Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:12, лекция
1.Психологические основы управленческой деятельности
2. Принципы делового общения в коллективе
3. Психология организации труда руководителя
Еще один способ — это улыбка и невербальные знаки внимания к собеседнику (кивки головой, взгляд на собеседника). Улыбка сигнализирует о вашем хорошем настроении и самочувствии. Как часто вы улыбаетесь? Наверняка достаточно редко, причем скорее всего в кругу близких людей. Улыбка в нашей культуре адресна, и в этом ее обаяние. Искренняя улыбка, выражающая удовольствие, характеризуется поднятием уголков рта главными скуловыми мышцами и образованием морщинок вокруг глаз, вызванных сокращением кольцевых глазных мышц. Отсутствие морщинок в 80% случаев выдает фальшивую улыбку, хотя 20% людей умеют управлять и кольцевыми глазными мышцами.
2. Создание видимости
сходства. Людям нравятся те, кто
похож на них самих или на
приятных им людей. Сходство может
выражаться в наличии общих
интересов, похожей внешности или
голоса, манере одеваться и
Данное утверждение не означает, что нужно притворяться, отказываясь от своих собственных вкусов, интересов и мнений. Наиболее эффективным будет выражение согласия по вопросам средней важности и декларирование своего несогласия по второстепенным вопросам. Например, обсуждая варианты проведения праздничного банкета можно выразить несогласие с сортом вина или количеством салатов.
Вторым важным моментом при работе над имиджем руководителя является создание образа человека, которому хочется подражать, своеобразного эталона, образца. Руководитель не должен быть "своим в доску парнем". Даже при демократическом стиле управления руководитель организации или лидер команды — это тот, на кого равняется основной рабочий состав. С другой стороны, нельзя допустить идеализации образа руководителя, что особенно характерно для нашей культуры.
3. Увеличение своей физической
привлекательности. Физически привлекательные
люди больше нравятся другим
и оцениваются ими более
Быть или казаться физически привлекательным выгодно, в том числе экономически. Поэтому люди сидят на диетах, ходят в тренажерные залы, следят за цветом лица, состоянием зубов, делают прическу и бреются. Помимо того, что данные усилия позволяют добиваться расположения, приятная и симпатичная внешность (ее оценка со своей стороны и реакция окружающих) позволяет повысить чувство самоуважения.
4. Демонстрация собственной скромности. Люди, которые умаляют свои успехи, вызывают больше симпатии, чем те, кто ими хвастается. Поэтому иногда важно публично показать, что ваша победа — результат совместных усилий, в то время как за ошибки (в менее важных вопросах) вы хотите отвечать единолично.
Обратная сторона медали заключается в том, что скромность не всегда положительна. Риск скромности состоит в том, что люди, особенно малознакомые или недоброжелательно настроенные, могут поверить в отсутствие у вас способностей, предположить о низкой самооценке и самоуважении. Если же ваше преуменьшение покажется неискренним, вас могут посчитать заносчивым и самодовольным.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
В формировании имиджа важно не только стараться быть симпатичным и привлекательным. Важно стремиться к компетентности и, в некоторых случаях, выглядеть человеком, обладающим связями, высоким статусом и властью. Рассмотрим данные вопросы подробнее. Компетентность — качество, обязательное для делового человека
Как представить себя компетентным?
1. Демонстрация компетентности.
Поскольку окружающие далеко
не всегда замечают проявления
вашей компетенции, важно искать
и даже создавать возможности
для показа своей
2. Заявления о компетентности.
Бывает, что мы не можем организовать
демонстрацию своей
Вторая причина, по которой мы редко заявляем другим о своих возможностях, — это убеждение, что люди действительно компетентные не нуждаются в том, чтобы прямо об этом говорить. Такие заявления могут даже повредить профессиональной репутации.
Риск тактики заявлений о компетентности состоит в том, что вам могут просто не поверить. Либо окружающие посчитают вас хотя и компетентным, но малосимпатичным и нескромным человеком. Если же все-таки существует необходимость заявить о себе, то во избежание негативной реакции лучше сделать это по приглашению, когда окружающие сами попросят вас высказаться. Еще один выход — не вы заявляете о своей компетентности, за вас это делают другие.
3. Использование атрибутов
компетентности. Окружайте себя
реквизитами и приобретайте
4. Приведение оправданий
некомпетентности и
Некоторые люди в попытке сохранить имидж не только заранее предупреждают о возможности неудачи, но и сами создают себе препятствия. Такую стратегию обычно выбирают люди, сомневающиеся в том, что предыдущие успехи отражают их реальные способности. Ставить подножки своим успехам наиболее склонны люди с нестабильным самоуважением. Мужчины чаще, чем женщины, декларируют о препятствиях на пути к успеху, но представители обоих полов охотно подыскивают оправдания после неудачи.
СТАТУС И ВЛАСТЬ
Основные стратегии создания имиджа человека с высоким социальным статусом и властью — это:
1. Демонстрация артефактов
статуса и власти. Данная стратегия
напоминает стратегию
2. Объединение себя с
людьми, обладающими высоким статусом
и властью. Процесс демонстрации
своей связи с успешными, имеющими
высокий статус людьми или
событиями называется "отраженной
славой". Так, если местная команда
по футболу начинает
3. Подчеркивание своего
доминирующего положения
Честолюбивые женщины, представляя себя, встречаются с намного более значительными препятствиями, чем честолюбивые мужчины. Так, хотя мужчины допускают, чтобы ими управлял прямолинейный, настойчивый, ориентированный на задачу мужчина, они негативно отнесутся к тому, что тот же стиль руководства будет использовать женщина. Сложившиеся полоролевые стереотипы в нашем обществе требуют, чтобы женщина избегала прямолинейных высказываний, была ориентирована на общение, выслушивала различные точки зрения и в решении конфликтов использовала тактику нахождения компромиссов. Согласно этим стереотипам, мужчина может использовать агрессивно-утвердительный невербальный язык, чтобы сообщить о своем статусе. Однако женщину, использующие такие приемы, могут необоснованно обвинить в истеричности.
3.2.«Я – концепция» как основа персонального имиджа.
Образ Я, самооценка, потенциальная поведенческая реакция. Самопознание (внутренний и внешний образ). Три уровня Я –концепции. Анализ Я-реального, Я-зеркального. Формулирование жизненных целей и Я-идеального. Формирование позитивного отношения к себе. . Устранение комплексов неполноценности. Формирование индивидуального стиля одежды как компонент персонального имиджа.
Немногие люди довольны впечатлением, которое производят своим имиджем. На практике имеется разница между впечатлением, которое человек производит на окружающих, и впечатлением, которое он хотел бы производить. Часто обладающие огромными возможностями, талантливые и трудолюбивые люди не получают продвижения по службе из-за отсутствия необходимого имиджа, из-за низкой самооценки.
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание "я" - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Я-концепция – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:
- Осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и проч. свойств.
- Самооценку
- Субъективное восприятие влияющих на собственную личность факторов.
Я-концепция – совокупность установок (аттитюдов), направленных на себя. Компоненты:
1. Когнитивный компонент
– «образ Я», к которому относится
содержание представлений о
2. Эмоционально-ценностный
компонент – переживаемое
3. Поведенческий компонент.
Аспекты Я-концепции:
1) Осознаваемый;
2) Неосознаваемый
Строение Я-концепции (по Бернсу) – иерархическая структура, вершиной которой является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя:
1. Реальное Я – каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле.
Информация о работе Психологические аспекты профессиональной деятельности