождается с набором перечисленных  выше психологических качеств личности, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий  его жизни.

 

Список  используемой литературы :

 

  1. Н.А.Куртиков. Психология и социология управления.Учебное пособие -М.: Гос.Университет Управления, Книжный мир. 2007. – 238с.
  2. http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/seryogina_.html Т.Н.Серегина статья.
  3. http://www.psycho.ru/library/47 Психология и бизнес
  4. Лавриненко В.Н. "Психология и этика делового общения" Москва,2008 г. издательство "Юнити"
  5. Комаров Е.И.: «Женщина-руководитель», М., 2009г.
  6. http://tests.astrostar.ru/socialpsy/46515.html Женщина - руководитель.

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Психологический портрет руководителя