Психологические аспекты профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:12, лекция

Краткое описание

1.Психологические основы управленческой деятельности
2. Принципы делового общения в коллективе
3. Психология организации труда руководителя

Файлы: 1 файл

MDK_dlya_TER_konspekty_lektsy.docx

— 92.19 Кб (Скачать)

• Чаше проводите самонаблюдения, самоанализ, самооценку своего поведения в тот или иной момент. Наблюдайте, как общаются другие люди, отмечайте, что в их общении верно, а что мешает взаимопониманию. Одним словом, совершенствуйте себя, и тогда общение будет продуктивным и принесет вам радость.

 

Несомненный интерес представляют девять способов преодоления барьеров общения, сформулированные Д. Карнеги (1990):

 

• Если вам необходимо упрекнуть человека, то начинайте с похвалы и с искреннего одобрения. «Всегда легче выслушать неприятные вещи после того, как вы выслушали по хвалу в адрес ваших положительных сторон». (Например: «Вы же умный, исполнительный работник, как же вы до сих пор не выполнили это задание?»).

• Обращая внимание человека на его ошибки, не делайте это «в лоб». (Пример Карнеги: «Директор одного универмага заметил одиноко стоящего у прилавка покупателя, а в это время продавцы беззаботно разговаривали и шутили в стороне. Он, не сказав ни слова, спокойно зашел за прилавок и сам обслужил покупателя на глазах смутившихся продавцов»).

• Перед тем как критиковать человека, упомяните вначале о своих ошибках в аналогичных ситуациях. Тот, на кого направлена критика, гораздо быстрее признает свои ошибки, если знает, что и критикующий не безгрешен.

• Отдавая приказание, делайте это в форме вопроса. (Например: «Вас не затруднит сходить туда-то и сделать то-то»).

• Щадите гордость собеседника. Не перехлестывайте в критике через край, не критикуйте в присутствии других людей.

• Хвалите человека за каждое его, пусть даже самое незначительное, достижение. При этом будьте искренни в выражении своего одобрения. Заслуженная похвала побуждает человека реализовывать скрытые в нем возможности.

• Создайте человеку доброе имя, чтобы он мог жить в соответствии с ним. Человек будет стремиться доказать окружающим справедливость вашей высокой оценки его качеств, и постепенно новая для него социальная роль станет привычной. «Если хотите развить у человека определенные черты, ведите себя так, как будто эти черты уже присущи ему... Подарите человеку хорошую репутацию».

• Покажите человеку, что его недостаток или допущенный им промах легко устраняются, а дело, которым вы хотите его увлечь, нетрудно выполнить. «Одобрите человека... дайте ему понять, что у него даже есть интуиция, которую необходимо только развить, — и он будет работать до рассвета, чтобы добиться той цели, веру в которую вы в нем разбудили».

• «Старайтесь, чтобы людям было приятно делать то, что вы предлагаете. Любой человек охотнее выполняет те просьбы, поручения, которые приятны, интересны и полезны ему самому».

 

Таким образом, ключами к преодолению барьеров общения являются умение прощать и определение алгоритма поведения в конфликтной ситуации, следуя которому можно добиться наилучших последствий как для себя, так и для противоположной стороны. Это не означает, что вы вообще не можете выразить человеку свои претензии. Разница в том, что вы можете сделать это конструктивным образом.

 

3.1.Имидж как  научное понятие и практика

Типы имиджа (зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный, множественный, воспринимаемый, требуемый, самоимидж,  закрытый). Психологические основы имиджирования и самопрезенации.

Имидж руководителя, менеджера. Компоненты персонального имиджа. - Пространственно-временные характеристики имиджа. - Цветовой имидж личности. - Имидж и коммуникативные навыки. - Манеры поведения в структуре имиджа. - Физические данные и имидж. – Мимика и формирование имиджа. Речь и голос в структуре имиджа.

Имидж – это  синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению.

 

С возрастанием значения информационных компонентов в жизни общества (будущие цивилизации уже называют информационными) повышаются требования к формированию имиджа. Он становится полноценным информационным продуктом, а не просто образом, основанным лишь на эмоциональном восприятии.

 

Одним из первых «теоретиков» имиджа считают Н. Макиавелли, которому было свойственно обострённое «чувство имиджа» или развитое «имиджевое» мышление. Специфика такого мышления – умение рассуждать и действовать в межличностном пространстве, прогнозируя реакции со стороны других людей и соотнося свои действия с этими реакциями. Макиавелли писал: «Государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающими ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда, как выглядеть обладающим ими – полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимым».

 

В российских традициях, к слову сказать, у правителей была привычка не замечать народ, взор начальников всегда был ориентирован на начальника вышестоящего. Это заметил ещё В.О. Ключевский, великий русский историк: «Властный человек в древней Руси так легко забывал, что он не единственный человек на свете, и не замечал рубежа, до которого простирается его воля, и за которым начинаются чужое право и общеобязательное приличие». В этом плане, т.е. когда «из-за государя не замечали государства и народа», не так уж много изменилось со времён древней Руси. Тем не менее, государи России любимы народом именно за близость, похожесть на них. Например, Петр I, который ел с солдатами из одной чашки. Император Николай I учил цесаревичей «Ведите себя так, чтобы у окружающих не было обиды, что вы родились великими князьями».

 

Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренцией на разнообразных рынках – потребительском, политическом и прочих. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, общественная организация, университет или банк должны создать себе соответствующий имидж. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика.

 

ТИПЫ ИМИДЖА (по Джевкинсу)

1.Зеркальный – имидж, свойственный нашему представлению о себе.

 

2.Текущий – вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны.

 

3.Желаемый – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.

 

4.Корпоративный – имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.

 

5.Множественный – вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.

 

Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.

 

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.

 

Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.

 

Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.

 

Некоторые исследователи в качестве самостоятельного выдвигают тип харизматического имиджа. Понятие харизмы, харизматического руководителя ввёл классик социологии М. Вебер. Он писал: «Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном образовании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него. Правда, сам «вождь» живет своим делом, «жаждет свершить свой труд», если только он не ограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев».

 

Ныне, благодаря развитию средств массовой информации, особенно телевидения, сохранить и удержать харизму затруднительно, так как она в значительной мере покоится на закрытости, на приписывании «вождю», «герою» не существующих у него качеств. Однако появляется новое – харизматичностью наделяют лидера, используя его максимальную открытость публике (пример президент, поп-звезда).

 

Закрытый имидж тоже можно отнести к списку возможных имиджей. Он был характерен для многих советских руководителей. Каждый человек мог вписать в этот имидж те черты, которые сам считал для себя убедительными – как «черная дыра» он готов был принять все. И чем меньше информации будет иметь аудитория, тем серьезнее и значительнее начинает выглядеть фигура такого руководителя (недавний пример загадочный Ким Чен Ир, молчаливо и невидимо проследовавший на бронепоезде через всю Россию для встречи с президентом В.В. Путиным).

 

В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления.

 

Таким образом, формирование имиджа может и должно быть включено в систему рационального социального управления, так как здесь скрывается широкий пласт еще неиспользованных управленческих резервов. Не все практические работники, руководители осознали значение имиджа в деле презентации себя, своих фирм и организаций контрагентам и общественности, многие продолжают действовать по известному рекламному слогану: «Имидж – ничто, жажда – все!». И проигрывают в конкурентной борьбе.

 

ПРИНЦИПЫ ИМИДЖИРОВАНИЯ

  1. Принцип самовоспитания и самосовершенствования. Усовершенствовать свой образ, представляемый окружающим, можно только через понимание самого себя. Надо определить, кто и какой(какая) вы есть для самого себя и в глазах других, затем выяснить, каким(какой) вы хотите быть и казаться, поставить себе цель и стремиться к ее достижению, изменяясь и внешне, и внутренне.
  2. Принцип гармонии визуального образа. Гармония визуального образа — это прежде всего согласованность, стройность в сочетании пропорций лица и тела, цветового типа личности и типа силуэта. Чтобы нравиться, человеку не обязательно соответствовать классическим канонам красоты. Он должен быть интересен и привлекателен со всеми индивидуальными особенностями своей внешности, создающими общую гармонию. Внешний облик не обязательно отражает внутреннее содержание. Он, скорее, что-то показывает, а что-то, наоборот, скрывает. Создать имидж, противоположный внутренней сущности, практически невозможно, а постоянно поддерживать его — тем более. Вместе с тем, когда вы начинаете презентовать такие качества, которые вам не свойственны (например, аккуратность и пунктуальность), то психологический закон соответствия внешнего и внутреннего будет способствовать тому, что вы начнете изменяться. Вы не обязательно станете аккуратным, но приблизитесь к этому качеству, если оно для вас желаемо.
  3. Принцип коммуникативного и речевого воздействия. В процессе коммуникации происходит передача и восприятие информации различного типа: эмоции, настроения, сведения и т.д. Эффективность данного принципа состоит в профессиональном использовании приемов убеждения, внушения и подражания. Важно владеть различными приемами речевого воздействия и уметь распознавать их у других.
  4. Принцип саморегуляции. Организм человека обладает своеобразным, инстинктивным разумом, благодаря которому человек выживает. Подключение сознания приводит к тому, что человек начинает жить, оптимально адаптируясь к среде и реализуя себя. Имидж, т.е. визуальный образ себя, пущенный "на самотек", скорее всего развалится, так как презентация определенного образа требует ряда усилий. Саморегуляция или управление собой заключается в том, чтобы постоянно анализировать свои потребности и сопоставлять их с возможностями, оптимизируя желания и усилия по их достижению.

 

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Самопрезентация — это процесс, посредством которого человек старается сформировать у других людей впечатления о самом себе. Успех самопрезентации зависит от умения представить себя другим людям, умения подать себя, привлечь к себе внимание, актуализировать интерес людей к своим качествам. Целью самопрезентации является создание и донесение своего имиджа до других людей.

 

Самопрезентация является неотъемлемой частью человеческой натуры. Почему же люди должны сознательно заниматься самопрезентацией? Выделяют несколько основных причин:

•Получать от других людей нужные ресурсы (материальные, информационные, эмоциональные и прочие). Человек, умеющий подать себя, легче других устроится на работу, понравится мужчине или женщине, найдет общий язык с руководителем и т.д.

•Конструировать образ собственного Я. Образ себя зависит не только от наших собственных убеждений, но также и от того, как, по нашему мнению, нас видят другие. Если окружающие смеются над вашими шутками, это будет формировать у вас представление, что вы — человек остроумный, несмотря на то, что сами вы в этом не уверенны. Если о вас говорят как о компетентном и знающем — со временем вы сами поверите в это. Хотите быть — умейте казаться (веселым, решительным, находчивым и т.д.).

•Относительно гладко протекать социальным контактам. Чуткое отношение к "сохранению лица" ценится практически во всех культурах. Поэтому, если вы будете тактично преподносить ошибки других, то и вам будут реже делать замечания. В общении это позволит существенно сгладить моменты критики, снизить конфронтацию и агрессию.

В целом, в процессе общения и социального взаимодействия человек способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с его ожиданиями, если его цель — создать наиболее благоприятное впечатление. Косвенно это позволяет контролировать и поведение других людей.

 

Основные стратегии приобретения расположения людей — это:

1. Выражение своей симпатии  к другому человеку. Как часто  вы говорите комплименты, хвалите  людей, которые с вами рядом? Как  часто вы просите о совете  и поддержке? Вопросы не праздные, потому что описанные действия  и представляют собой приемы  выражения симпатии к другому  человеку. Комплимент, сделанный деликатно, является эффективным способом  приобретения расположения. Люди  охотно верят лестному замечанию, сделанному в их адрес, хотя  лесть по отношению к другому  человеку распознают относительно  легко.

Информация о работе Психологические аспекты профессиональной деятельности