Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:47, контрольная работа
Учение о биосфере получило наиболее полное выражение в трудах [подающегося советского ученого, академика В. И. Вернадского (1863—1945). Он первый подошел к деятельности живых организмов на земле с геохимических позиций, установил исторически закономерные изменения в составе атмосферы, гидросферы и литосферы под влиянием жизнедеятельности организмов и раскрыл тесную взаимосвязь эволюции этих геосфер с эволюцией биосферы. Биосферу он определил как область или оболочку планеты, в которой эволюционно, во взаимосвязи с другими компонентами среды развивается жизнь и накапливается живое вещество. Биосфера охватывает внешние оболочки Земли, нижнюю часть атмосферы (тропосферы) до высоты 20 км, пронизывает гидросферу и верхнюю часть литосферы на глубину до 2—3 км.
О биосфере ……………………………………………………………………………...
Природные ресурсы и их классификация ………………………………………….
Понятие о загрязнении окружающей среды ……………………………………….
Охрана атмосферного воздуха ……………………………………………………….
Техногенные изменения состава атмосферы и их значение ……………………..
Мероприятия по охране атмосферы ………………………………………………...
Очистка выбросов от пыли …………………………………………………..………
Очистка выбросов от газов и аэрозолей ……………………………………………
Использование воды в народном хозяйстве ………………………………………..
Загрязнение водных ресурсов ………………………………………………………..
Самоочищение природных и сточных вод. Геохимические барьеры …………..
Необходимость перехода к замкнутым оборотным системам водоснабжения ..
Методы очистки сточных вод ………………………………………………………..
Системы оборотного промышленного водоснабжения …………………………..
Разрушение и загрязнение почв ……………………………………………………..
Рекультивация нарушенных земель ………………………………………………..
Рациональное использование земель в строительстве …………………………...
Охрана окружающей природной среды и строительство ………………………..
Используемая литература …………………………………………………………….
Белорусская
государственная политехническая
академия
Строительный
факультет
Кафедра:
” Геотехника ”
По предмету:
” Отраслевая экология ”.
На тему:
” Экологические аспекты
Исполнитель:
Преподаватель:
Содержание
О
биосфере …………………………………………………………………………….
Природные ресурсы и их классификация ………………………………………….
Понятие о загрязнении окружающей среды ……………………………………….
Охрана атмосферного воздуха ……………………………………………………….
Техногенные изменения состава атмосферы и их значение ……………………..
Мероприятия по охране атмосферы ………………………………………………...
Очистка выбросов от пыли …………………………………………………..………
Очистка выбросов от газов и аэрозолей ……………………………………………
Использование воды в народном хозяйстве ………………………………………..
Загрязнение водных ресурсов ………………………………………………………..
Самоочищение природных и сточных вод. Геохимические барьеры …………..
Необходимость перехода к замкнутым оборотным системам водоснабжения ..
Методы очистки сточных вод ………………………………………………………..
Системы оборотного промышленного водоснабжения …………………………..
Разрушение и загрязнение почв ……………………………………………………..
Рекультивация нарушенных земель ………………………………………………..
Рациональное использование земель в строительстве …………………………...
Охрана окружающей природной среды и строительство ………………………..
Используемая
литература …………………………………………………………….
1
1
1
2
3
4
7
8
9
9
10
10
11
13
14
15
15
16
17
О
биосфере
Учение о биосфере создано отечественными и зарубежными учеными за последние 150—200 лет. Термин “биосфера”, сфера жизни и науках о Земле, предложил австрийский геолог Э. Зюсс в 1875 г.
Учение
о биосфере получило наиболее полное
выражение в трудах [подающегося
советского ученого, академика В. И.
Вернадского (1863—1945). Он первый подошел
к деятельности живых организмов
на земле с геохимических позиций,
установил исторически
В. И. Вернадский определил живое вещество как совокупность живых организмов, существовавших или существующих в определенный отрезок времени и являющихся мощным геологическим фактором. Живое вещество характеризуется элементарным химическим составом, массой и энергией. Трансформируя солнечную энергию, оно вовлекает неорганическую (косную) материю в непрерывный круговорот. В истории биосферы Земли исключительную роль сыграли водоросли и другие растения. Используя энергию солнца, потребляя углекислоту из воздуха и минеральные вещества из жидких и твердых фаз вещества, они создавали органическое вещество, которое служило основой для развития всего живого на Земле, продуцировали кислород атмосферы и гидросферы, изменяя со временем состав этих геосфер, наконец, активно участвовали в формировании верхней части литосферы, железных .руд, толщ и рифов известняков, заложен каменного и бурого угля, нефти, торфа и других полезных ископаемых и пород.
Эволюция
биосферы неоднократно сопровождалась
скачкообразным (революционным) развитием
живого вещества. В кайнозойскую эру
голосеменные растения сменились современными
покрытосемен-ными, цветковыми, а холоднокровные
пресмыкающиеся были вы-теснены теплокровными
животными, млекопитающими . Эволюционный
процесс привел к появлению человека—наиболее
высокоорганизованного
Природные
ресурсы и их классификация
Под природными ресурсами понимаются конкретные виды материи и энергии, которые потребляет человек в процессе своего труда и жизнедеятельности. К ним относятся разнообразные полезные ископаемые, воздух, вода, почва, растения, животные, микроорганизмы, солнечная, атомная и другие виды энергии и г. д. Исключительным разнообразием характеризуются не только сами природные ресурсы, но и возможности их применения.
Природные ресурсы при существующем уровне развития производительных сил достаточно изучены, чтобы использоваться для удовлетворения материальных потребностей человеческого общества. Их можно подразделить на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые. К исчерпаемым относятся: нефть, газ, разнообразные руды, растения, животные и др. Эти ресурсы могут использоваться только один раз и не исключена возможность их исчерпания. Среди природных ресурсов выделяются возобновимые (растения, животные, почвы и пр.) и невозобновимые (нефть, газ, ископаемые угли и пр.). Возобновимые ресурсы могут быть восстановлены с различной скоростью. Популяцию животных можно восстановить за несколько лет, если вид животнык не уничтожен до последнего экземпляра. Восстановление леса требует не один десяток лет, а для восстановления почвы мощностью всего 1 см природе необходимо, в зависимости от условий, от 300 до 500 лет. Следовательно, темпы расходования возобновимых природных ресурсов должны соответствовать скорости их восстановления. Иначе и эти ресурсы станут невозобновимыми, что уже произошло с некоторыми видамн растений и животных.
Расходование невозобновимых ресурсов приводит к их истощению. Поэтому нужно расходовать их бережно, экономно, применять повторно, например, металлы, и заменять их: металлы—пластмассой и керамикой; уголь, нефть и газ—новыми источниками энергии и т. д. К неисчерпаемым природным ресурсам, или ресурсам повторного многоразового использования, относят воду, воздух, ветер, солнечную энергию. Их можно использовать повторно бесконечно. При интенсивном загрязнении воды и воздуха в отдаленных, районах возникает такая ситуация, когда дальнейшее использование этих ресурсов становится невозможным в связи с резким ухудшением их качества.
В
природной среде выделяются ресурсы
недр, земельные, водные, климатические
и другие ресурсы. По характеру применения
их можно разделить на производственные,
сельскохозяйственные, бальнеологические,
энергетические, рекреационные и
др.
Понятие
о загрязнении
окружающей среды
К
загрязнению, прежде всего, относят
техногенные и антропогенные
преобразования состава, физических, химических
и биологических свойств
В
природной среде постоянно
Влияние
человека на среду часто бывает медленным,
но необратимым. Отсюда многие экономические
просчеты при прогнозе. Некоторые
древние земледельческие
С
развитием научно-технической
Все загрязнители делятся на материальные (пыль, шлаки, шламы, золы, газы и т. д.), физические, или энергетические (тепловая энергия, шум, вибрации, электрические и электромагнитные поля и т. д.).
Материальные загрязнители подразделяются на механические, химические, биологические.
К механическим загрязнителям относятся пыль и аэрозоли атмосферного воздуха, твердые частицы в воде и почве. Например: металлическая пыль, стружка, опилки, выброшенные бракованные детали и т. д.
Химическими загрязнителями являются всевозможные газообразные, жидкие и твердые химические соединения и элементы, попадающие в атмосферу и гидросферу и вступающие во взаимодействие с окружающей средой. Например: кислоты, щелочи, эмульсии, смазочно-охлаждающие смеси, сернистый газ и т. д.
Биологические загрязнители—все виды организмов, появляющиеся при участии человека и наносящие ему вред (бактерии, вирусы, грибки, сине-зеленые водоросли и т. д.).
Энергетические
загрязнители имеют физическую природу.
К ним относятся все виды энергии, теряемой
в виде отходов разнообразных производств:
тепловая, механическая, ионизирующие
излучения, электромагнитные поля, звуковые
волны и т. д.