Психологические аспекты профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:12, лекция

Краткое описание

1.Психологические основы управленческой деятельности
2. Принципы делового общения в коллективе
3. Психология организации труда руководителя

Файлы: 1 файл

MDK_dlya_TER_konspekty_lektsy.docx

— 92.19 Кб (Скачать)

Психологические аспекты профессиональной деятельности

 

 Содержание обучения  по профессиональному модулю  ПМ.03.01 Организация деятельности производственного подразделения

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия

Объем часов

Уровень освоения

1

2

   

Раздел 1. 1.Психологические основы управленческой деятельности

4

 

1.1. Предмет психологии  управления

2

1

 

Практическая работа№1. Учет индивидуально-типологических особенностей личности в  производственной сфере

2

Раздел  2.  Принципы делового общения в коллективе

14

 

2.1. Общение как технология: современные  теории и практика

2

2

 

 

 

 

2

2.2. Общение как технология: современные теории и практика

 

2

Практическая работа №2. Тренинг коммуникативных умений

2

Практическая работа №3. Приемы ведения деловых переговоров.

2

 

Практическая работа №4. Тренинг дистанционного общения

2

Практическая работа №5. Методы регуляции социально-психологического климата в коллективе

2

Практическая работа  №6. Методы управления конфликтом

2

Раздел 3. Психология организации труда руководителя

12

 

3.1.Имидж как научное  понятие и практика

 

2

1

3.2. «Я – концепция» как основа  персонального имиджа.

 

 

 

 

2

1

Практическая работа № 7 Способы распознавания и управления средствами невербальной экспрессии.

2

 

Практическая работа № 8.  Составление карты персонального имиджа.

2

 

3.3. Психологический аспект  принятия управленческих решений

2

2

3.4. Психологическая сущность  инноваций

2

2

 

ИТОГО

30

 

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.03.01.

К разделу 1

К теме 1.1:

Индивидуальные различия познавательных процессов

К разделу 2

К теме 2.1:

Коммуникативное мастерство руководителя

К теме 2.2:

Самоуправление и саморегуляция в межличностном общении.

К разделу 3:

К теме 3.1:

Факторы, влияющие на формирование имиджа руководителя

К теме 3.2:

Нравственные и этикетные нормы, регулирующие субординационное общение

К теме 3.3:

Волевые качества руководителя. Психологические приёмы влияния на партнера.

К теме 3.4.

Креативность как качество современного руководителя.

14

 

 

    1. Предмет психологии управления

 

Понятие об объекте управления и деятельности управляющего. Основные психологические проблемы управления. Междисциплинарные "связи психологии управления (общая психология, психология труда, экономическая психология, социология и менеджмент). Основные принципы психологии. Основные методы управленческой психологии

 

Организация- это определенный вид социальной системы со сложным многоуровневым строением способностью развития связанностью с более широкими структурами общества и координируемой деятельностью двух и более лиц.

Управление – это  функция различных систем обеспечивающие сохранение их структуры поддержание режима  деятельности.

Целью управления будет оптимальное функционирование системы. Основные управленческие функции - это направление деятельности  позволяющая осуществлять регуляцию деятельности системы.

Основные управленческие функции:

1. координация действия  работников для выполнения планов;

2. обеспечение роста производительности  труда;

3. профилактика простоев;

4. контроль и коррекция  работы подчиненных;

5. поддержание трудовой  дисциплины.

Социально психологические функции:

1. снижение у подчиненных  неудовольствия от труда (моральное, материальное стимулирование);

2. регулирование межличностных  отношений (конфликты);

3. защита интересов подчиненных;

4. сохранение постоянного  состава работников и предотвращение  текучки;

5. стимулирование профессионального  роста подчиненных;

6. воспитательная работа  с подчиненными (педагогическая  функция).

Эти функции выполняются на всех стадиях управленческого цикла.

Предмет УП изучает психологические закономерности  деятельности  по реализации основных управленческих функций.

Предмет  труда  менеджера следует считать информацию:

  • Руководитель получает информацию относительно системы
  • Руководитель её обрабатывает и преобразует
  • Выдаёт подчиненным своё управленческое решение, т.е. побуждает к  действиям.
  • Подчинённые выполняют решения руководителя
  • Система приобретает в качестве новый характер, т.е. оптимизирует.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Принцип – это исходное руководящее положение.

1.Диалектическое единство  психического и физиологического  поведения человека.

2.Причина обусловленность  психики и поведения условиями  жизни деятельности и воспитания.

3.Гуманистический характер  взаимодействия с человеком приоритет  его жизни, здоровья, свободы.

4.Объективность и полнота  информации об изучаемом явлении.

Метод – это способ познания.

Основными методами являются:

1)Наблюдение – это  восприятие явления в его естественном  протекании.

Оно объективно если определен план наблюдения:

• Объект наблюдения;

• Цель;

• Дата и сроки;

• Длительность

• Задачи и показатели;

При наблюдении нужно учитывать:

1.Естественость ситуации.

2.Учет состояния здоровья  и степени утомлённости.

3.учёт мотивов действий  и поступков.

2)Эксперимент-  это исследование  явления в искусственно созданной  обстановке.

1.Естественный, в привлеченных  условиях.

2.Лабораторный.

 Вспомогательные методы:

1.Опросные методы: 

- анкета - положительная  черта, небольшие затраты времени  на проведение и обработку  анкеты.

- Интервью – носят  персональный характер

-  Беседа- это получение  необходимой информации при помощи  за ранее подготовленных вопросов. Важна естественная доброположительная обстановка.  Хорошо было бы фиксировать ответы.

2. Психологические тесты  – это перечень стандартных  заданий, требующих индивидуального  выбора решения, состоит из набора  заданий, формул, обработки и перечня  указанных заключений.

3. Самонаблюдение.

4. Социометрия.

5. Анализ результатов  деятельности.

6. Анализ документации.

 

2.1. Общение как  технология: современные теории  и практика

 

Деловое общение и его особенности. Вербальное и невербальное  Функции общения. Стили общения. Уровни общения. Психологические барьеры общения. Структура и средства общения.  Этапы общения.

 

2.2. Общение как  технология: современные теории  и практика

 

Технологии эффективного общения. Теоретические основы технологий общения.

1.Технологии подлинного  общения Э.Берна  Основные понятия  трансактного анализа. Структурный анализ Э.Берна. Функциональный анализ личности. Анализ жизненных сценариев в теории Берна.

2. Технология  спонтанности Ф.Перлза. Концепция гештальттерапии. Основные понятия. Ценность взросления и зрелости. Ценность спонтанности в общении. Изменение личности в общении.

3. Технология  моделирования успеха в общении  Р. Бендлера. Основные понятия и аксиомы нейролингвистического программирования. Модели коммуникации. Стиль взаимодействия. Личностные смыслы. Инструменты коммуникации.

Технология Ч.Тойча.

 

Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимопонимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

 

· Взаимопонимание – социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в:

– согласовании индивидуального осмысления предмета общения;

– взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров.

Взаимопонимание является одновременно процессом, результатом и состоянием.

Для достижения взаимопонимания необходимо соблюдение четырех условий:

1. Понимание речи взаимодействующей  личности;

2. Осознание проявляющихся  качеств взаимодействующей личности;

3. Учет влияния на личность  ситуации взаимодействия с партнером;

4. Выработка соглашения  и практическое его выполнение  по установленным правилам.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДЛИННОГО ОБЩЕНИЯ. ЭРИХ БЕРН.

«Игры, в которые играют люди». Главным стремлением автора было сделать психоанализ и психиатрию доступными для всех, помочь человеку не только оценивать и контролировать процессы межличностного взаимодействия, но и активно изменять свою судьбу.

Родившись и окрепнув на западном побережье США, трансактный анализ распространился в англоязычные страны и в 70-х годах обретает широкую популярность в среде специалистов-практиков. В настоящее время эту теорию знают во всем мире.

Сегодня ТА - уникальная теоретическая модель личности, ее внутренней и внешней коммуникации, а также система разнообразных практических технологий психологической коррекции взаимодействия

 Цель ТА -понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия.

Как теория личности ТА показывает, как устроен человек и как он взаимодействует с другими. Для этого используется модель эго-состояний, лежащая в основе структурного и функционального анализа личности. Кроме того, как теория развития личности ТА занимается анализом жизненных сценариев, раскрывая многие загадки поведения, имеющие саморазрушительные и болезненные результаты.

Как теория коммуникации ТА раскрывает законы внутриличностного и межличностного взаимодействия. Рассматривая коммуникацию как процесс обмена, ТА выделяет особую единицу социального обмена - трансакцию - и занимается ее анализом.

 

Он основан на трех основных идеях:

-все люди хорошие;

-каждый человек обладает  способностью думать;

-каждый сам определяет  свою судьбу и вправе изменять  свои решения.

 

С этими идеями связаны два основных принципа практического ТА: контрактный метод и открытая коммуникация. Рассмотрим несколько подробнее эти идеи.

 

Создавая ТА, Э.Берн выдвинул идею о том, что уже в раннем детстве человек имеет определенные представления о себе и об окружающих его людях. Когда у малыша появляется способность замечать разницу между собой и другими, он вырабатывает свою основную жизненную позицию, которая определяет его отношение к другим людям. Эта позиция оценивает его самого: «Я хороший или плохой» - и других людей: «Ты хороший или плохой» Люди часто переключаются в течение одного дня и даже часа на различные позиции в зависимости от ситуации (на работе, в семейном кругу, с друзьями):

Я хороший - ты плохой;

Я хороший - ты хороший;

Я плохой - ты хороший;

Я плохой - ты плохой.

Эти четыре взгляда на жизнь получили название жизненные позиции.

 

Большинство людей считают себя хорошими в одних проявлениях и не очень хорошими в других: неудачниками на работе и преуспевающими в общении с друзьями, в семье или наоборот. Самооценка и оценка других могут меняться в течение дня, но все же в течение определенных периодов времени люди чаще всего находятся в своей основной жизненной  позиции.

 

Главная идея ТА - все люди хорошие - означает, что ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди. Я принимаю себя таким, какой я есть, и тебя я принимаю таким, какой ты есть. Временами мне не нравится то, что ты делаешь или то, как ты себя ведешь. Однако я принимаю тебя как человеческое существо, и в этом смысле ты - в порядке, ты хороший. Э.Берн рассматривает позицию «я хороший и ты тоже» как основную естественную установку человека. Отклонение от нее является источником множества проблем как социального, так и психического характера.

Информация о работе Психологические аспекты профессиональной деятельности