Психологические аспекты профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:12, лекция

Краткое описание

1.Психологические основы управленческой деятельности
2. Принципы делового общения в коллективе
3. Психология организации труда руководителя

Файлы: 1 файл

MDK_dlya_TER_konspekty_lektsy.docx

— 92.19 Кб (Скачать)

 

2. Идеальное Я – каким  я хотел (и/или должен) стать.

 

3. Зеркальное Я – каким  меня видят другие.

 

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств и служит важным источником развития личности. Бывает, что такое расхождение приводит к внутриличностным конфликтам и негативным переживаниям.

 

По уровню:

 

1) Физический образ Я (схема  тела) – индивид 

 

2) Социальная идентичность  – социальный индивид 

 

3) Дифференцирующий образ  Я – личность.

 

По хронологии: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее.

 

Функция Я-концепции: обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости его поведения.

С людьми, наполненными жизнелюбием, всегда легко и приятно общаться. Оптимисты всегда настроены позитивно и не жалуются на жизнь, просто каждый день улучшают ее, а это под силу каждому.

Прежде чем разобраться в том, как изменить образ мышления на позитивный, необходимо понять свой психический склад. Интроверт – личность, решение задачи у которой направлено во внутренний мир. Человек старается разобраться, что от него требуется в данный момент. Он работает с информацией, не пытаясь сопротивляться обстоятельствам или людям, доставившим дискомфорт. Энергетический поток при этом не выходит наружу в виде оскорблений, а остается внутри.

Экстраверты осознают, что все испытания преодолимы и требуются для совершенства личности. Справиться с ними поможет изменение каких-то черт характера или повышение профессиональных знаний. Такой подход сравним с нахождением человека в школе жизни, где он может перейти на новый уровень. Таким образом, можно сказать, что позитивное и негативное мышление характеризуют личность как экстраверта или интроверта.

 

Современная психология условно разделяет мыслительный процесс на негативный и позитивный и считает его инструментом индивида. От того, насколько хорошо человек им владеет, зависит его жизнь.

 

Негативное мышление – низкий уровень способностей человеческого мозга, основанный на прошлом опыте индивидуальности и окружающих. Это, как правило, совершенные ошибки и разочарования. В результате, чем взрослее становится личность, тем больше в ней скапливается отрицательных эмоций, при этом добавляются новые проблемы, и мышление становится еще негативнее. Рассматриваемый вид характерен для интровертов. Негативный тип мышления основан на отрицании тех фактов, которые неприятны для личности. Думая о них, человек старается избежать повторной ситуации. Особенность заключается в том, что в этом случае он еще больше видит то, что для него неприятно, и не замечает положительных сторон. В конце концов личность начинает видеть свою жизнь в серых красках, и очень сложно доказать, что она полна прекрасных событий. Люди с негативным мышлением всегда найдут много фактов, опровергающих подобное мнение. По своему мировоззрению они окажутся правы.

 

К основным характеристикам людей с негативным типом мышления можно отнести следующие:

•стремление жить привычным образом жизни;

•поиск отрицательных сторон во всем новом;

•отсутствие желания получать новую информацию;

•тяга к ностальгии;

•ожидание более тяжелого времени и подготовка к нему;

•выявление подвохов в своих и чужих успехах;

•хочется получить все и сразу, при этом ничего не делать;

•негативное отношение к окружающим людям и нежелание сотрудничать;

•отсутствие в настоящей жизни положительных сторон;

•наличие весомых объяснений того, почему невозможно улучшить жизнь;

•скупость в материальном и эмоциональном плане.

Человек с негативным отношением ко всему никогда точно не знает, что хочет. Его желание – сделать свою жизнь, которую имеет на данный момент, легче.

 

Позитивное мышление – более высокая ступень развития мыслительного процесса, которая базируется на извлечении выгоды во всем, что окружает человека. Девиз оптимиста звучит так: «каждая неудача – шаг к победе». В тех случаях, когда люди с негативным мышлением сдаются, рассматриваемые индивиды прилагают вдвое больше усилий, чтобы добиться желаемого результата.

 

Позитивное мышление дает шанс личности экспериментировать, получать новые сведения и принимать дополнительные возможности в окружающем мире. Человек постоянно развивается, и никакие страхи не сдерживают его. Поскольку происходит фокусировка на позитиве, даже в неудачах личность находит для себя выгоду и подсчитывает то, чему удалось научиться благодаря поражению. Рассматриваемый вид мышления обычно характеризует экстравертов.

 

•поиск преимуществ во всем;

•большой интерес к получению новой информации, поскольку это дополнительные возможности;

•неугомонное стремление улучшать свою жизнь;

•создание идей, планирование;

•стремление много работать ради достижения поставленных целей;

•нейтральное и позитивное отношение к окружающим людям;

•наблюдение за успешными людьми, благодаря чему учитывается их опыт и знания;

•поиск ответов на вопрос о том, почему запланированное обязательно реализуется;

•спокойное отношение к своим достижениям;

•щедрость в эмоциональном и материальном плане (с соблюдением чувства меры).

На основании вышесказанного можно смело сделать вывод о том, что совершенные человеком открытия и достижения – результат кропотливой работы людей, у которых позитивный образ мышления.

 

Как сформировать оптимистический настрой?  Для развития мышления, благодаря которому из каждой ситуации можно извлекать что-то полезное, человек должен настраивать себя положительно. Как это сделать? Нужно чаще повторять позитивные утверждения и общаться с людьми-оптимистами, учиться их мировоззрению. Для современных граждан такой подход к жизни совершенно не привычен, поскольку они воспитаны по-другому. Имеются разные предубеждения и негативные установки, получаемые с детских лет. Теперь нужно менять свои привычки и чаще говорить своим детям, чтобы они ничего не боялись и верили в себя, стремились стать успешными. Это и есть оптимистичное воспитание, благодаря которому происходит формирование позитивного мышления.

 

Преодоление комплекса неполноценности.

 

1. Проведите анализ того, кем вы являетесь.

Будьте в курсе о своих сильных и слабых сторонах. Потратив время на самоанализ, вы поможете себе разобраться с отрицательной критикой со стороны других людей. Если вы не знаете о своих сильных и слабых сторонах, попросите надёжного друга или члена семьи помочь вам в определении этих сторон.

 

2. Перенаправьте внимание.

После того, как вы узнали о своих сильных сторонах, переместите своё фокус с области негативного чувства по отношению к себе, на область ваших сильных сторон. Практикуйте перемещение вашего внимания каждый раз, когда вы начинаете думать или чувствовать, что ваша уверенность и самооценка подвергается угрозе. Воодушевляйте себя этим процессом. Используйте ваш внутренний диалог для перехода из состояния негативного мышления к состоянию позитивного мышления. Вы можете сказать себе: «Я могу не быть хорошим в этом деле, зато я могу быть великим в другом деле (в чём именно)». Удерживайте своё внимание на позитивных вещах и сдвиньте ваши эмоциональные вибрации на позитивный уровень.

 

3. Признайте свои слабости.

Выявляя свои слабые стороны, вы оказываетесь в более выгодном положении в деле укрепления и поиска способов улучшения этих областей. Вы создаёте ясные границы между вашими слабыми и сильными сторонами так, что ваше размышление о слабостях не берут верх над позитивными аспектами ваших сильных сторон. Иногда мы слишком много внимания уделяем негативным вещам. Помните, ваши слабости не определяют то, кем вы являетесь, и не служат измерителем вашей ценности.

 

4. Работа над слабыми  сторонами.

Что вы готовы сделать, чтобы укрепить эти области? Если у вас избыточный вес, найдите надёжный источник, который поможет вам подобрать правильную диету и тренировки. Ещё до того, как вы достигните своего идеального веса, начните надевать платья, которые заставляют вас чувствовать себя хорошо в себе. Ладно, вам может не нравиться то, как вы выглядите прямо сейчас, но если вы начнёте баловать себя – сделать макияж, изменить причёску – вы сможете пребывать в хорошем настроении.

 

5. Принятие.

Преодоление комплекса неполноценности начинается с принятия ситуации такой, какая она есть, а также с принятия личности такой, какая она есть. Однако это не означает, что если вы обнаружили в себе комплекс неполноценности, вы должны оставить это как есть. Принятие означает начало развития и изменения, что поможет устранить проблему. Это также означает принятие того, что тот, кто страдает от этого комплекса, является уникальным. Это потребует некоторого времени, но в конечном итоге настроит разум на достижение позитивных изменений.

 

7. Получайте новые навыки.

Это один из самых мощных способов избавления от комплекса неполноценности. Получение новых навыков позволит вам по-другому смотреть на себя и свою жизнь. Это может быть живопись, музыка, приготовление пищи, программирование и так далее, всё, что может пригодиться в вашей жизни. Вы можете получать новые навыки самостоятельно или поступить на курсы. Новые условия, которые вы создаёте вокруг себя, помогут вам избавиться от негативных шаблонов мышления.

 

8. Имейте положительный образец для подражания.

Наличие положительного образца для подражания – это ещё одна из эффективных техник для преодоления комплекса неполноценности. Желая стать этим человеком, вы подготавливаете себя к смене старой, ненадёжной кожи на более уверенный и позитивный аналог. Не менее эффективно для устранения комплекса неполноценности чтение позитивных и вдохновляющих произведений литературы.

 

Эти стратегии помогут вам начать видеть свою жизнь в позитивном свете. Когда другие люди делают вам негативные замечания, с целью возвышения над вами путём занижения вашей самооценки, позвольте вашим сильным сторонам стать ответом. Основой практики является перенаправление своего внимания на свои сильные стороны и принятие самого себя тем, кем вы являетесь.

Поиск, создание и изменение индивидуального стиля в одежде осуществляется под влиянием двух основных групп факторов: индивидуальных характеристик человека и окружающей его среды.

 

При выборе стилевых решений в одежде нельзя не считаться с природными данными. Каждый человек имеет неповторимый, только ему присущий внешний облик - габитус. К признакам габитуса относятся [8]:

 

а) размеры, пропорции и форма тела человека;

 

б) размеры, пропорции и форма частей тела;

 

в) цветовой тип личности;

 

г) эмоционально-психологические признаки личности.

 

Особенности габитуса определяют требования человека к одежде и правила выбора основных решений при формировании гардероба. Правильный выбор цветовой гаммы, коррекция формы тела формой одежды - важные аспекты при создании стиля.

 

Часть индивидуальных признаков достается человеку от природы: рост, телосложение, черты лица. Но даже эти биологические составляющие можно изменять различными путями: начиная с поддержания хорошей спортивной формы и заканчивая, при необходимости, даже пластической операцией.Другая часть индивидуальных характеристик приобретается человеком в течение жизни (возраст, образование и воспитание).

 

С возрастом связано изменение внешнего облика и черт характера, появление личного и профессионального опыта. Эти изменения находят отражение в стилевых изменениях образа. Стиль должен выявлять, подчеркивать положительные черты и не вступать в конфликт с возрастом. Особенности профессиональной деятельности, стиль конкретной фирмы, как и другие параметры окружающей среды, наглядно проявляются в выборе стиля одежды [6]. Профессиональная среда заметно определяет общий стиль одежды, принятый в том или ином бизнесе, в той или иной сфере деятельности. В финансовой сфере, политике и юриспруденции стиль консервативнее, чем в художественной среде. По стилю одежды легко отличить парикмахера от секретаря, представителя шоу-бизнеса от банковского служащего. Окружающая среда постоянно меняется. Человек должен совершенствовать свой стиль, подмечать даже небольшие изменения в своем окружении, чтобы соответствовать новой ситуации и преуспевать.

 

3.3. Психологический  аспект принятия управленческих  решений

Процесс принятия решения как мыслительный и психологический процесс. Индивидуальные различия личности в принятии решений.

Принятие группового решения. Четыре фазы: установление фактов, оценка. фактов, поиск решений, принятие решения. Возможные трудности. Формы групповых дискуссий: совещание, "брейнстроминг" (мозговая атака), метод "635", метод"синектики", метод "ринга". Критерии эффективности обсуждения. Модели поведения руководителя в процессе принятия решения и правила выбора эффективной модели.

Принятие решений одна из главных  управленческих функций т.к. включено в организацию деятельности предприятия.

Предпосылкой принятия решения является проблемная ситуация, т.е. противоречие между желаемым и действительным.

Характеристика проблемной ситуации:

1.Неопределёность цели, т.е. что делать, либо информации  (недостаток  или избыток). Решения, которые принимаются, в условиях неопределенности  называются вероятными.

2.Динамичность, т.е. органичность  во времени требует принятия  решений быстро и наилучшим  способом. При этом повышаются  требования к  мобильности, переключаемости  и стресса- устойчивости руководителя.

Информация о работе Психологические аспекты профессиональной деятельности