Психологический портрет Адольфа Гитлера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
•Изучение и анализ психологических особенностей Гитлера.
•Изучение причин его характера и поведения.
Предмет исследования:
•Эмоционально-личностная характеристика Адольфа Гитлера.
•Особенности воспитания, становления личности, психопатологические отклонения в поведении.

Оглавление

Введение
. Особенности биографии, становление личности и жизненный путь Адольфа Гитлера
.1 История рождения А.Гитлера
.2 Детство
.3 Юность и зрелость
. Клинико-психологические особенности личности А. Гитлера
.1 Тяга к уничтожению
.2 Авторитарный характер
.3 Нарциссизм
.4 Особые привычки
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 32.33 Кб (Скачать)

Реферат на тему

«Психологический портрет  Адольфа Гитлера»

 

Выполнила: Пугачев Дмитрий Олегович

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

. Особенности биографии,  становление личности и жизненный  путь Адольфа Гитлера

.1 История рождения  А.Гитлера

.2 Детство

.3 Юность и зрелость

. Клинико-психологические  особенности личности А. Гитлера

.1 Тяга к уничтожению

.2 Авторитарный характер

.3 Нарциссизм

.4 Особые привычки

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История тесно связана  с психологией. Как правило, причиной того или иного события является именно личностный фактор. История  правления Адольфа Гитлера не стала исключением.

Существует три основных точки зрения относительно жизни  и деятельности Гитлера. Для германских националистов он являлся героем, сумевшим снова поднять Германию на вершину мирового господства. Для  небольшой группы историков Гитлер был уникальным политическим гением и тончайшим психологом, который  эффективно использовал чужие ошибки и дипломатические промахи, а  так же свои навыки в области психологии. Для большинства людей, однако, Гитлер представляется лишенным морали извергом, который заставил страдать миллионы ни в чем неповинных людей по всему  миру. Только на нем, утверждает большинство, лежит вся ответственность за ужасы Третьего рейха. Первый психологический труд, который охватывал всю подноготную Гитлера в психологическом плане был издан в 1943 году Генри Мюрреем по заказу Управления Стратегических Служб США. Психоанализ происходил заочным образом, поэтому вполне естественным кажется тот факт, что психоаналитик допустил значительные ошибки в описании личности Гитлера с точки зрения психологии. В частности, он пытался угодить официальной теории или версии, говоря о том, что фюрер шизофреник, гомосексуалист, невротик, истерик. Кроме того, фиксировалось, что Гитлер был болен шизофренией. Имеют место и другие описания психологическое портрета Гитлера. Все психологи, наверное, желая поспекулировать над известным именем, говорят о тех чертах характера, которые описаны выше. Вряд ли это найдет столь научную основу.

Я считаю, что нет в  мире события, которое произошло  бы без весомой причины. Никогда  не случается так, что виноват  в случившемся кто-то один. Я думаю, что в неуравновешенном характере  Гитлера можно обвинить скорее череду случайных событий, нежели его самого.

Задачи исследования:

·Изучение и анализ психологических  особенностей Гитлера.

·Изучение причин его  характера и поведения.

Предмет исследования:

·Эмоционально-личностная характеристика Адольфа Гитлера.

·Особенности воспитания, становления личности, психопатологические  отклонения в поведении.

В становлении и развитии личности играет роль множество факторов. Анализируя жизнь Гитлера, учитывая влияние этих факторов, становятся понятными многие из его действий. Его нетерпимость к евреям и коммунистам  имеет свои корни, которые можно  найти при тщательном анализе  личности. Для того чтобы прийти к глубокому пониманию феномена Гитлера, недостаточно изучения многочисленных опубликованных, более или менее  объективных биографий. Поэтому  стоит внимательно изучить с  медицинской точки зрения личность Гитлера, его особые психические  признаки и действия, не вписывающиеся  в границы человеческих норм. Многие психологи и историки исследовали  влияние таких факторов, как семья  и школа, которые являются наиболее значимыми в формировании личности любого человека. В конечном итоге  был поставлен решающий вопрос: кем  же, собственно, был Гитлер - «человеком, сверхчеловеком или недочеловеком»?

 

1. Особенности биографии  Адольфа Гитлера

 

.1 История рождения

 

А. Гитлер родился 20 апреля 1889 года. Отец - Алоиз Гитлер, был  женат третий раз на Кларе Гитлер, матери будущего вождя. Если верить записям  в медицинской книге, родился  слабый, темноволосый мальчик с голубыми глазами.

Иоганн Непомука Хюттлер - дедушка Адольфа Гитлера, родной отец Алоиза, имел внучку, которую звали  Клара Пёльцль. В дальнейшем Алоиз  взял ее в жены. Плод этого брака  Адольф Гитлер является, таким образом, продуктом близкородственного кровосмешения, поскольку Иоганн Непомук Хюттлер  приходится ему не только дедом по отцовской линии, но и дедом его  матери Клары. Адольфу Гитлеру должно было быть известно о кровосмешении  в семье, и, по видимому, именно этим объясняются неоднократные заявления о том, что он не желает становиться отцом: у него были достаточные основания опасаться за полноценность своего потомства.

Как мы видим, близкородственный  брак, на который мы обращаем внимание, дал комбинацию фантастической жестокости, аморальности и своеобразного ума.

 

.2 Детство

 

В 1895 в возрасте 6 лет  Адольф поступил в народную школу  в городке Фишльхам, неподалеку от Линца. Два года спустя его религиозная  мать отправила сына в Ламбах, в  приходскую школу бенедиктинского  монастыря, после которой, как она  надеялась, сын станет священником. Но его исключили из школы, застав курящим в монастырском саду. Затем  семья переехала в Леондинг, пригород Линца, где юный Адольф сразу же преуспел в учебе. Он выделялся среди товарищей  упорством, оказываясь лидером во всех детских играх. В 16 лет Адольф бросил школу. В течение двух лет он ничем  не занимался, бродил по улицам или  проводил время в библиотеке, читая  книги по германской истории и  мифологии. В 18 лет отправился в Вену, чтобы поступить там в Академию изобразительных искусств. Поступал дважды - один раз не сдал экзамен, второй раз даже не был допущен к нему. Ему посоветовали поступить в  архитектурный институт, но для этого  надо было иметь аттестат зрелости. В декабре 1908 умерла его мать, что  явилось огромным потрясением в  жизни Адольфа. Следующие пять лет  он перебивался случайными заработками, милостыней или продавал свои эскизы.

Характеры родителей  принадлежат к числу важнейших  факторов, накладывающих отпечаток  на всю последующую жизнь ребенка. Поэтому законным представляется вопрос о том, в какой мере родители Гитлера  способствовали его «последующему  превращению в чудовище», как  выразился Эрих Фромм. Такое аналитическое  исследование мы начнем с роли матери, которая является решающей в чувствительной фазе раннего детства.

Большинство ученых считает, что мать Гитлера сыграла положительную  роль в формировании личности Гитлера. По словам Брэдли Смита, считающимся  крупнейшим специалистом по юности Гитлера: «все, знавшие Клару, считали, что  смыслом ее жизни была самоотверженная  любовь к детям… Она внушила своему сыну чувство, что он является чем-то особенным». Трое других ее детей умерли в один год. Не удивительно, что всю  свою любовь, заботу, трепет и ласку  она отдавала последнему сыну - Адольфу. Она жила в постоянном страхе потерять и его.

По свидетельству  прислуги, мальчик рос «здоровым  и бодрым», но матери он казался чрезвычайно  болезненным. Поэтому она больше трех лет кормила его грудью.

Как правило, такое количество внимания порождает сильную связь  между матерью и ребенком. Однако результаты психоаналитического исследования юности Гитлера, предпринятого Элис Миллер, ставит этот вывод под сомнение. Если учесть холодное и отчужденное  отношение Гитлера к людям  вообще и необычное его отношение  к женщинам, то можно предположить о том, что в ранней юности ему  не было дано достаточно искренности  и настоящей любви.

Необходимо упомянуть  еще об одном моменте, противоречащем мнению о том, что в детстве  он купался в материнской любви. Из доступных документов следует, что  Гитлер действительно любил мать и до конца жизни не расставался  с ее фотографией. Однако не следует  упускать из виду и то, что в детстве  по отношению к ней он испытывал  чувство разочарования, а порой  и озлобления. Он не мог не испытывать чувство горького разочарования, когда  мать выступала в роли боязливого, молчаливого и безучастною свидетеля, присутствуя при крутых расправах, часто учиняемых над ним отцом. При этом в его глазах мать должна была быть солидарна с действиями отца и нести за них свою долю ответственности.

Связь с матерью, в  основе которой лежала безграничная вседозволенность, немало способствовала развитию крайнего нарциссизма Гитлера  и характерной для него пассивности. Мать никогда его не наказывала и  лишь безмерно восхищалась им. Уже  очень рано он пришел к убеждению, что он сам по себе «замечателен и ему для этого не требуется  тратить никаких усилий». Если у  него появлялись желания, то мать их выполняла, а если она пыталась возражать, то умело инсценированным приступом  гнева он легко мог ее образумить. Подобная безхарактерность может вызвать  у ребенка чувство окружения  и потери самостоятельности. Ответом  на эту ситуацию становился уход в  себя и инкапсуляция.

Таким образом, мать была для него не личностью, а обезличенным символом власти земли, судьбы и смерти.

Фаза «обожествления»  завершилась в 1894 году с рождением  брата Эдмунда, который вытеснил Адольфа с пьедестала единственного  фаворита. Вопреки расхожим представления, это событие не было воспринято пятилетним Гитлером как появление конкурирующего элемента.

Психолог Эрих Фромм  считает Алоиза Гитлера, отца Адольфа, человеком, любившим жизнь, обладавшим чувством долга и ответственности, и полагает, что в роли воспитателя  этот человек вовсе не был «страшилищем». По мнению Фромма, он был не тираном, а всего лишь авторитарным человеком. Однако это мнение во многих отношениях противоречит некоторым фактам. Похоже, что образ отца был для мальчика, чем угодно, но только не примером для  подражания.

Алоиз Гитлер был сварливым, вспыльчивым и грубым, применял рукоприкладство  порой даже по отношению к собственной  жене и ни причем не повинной собаке. Он считал жестокие «физические методы воспитания» вполне совместимыми с  психическим развитием ребенка. Джон Толанд пишет о том, что от подобных экзекуций больше всего  страдал сводный брат Адольфа  Алоиз-младший, которого отец однажды  бил плеткой до тех пор, пока он не потерял сознание. Однажды Гитлер признался, что пережитые унижения доставляли ему больше страданий, чем  сами побои.

Страшные последствия, которые эта «черная педагогика»  имела для личности Адольфа Гитлера, психоаналитик Элис Миллер иллюстрирует примерами его последующих преступных действий. Тиранические методы отцовского воспитания заставляли Адольфа жить и постоянном страхе. Отец не признавал  извинений за допущенные или только предполагаемые проступки, и единственную надежду спастись от очередного избиения и сохранить остатки собственного достоинства давала ложь.

На последующее поведение  Адольфа Гитлера оказало влияние  еще одно обстоятельство его детства. Будучи ребенком, он был вынужден тщательно  скрывать свой страх перед ежедневным насилием отца, причем не только из страха перед возможными последствиями, но, прежде всего потому, что ему просто никто не поверил бы. Кто представил бы себе почитаемого и уважаемого начальника таможни в роли грубого  семейного тирана? Многие позднейшие биографы Гитлера, в частности Иохим  Фест, видели в рассказах Гитлера  об отце детское преувеличение. Имеются  основания предполагать, что, став рейхсканцлером, Гитлер неосознанно перенял отцовскую  манеру поведения: перед иностранными гостями он представал зрелым государственным  деятелем, взгляды которого выглядели  вполне миролюбиво и достойно. В  то же время в пределах государства  он действовал с твердостью и невероятной  жестокостью. Скорее всего, отец и послужил прообразом нового вида врага. Фигурами этого образа стали вначале вражеские  солдаты в первой мировой войне, затем «ноябрьские преступники» и, наконец, евреи, на которых он последовательно  перенес всю свою подавленную  ненависть.

Гитлер и сам придерживался  того мнения, что характер отца является фактором, накладывающим отпечаток  на формирование структуры личности сына. Позднее он констатировал, что  важнейшей фазой формирования характера  является тот возраст, «в котором  первые впечатления проникают в  сознание ребенка. Одаренные люди и  в пожилом возрасте сохраняют  следы воспоминаний об этом времени». С этой точки зрения развитие многих базовых свойств личности Гитлера  представляется вполне понятным, хотя для Иохима Феста по-прежнему остается неясным, каким образом «изначальная слабость Гитлера превратилась в  его силу, а романтическое бегство  от мира трансформировалось в жажду  власти и стремление к крайним  решениям».

По мнению историка Штирлина, несмотря на явную доминацию отца, более ярким образом родителя была для Адольфа слабая, запуганная мать.

 

.3 Юность и зрелость

гитлер личность психологический

В феврале 1914 Адольфа  Гитлера вызвали в Австрию, чтобы  провести медицинское освидетельствование  на годность к военной службе. Но, как "слишком слабого и негодного  к службе в армии", его освободили. Когда в августе 1914 началась война, он обратился к королю Баварии с просьбой о зачислении в его армию. Его определили в 16-й баварский пехотный полк, набранный главным образом из студентов-добровольцев.

Был дважды ранен. 7 октября 1916 после ранения в ногу попал  в госпиталь Гермиса под Берлином. Два года спустя, за 4 недели до окончания  войны он был поражен газами и  три тяжелейших месяца провел в лазарете. Свою первую награду - Железный крест II степени - получил в декабре 1914, а 4 августа 1918 его наградили Железным крестом I степени, что было редкой наградой для простого солдата в императорской  германской армии. Эту последнюю  награду Гитлер получил, захватив в  плен вражеского офицера и 10 солдат.

Война избавила его от давящей необходимости принимать  решение о дальнейшем направлении  жизни. Конечно, стоило поблагодарить  небо за то, что оно мановением волшебной  палочки избавило его от этой заботы и позволило сменить печальное  существование жалкого и униженного судьбой неудачника на гордую жизнь  бравого солдата Германской империи, преисполненного сознанием важности возложенной на него задачи. Если до сих пор он чувствовал себя изолированным  от общества, то теперь он стал ценным членом некоей общности людей, человеком, который может внести свой вклад  в укрепление Германии и в ценности немецкого национализма, который  впервые может почувствовать  себя мужественным героем.

Много раз он чудом  избегал смерти, и это еще больше укрепило его в убеждении, что  он избран «провидением» на роль спасителя  немецкого народа. Одержимый этим чувством, он однажды обратился к  товарищам с пророчеством, смысл  которого они в большинстве своем  едва ли тогда поняли: «Вы еще  обо мне услышите! Подождите, пусть  придет мое время!».

Информация о работе Психологический портрет Адольфа Гитлера