Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:12, лекция
1.Психологические основы управленческой деятельности
2. Принципы делового общения в коллективе
3. Психология организации труда руководителя
Психологические аспекты профессиональной деятельности
Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.03.01 Организация деятельности производственного подразделения
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
||
Раздел 1. 1.Психологические основы управленческой деятельности |
4 |
||
1.1. Предмет психологии управления |
2 |
1 | |
Практическая работа№1. Учет индивидуально-типологических особенностей личности в производственной сфере |
2 | ||
Раздел 2. Принципы делового общения в коллективе |
14 |
||
2.1. Общение как технология: современные теории и практика |
2 |
2
2 | |
2.2. Общение как технология: современные теории и практика |
2 | ||
Практическая работа №2. Тренинг коммуникативных умений |
2 | ||
Практическая работа №3. Приемы ведения деловых переговоров. |
2 | ||
Практическая работа №4. Тренинг дистанционного общения |
2 | ||
Практическая работа №5. Методы регуляции социально-психологического климата в коллективе |
2 | ||
Практическая работа №6. Методы управления конфликтом |
2 | ||
Раздел 3. Психология организации труда руководителя |
12 |
||
3.1.Имидж как научное понятие и практика
|
2 |
1 | |
3.2. «Я – концепция» как основа персонального имиджа.
|
2 |
1 | |
Практическая работа № 7 Способы распознавания и управления средствами невербальной экспрессии. |
2 |
||
Практическая работа № 8. Составление карты персонального имиджа. |
2 |
||
3.3. Психологический аспект
принятия управленческих |
2 |
2 | |
3.4. Психологическая сущность инноваций |
2 |
2 | |
ИТОГО |
30 |
||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.03.01. К разделу 1 К теме 1.1: Индивидуальные различия познавательных процессов К разделу 2 К теме 2.1: Коммуникативное мастерство руководителя К теме 2.2: Самоуправление и саморегуляция в межличностном общении. К разделу 3: К теме 3.1: Факторы, влияющие на формирование имиджа руководителя К теме 3.2: Нравственные и этикетные нормы, регулирующие субординационное общение К теме 3.3: Волевые качества руководителя. Психологические приёмы влияния на партнера. К теме 3.4. Креативность как качество современного руководителя. |
14 |
Понятие об объекте управления и деятельности управляющего. Основные психологические проблемы управления. Междисциплинарные "связи психологии управления (общая психология, психология труда, экономическая психология, социология и менеджмент). Основные принципы психологии. Основные методы управленческой психологии
Организация- это определенный вид социальной системы со сложным многоуровневым строением способностью развития связанностью с более широкими структурами общества и координируемой деятельностью двух и более лиц.
Управление – это функция различных систем обеспечивающие сохранение их структуры поддержание режима деятельности.
Целью управления будет оптимальное функционирование системы. Основные управленческие функции - это направление деятельности позволяющая осуществлять регуляцию деятельности системы.
Основные управленческие функции:
1. координация действия
работников для выполнения
2. обеспечение роста
3. профилактика простоев;
4. контроль и коррекция работы подчиненных;
5. поддержание трудовой дисциплины.
Социально психологические функции:
1. снижение у подчиненных неудовольствия от труда (моральное, материальное стимулирование);
2. регулирование межличностных отношений (конфликты);
3. защита интересов подчиненных;
4. сохранение постоянного
состава работников и
5. стимулирование
6. воспитательная работа с подчиненными (педагогическая функция).
Эти функции выполняются на всех стадиях управленческого цикла.
Предмет УП изучает психологические закономерности деятельности по реализации основных управленческих функций.
Предмет труда менеджера следует считать информацию:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Принцип – это исходное руководящее положение.
1.Диалектическое единство
психического и
2.Причина обусловленность
психики и поведения условиями
жизни деятельности и
3.Гуманистический характер
взаимодействия с человеком
4.Объективность и полнота
информации об изучаемом
Метод – это способ познания.
Основными методами являются:
1)Наблюдение – это
восприятие явления в его
Оно объективно если определен план наблюдения:
• Объект наблюдения;
• Цель;
• Дата и сроки;
• Длительность
• Задачи и показатели;
При наблюдении нужно учитывать:
1.Естественость ситуации.
2.Учет состояния здоровья и степени утомлённости.
3.учёт мотивов действий и поступков.
2)Эксперимент- это исследование
явления в искусственно
1.Естественный, в привлеченных условиях.
2.Лабораторный.
Вспомогательные методы:
1.Опросные методы:
- анкета - положительная черта, небольшие затраты времени на проведение и обработку анкеты.
- Интервью – носят персональный характер
- Беседа- это получение
необходимой информации при
2. Психологические тесты – это перечень стандартных заданий, требующих индивидуального выбора решения, состоит из набора заданий, формул, обработки и перечня указанных заключений.
3. Самонаблюдение.
4. Социометрия.
5. Анализ результатов деятельности.
6. Анализ документации.
2.1. Общение как технология: современные теории и практика
Деловое общение и его особенности. Вербальное и невербальное Функции общения. Стили общения. Уровни общения. Психологические барьеры общения. Структура и средства общения. Этапы общения.
2.2. Общение как технология: современные теории и практика
Технологии эффективного общения. Теоретические основы технологий общения.
1.Технологии подлинного общения Э.Берна Основные понятия трансактного анализа. Структурный анализ Э.Берна. Функциональный анализ личности. Анализ жизненных сценариев в теории Берна.
2. Технология спонтанности Ф.Перлза. Концепция гештальттерапии. Основные понятия. Ценность взросления и зрелости. Ценность спонтанности в общении. Изменение личности в общении.
3. Технология
моделирования успеха в
Технология Ч.Тойча.
Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимопонимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.
· Взаимопонимание – социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в:
– согласовании индивидуального осмысления предмета общения;
– взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров.
Взаимопонимание является одновременно процессом, результатом и состоянием.
Для достижения взаимопонимания необходимо соблюдение четырех условий:
1. Понимание речи
2. Осознание проявляющихся
качеств взаимодействующей
3. Учет влияния на личность
ситуации взаимодействия с
4. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДЛИННОГО ОБЩЕНИЯ. ЭРИХ БЕРН.
«Игры, в которые играют люди». Главным стремлением автора было сделать психоанализ и психиатрию доступными для всех, помочь человеку не только оценивать и контролировать процессы межличностного взаимодействия, но и активно изменять свою судьбу.
Родившись и окрепнув на западном побережье США, трансактный анализ распространился в англоязычные страны и в 70-х годах обретает широкую популярность в среде специалистов-практиков. В настоящее время эту теорию знают во всем мире.
Сегодня ТА - уникальная теоретическая модель личности, ее внутренней и внешней коммуникации, а также система разнообразных практических технологий психологической коррекции взаимодействия
Цель ТА -понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия.
Как теория личности ТА показывает, как устроен человек и как он взаимодействует с другими. Для этого используется модель эго-состояний, лежащая в основе структурного и функционального анализа личности. Кроме того, как теория развития личности ТА занимается анализом жизненных сценариев, раскрывая многие загадки поведения, имеющие саморазрушительные и болезненные результаты.
Как теория коммуникации ТА раскрывает законы внутриличностного и межличностного взаимодействия. Рассматривая коммуникацию как процесс обмена, ТА выделяет особую единицу социального обмена - трансакцию - и занимается ее анализом.
Он основан на трех основных идеях:
-все люди хорошие;
-каждый человек обладает способностью думать;
-каждый сам определяет свою судьбу и вправе изменять свои решения.
С этими идеями связаны два основных принципа практического ТА: контрактный метод и открытая коммуникация. Рассмотрим несколько подробнее эти идеи.
Создавая ТА, Э.Берн выдвинул идею о том, что уже в раннем детстве человек имеет определенные представления о себе и об окружающих его людях. Когда у малыша появляется способность замечать разницу между собой и другими, он вырабатывает свою основную жизненную позицию, которая определяет его отношение к другим людям. Эта позиция оценивает его самого: «Я хороший или плохой» - и других людей: «Ты хороший или плохой» Люди часто переключаются в течение одного дня и даже часа на различные позиции в зависимости от ситуации (на работе, в семейном кругу, с друзьями):
Я хороший - ты плохой;
Я хороший - ты хороший;
Я плохой - ты хороший;
Я плохой - ты плохой.
Эти четыре взгляда на жизнь получили название жизненные позиции.
Большинство людей считают себя хорошими в одних проявлениях и не очень хорошими в других: неудачниками на работе и преуспевающими в общении с друзьями, в семье или наоборот. Самооценка и оценка других могут меняться в течение дня, но все же в течение определенных периодов времени люди чаще всего находятся в своей основной жизненной позиции.
Главная идея ТА - все люди хорошие - означает, что ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди. Я принимаю себя таким, какой я есть, и тебя я принимаю таким, какой ты есть. Временами мне не нравится то, что ты делаешь или то, как ты себя ведешь. Однако я принимаю тебя как человеческое существо, и в этом смысле ты - в порядке, ты хороший. Э.Берн рассматривает позицию «я хороший и ты тоже» как основную естественную установку человека. Отклонение от нее является источником множества проблем как социального, так и психического характера.
Информация о работе Психологические аспекты профессиональной деятельности