Психологические качества руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро. Многие ученые и специалисты пытались ее решить, но их труды, как правило, носили разрозненный характер и не составляли единой, обобщенной теории. И только ближе к концу прошлого века, после окончательной победы промышленной революции, ситуация резко изменилась.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….3
1 Психологические качества руководителя……………………………………..................................5
2 Нетрадиционные методы оценки персонала……………………………………………………….……..20
Заключение……………………………………………………….…..24
Список литературы…………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

псих.качества руководителя.doc

— 139.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

     
 

Введение…………………………………………………………….….3

1 Психологические качества руководителя……………………………………..................................5

2 Нетрадиционные методы оценки персонала……………………………………………………….……..20

 Заключение……………………………………………………….…..24

 Список литературы…………………………………………………..26

 
     

 

   Введение

 

     Управление организацией  в наше динамичное время представляет  собой сложную работу, которую  нельзя выполнить успешно, руководствуясь  только простыми, сухими, заученными  формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организации (внутренние переменные факторы), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные факторы), а также учитывать влияние организации на общество.  
               Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель.  
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро. Многие ученые и специалисты пытались ее решить, но их труды, как правило, носили разрозненный характер и не составляли единой, обобщенной теории. И только ближе к концу прошлого века, после окончательной победы промышленной революции, ситуация резко изменилась. Рыночные отношения овладели всеми сферами жизни общества. Как снежная лавина росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего звена, способных принимать грамотные рациональные решения, которые умели бы работать с большими массами людей и были бы свободны в своих поступках. От управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появилась группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно было держать своих подчиненных в "ежовых рукавицах". Главной задачей стала кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Этих специалистов стали называть менеджерами.  
             В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик современного руководителя. Что это за характеристики, какими личностными особенностями должен обладать преуспевающий менеджер - постараемся рассмотреть в данной работе.

На сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является, безусловно, система периодической аттестации персонала.

Аттестация призвана не только решать вполне конкретные задачи (совершенствование  управления персоналом и расстановки кадров, формирование резерва на выдвижение, определение потребности в повышении квалификации и управлении карьерой сотрудников, совершенствование форм и методов работы самих руководителей), но и осуществлять подготовку и апробацию новых мотивационных моделей. Без этого аттестация превращается в формальную процедуру.

Аттестация сотрудников - это периодическая  комплексная проверка уровня деловых, личностных и моральных качеств  работника по соответствующей, занимаемой им должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

          1 Психологические качества руководителя

 

Важнейшим условием успешного управления, одним из существенных критериев  управленческой эффективности является личность самого руководителя. Какими же чертами должен обладать современный  управленец-профессионал?

В психологической науке пока еще  отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных  личности руководителя. Обратимся к  одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств менеджера. По его мнению, личность руководителя можно «разложить» на три группы характеристик:

а) биографические характеристики;

б) способности (в том числе управленческие);

в) черты личности (личностные качества).

Известный специалист в области  психологии управления Р. Л. Кричевский дополнил эту классификацию еще одной группой - менеджерскими характеристиками. Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных групп.

Социально-биографические характеристики личности руководителя. Эта группа включает:

- возраст;

- пол;

- социальный статус;

- образование.

Управленческая деятельность, как  и любая иная деятельность, может  характеризоваться разным уровнем  ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Иными словами, главными факторами ее эффективности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. В связи с этим понятие способностей играет особую роль при изучении управленческой деятельности.

Вместе с тем в основном из-за сложности управленческой деятельности эта проблема остается в настоящее  время все еще недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре управленческих способностей в должной мере не решенным. Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможна разработка научно обоснованных и конструктивных процедур отбора управленцев, а также их аттестация, подготовка. В настоящее время, однако, существует лишь ряд, как правило, слабо согласующихся друг с другом подходов к разработке данной проблемы.

Трудности изучения управленческих способностей связаны еще и с тем, что  сама категория способностей является одной из наиболее сложных в психологии, раскрыта все еще не в полной мере. Она постоянно как бы «ускользает» от раскрытия ее сущности и растворяется в других психологических понятиях знаний, умений, интеллекта, личностных качеств, психических процессов и др. Тем не менее, к настоящему времени сложилась некоторая их общепсихологическая характеристика; ее основные положения состоят в следующем.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Выделяют три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений:

1) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) это - только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности несводимы к знаниям,  умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Способности характеризуются двумя основными аспектами - качественным и количественным. Рассматриваемые со стороны их качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих успешность деятельности, как своеобразный их симптомокомплекс, структура. Количественная характеристика способностей предполагает определение меры их выраженности, развития - уровня способностей [1].

В структуре способностей принято  разделять две их основные категории - общие и специальные способности. Первые определяют успешность выполнения не одной (или даже нескольких), а многих видов деятельности; к ним, например, относится интеллект. Вторые являются деятельностно-специфическими и определяют эффективность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности.

Способности формируются и развиваются  в деятельности на основе задатков. Это - морфологические и функциональные особенности нервной системы и организма в целом, которые выступают в качестве природных - биологически обусловленных, врожденных предпосылок для развития способностей.

Еще одним отправным и общим  положением психологии способностей является выделение трех качественно различных уровней их представленности -собственно способностей, одаренности (таланта) и гениальности.

В теории способностей очень важен, но все еще не решен вопрос о  степени наследуемости, врожденности способностей. Хотя, безусловно, способности развиваются в онтогенезе - прежде всего, под влиянием освоения деятельности, под влиянием факторов внешней среды, они имеют и очень сильную наследственную детерминацию. Чем более общей является способность, тем более она генетически детерминирована и наоборот [2].

Чем выше уровень наследуемой способности, тем с большей вероятностью она проявится и тем в большей мере разовьется не «благодаря» последующим жизненным условиям, а «вопреки» им. Наконец, способности - это не изолированные образования, а неотъемлемые свойства личности, взаимодействующие со всеми иными личностными качествами и определяемые ими. Развитие способностей поэтому неотделимо от развития личности в целом. Они, влияя на характер формирования личностных качеств и личности в целом, сами испытывают на себе воздействия со стороны формирующейся личности. Развитие способностей и личности - двуединый процесс. Тем самым понятие способностей обретает свое место в общей структуре психологических понятий. Это - как бы «промежуточное» звено между двумя основополагающими психологическими категориями - деятельностью и личностью.

Предельно общий статус понятия  способностей, их нерасторжимая связь  как с деятельностью, так и  с личностью обусловливают и  трудности изучения собственно управленческих способностей. Суть этих трудностей заключается в следующем. Любая управленческая деятельность имеет три основных «измерения»:

1) собственно деятельностное, связанное  с организацией и управлением  какой-либо системой;

2) кадровое - «личностное», связанное с управлением людьми, с организацией межличностных взаимодействий;

3) производственно-технологическое,  связанное непосредственно с  организацией технологического  процесса, с его оперативным управлением. 

Эффективность управления определяется тем, насколько руководитель способен обеспечить три этих - очень разных «измерения», а также согласовать их между собой. Первое - деятельностное, организационно-административное требует развитых общеуправленческих навыков и способностей, умений эффективно соорганизовать совместную деятельность. Второе - личностное «измерение» требует наличия качественно иных способностей, обеспечивающих эффективные межличностные взаимодействия, организацию и управление людьми. В роли таких способностей (и это главное отличие управленческой деятельности от многих иных видов деятельности) будут выступать не специальные, ни даже общие способности, а основные личностные качества. Третье - производственное «измерение» предполагает наличие собственно профессиональных качеств руководителя - его специальных способностей.

Кроме того, согласование этих трех «измерений»  в процессе управления требует наличия  еще одной категории способностей - координационного, общеорганизационного плана, которые опять-таки связаны с ведущими личностными качествами. В силу этого содержание, состав управленческих способностей очень широк. Ими являются не только свойства, которые имеют профессиональную специфику, но и многие иные - собственно личностные качества руководителя. Поэтому вопрос об управленческих способностях часто обсуждается в связи с проблемой общей структуры личности руководителя, а иногда - и подменяется ею. Понятие собственно способностей отождествляется при этом с понятием личностных качеств руководителя. Это - наиболее характерная особенность современных взглядов на управленческие способности. В результате такого подхода перечни управленческих способностей оказываются весьма обширными; они включают очень разные по степени обобщенности и характеру свойства психики и личности [3].

Несомненно, личностные и деловые  качества руководителей имеют огромное значение. Поведение руководителя детерминируется его организационными компетенциями (компетенция означает наличие полномочий, которые орган, учреждение или должностное лицо не просто вправе, но и обязано применять для выполнения своих функциональных задач), типы которых разнятся в зависимости от специфики субъекта управления (профессиональная, информационно-коммуникативная, организационно-административная, социально-психологическая и т.п.)[4].

В ряде работ представлены наборы ролевых качеств руководителя, важных для успеха его управленческой деятельности. В частности, Т. Бойделл предлагает следующую структуризацию:

- моральные качества (трудолюбие, принципиальность, честность, обязательность, самокритичность);

- волевые качества (энергичность, работоспособность, выдержанность, настойчивость);

- деловые качества и организаторские способности (инициативность, целеустремленность, самостоятельность, самоорганизованность, дисциплинированность, исполнительность, грамотная работа с кадрами, творческий подход к порученному делу, новаторство);

- профессиональные знания («профильная» подготовка, способность к реализации резервов, умение работать с документацией); коммуникативные качества (умение устанавливать контакты с вышестоящими и смежными руководителями, подчиненными, прислушиваться к чужому мнению) [5].

Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность  управления Н. Н. Вересов выделяет следующие:

- доминантность;

Информация о работе Психологические качества руководителя