Психологические аспекты профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:12, лекция

Краткое описание

1.Психологические основы управленческой деятельности
2. Принципы делового общения в коллективе
3. Психология организации труда руководителя

Файлы: 1 файл

MDK_dlya_TER_konspekty_lektsy.docx

— 92.19 Кб (Скачать)

 

За один-два часа беседы доктор Тойч строит генограмму, показывает причины и общие корни прошлых переживаний, нынешней ситуации и будущего направления развития. Четырех или немногим полуторачасовых сеансов обычно достаточно, чтобы добиться существенного прогресса в делах клиента.

 

И психологическая наука, и сама жизнь убеждают: свобода присуща не каждому человеку, а лишь тем, кто понимает действующие на них внешние и внутренние силы, имеет ориентацию в жизни, решительно способен переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться активно в то, что происходит.

 

К счастью, генетический код, который до сих пор не учитывался психологами и психиатрами, оказывает не только деструктивное влияние. Он играет огромную роль, прежде всего, в прогрессе. Мы получаем «в наследство» заблуждения предков: фрустрацию непросвещенных времен, действия по стереотипу... Но в генетической памяти есть и другое: человек родится для того, чтобы быть счастливым! И поэтому каждое поколение делает что-то, чтобы усовершенствовать заданные нашими предками программы. Доктор Тойч утверждает: жизнь дана нам для того, чтобы радоваться, быть счастливыми. Единственная сила, способная противостоять этому, - неверное представление о нашей природе. Понять его ограничения и построить свою счастливую судьбу - в нашей власти. Надежный помощник на этом пути - IDEAL-метод Тойча - индивидуализированный (Individualized), направляющий (Directive), объяснительный (Explanatory), действенный (Action), логический (Log) метод. Познакомимся с основными понятиями и идеями этого метода.

Проанализировав обширную научную информацию о макрокосмосе и микрокосмосе, Ч. Тойч пришел к выводу, что классические научные представления о том, что разум является синонимом понятий «мозг» и «центр управления телом», неоправданно ограниченны. Ч.Тойч, ссылаясь на открытие Декарта, считает разум отдельным электромагнитным континиуумом, более обширным, чем человеческий мозг. Разум может оказывать управляющее воздействие на человека, использовать его клетки как компьютер для хранения информации, и поэтому знания человека, его навыки и особенности поведения зависят от этого разума.

 

Ч. Тойч убежден, что жизнь при всей ее противоречивости тем не менее чрезвычайно разумна. И поэтому может рассматриваться как синоним того, что Аристотель называл Вселенским Разумом, или того, что религия называет «духом».

 

Исходя из первичности Вселенского Разума, Ч.Тойч утверждает: последний формирует не только клетку, но и составляющие ее атомы и молекулы, управляя процессами их построения, питания и т.п. Каждая новая клетка, по мнению Ч. Тойча, - это отражение либо положительной, либо отрицательной мысли; это состояние сознания, принявшее материальную форму. Клетки есть продукт материализации состояния сознания. Здоровые мысли обычно воссоздают здоровые клетки; больные, искаженные мысли воссоздают больные клетки.

2. Доброта и совершенство, здоровье и гармония, любовь и счастье - естественные состояния человека. Все остальное - болезни, несчастья, негативные переживания - «навязано» нам: и можно освободиться от них, если захотеть и приложить усилия.

И доказательства тому Ч.Тойч усматривает в бесчисленных исследованиях детей, древних племен, животных, рыб, которые в обычных условиях обитания воспринимают как должное то, что хорошо и желательно. В противном случае, когда на смену достатку и благополучию приходят недомогание, боль, недостаток чего-либо, человек, как и любое живое существо, расстроен и стремится восстановить состояние комфорта, используя всю свою энергию и ресурсы. При этом жизнь, создавая проблемы и затруднительные ситуации, не только бросает вызов всему живому, испытывает их активность и выносливость, но и сама же указывает пути возможных решений.

Точный скрупулезный анализ каждого случая побуждает и клиентов и учеников Ч. Тойча поверить в то, что человеческое поведение и переживания предсказуемы: «Подобно тому, как физическое строение и другие особенности человека определены еще до его рождения, так же предопределен и его общий жизненный паттерн».

В отечественной психологии принято считать, что привычки или черты характера формируются в процессе жизни, воспитания. Психогенетика не противоречит этому тезису, а добавляет сюда очень существенную деталь. Психологические модели поведения человека (паттерны), подобно физиологической информации, передаются из поколения в поколение: индивидуальная история человека повторяет историю его родителей или одного из его предков. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом, история семьи до третьего-четвертого колена заложена в индивидуальной модели поведения. Покажем это на примере.

 

На демонстрационном приеме у доктора Тойча сорокалетняя женщина (назовем ее Татьяна). Она обеспокоена тем, что ее дети постоянно попадают в опасные для жизни ситуации и только ценой невероятных усилий, граничащих с чудом, выходят из них уцелевшими.

 

Доктор Тойч обнаружил, что на ее судьбу повлияли два важных фактора: отвержение во время рождения (мама и папа ждали мальчика, а родилась девочка) и второй отказ от нее - родителей мужа, а потом и самого любимого мужчины. Этот опыт жизни и повлиял роковым образом на детей женщины. Чувство отвержения, существующее в ее сознании, преследует ее дочь и сына. Кроме того, через бабушку Татьяне передан неосознанный страх потери детей. Отвержение и страх потери и являются деструктивными поведенческими паттернами семьи Татьяны, которые передаются из поколения в поколение.

 

Итак, основное внутреннее направление, негативные эмоции и поведенческие паттерны - это мощная сила, которая предопределяет не только индивидуальное состояние человека, но и его взаимодействие с другими.

Ч.Тойч считает, что общение - это не только обмен вербальными и невербальными сигналами. В человеческой коммуникации участвует еще и бессознательный радар. Именно он и играет главную роль в людском взаимодействии.

Бессознательный радар - генетически обусловленная частота электромагнитных колебаний, излучаемых мозгом, которая, дополняя словесные и невербальные паттерны общения, посылает сигналы в окружающую среду и определяет характер взаимоотношений человека с окружающими, «притягивая» людей, совершенным образом дополняющих его исходную модель поведения. Посылая сигналы в окружающую среду, этот радар «притягивает» людей и обстоятельства, соответствующие его природе. Два человека, таким образом, образуют функциональный блок или функциональное звено, взаимно дополняя друг друга: тот, кому в соответствии с семейным законом суждено быть отвергнутым, встретит человека, склонного к отвержению. Обладатель модели потери встретится с нечестным, который «поможет» потерять что-то очень дорогое. Склонный к модели беспомощности будет попадать в затруднительные ситуации и т. п. Счастливый человек «притягивает» к себе хороших учителей, друзей, сотрудников и даже благоприятные обстоятельства, которые в совокупности еще более способствуют его процветанию. Несчастный неудачник, напротив, привлекает нерадивых или жестоких наставников, неверных товарищей, никудышных коллег, опасных незнакомцев, попадает в роковые ситуации, становится жертвой несчастных случаев. С помощью сознательного усилия, соответствующих действий и положительного жизненного опыта человек может отказаться от позиции жертвы, изменить свое отношение к миру, людям и самому себе, и тогда изменяется «движение планет в системе». Центростремительная сила, удерживающая их вместе, уменьшается. У человека появляется возможность «перейти на новую орбиту» или в «другую человеческую солнечную систему». Переход начинается с объективного анализа настоящей жизненной ситуации. Анализ осуществляется с помощью особого инструмента - генограммы. Осознание своих особенностей - задача непростая. Но она доступна каждому, кто готов взглянуть на другого как на самого себя.

 

БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ

Во многих ситуациях общения человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседниками, «не доходят» до него.

Барьеры общения могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, с манерами общения. И причины многих конфликтов, взаимных разногласий и недовольства людей как в личной, так и в профессиональной сферах не в последнюю очередь кроются именно в непонимании приемов эффективного общения, в неумении ими пользоваться.

 

Классификация барьеров общения

 

Барьер привязанности и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человек в результате первого впечатления или непонятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношении к человеку и преодолевать их

 

Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию — установка по отношению к человеку, о которой вы сами мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, принесенных извне, вне вашего личного опыта общения с конкретным человеком и познания его личности, надо избегать.

 

К новым людям, с которыми вам предстоит общаться в течение длительного времени, надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь окончательно в оцет человека только на мнение других. Стремитесь сами тщательно разобраться в личности человека, соотнесите полученную информацию с вашим личным впечатлением. Это поможет избежать межличностных конфликтов, которые нередко возникают именно в результате неверно сформулированной у вас кем-либо негативной установки.

Барьер «боязни» контакта с человеком, вызванный беспокойством будет ли общение успешным. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но вам как-то неловко. Что делать в этом случае? Выход один. Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер (естественно, если нет принципиальных, конкретных разногласий). После того, как такой анализ будет проведен, вступайте в беседу, а затем обязательно проанализируйте: все ли в разговоре прошло успешно, непременно зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, связанные с низким уровнем общительности.

 

Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: «А правильно ли вас поймет партнер? Не возникнет ли у него неверного толкования цели вашего общения?» Причем здесь нередко исходят из того, что партнер вас обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения, которые могут пережить в результате вероятного непонимания, что, заметьте, теперь в собственном воображении выступает как неизбежная данность и др.

 

Что следует предпринять в этом случае? Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные акценты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

 

Барьер «неверных стереотипов». Нередко организовать продуктивное взаимодействие с человеком мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений. Скажем: «Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет».

 

От таких стереотипов надо ухолить. Стремитесь оценивать складывающуюся ситуацию общения в ее конкретном контекст это поможет преодолеть данный барьер.

 

Барьер «возраста». Типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослые не понимают того, чем живет ребенок, что являете причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Вспомните, как люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя в этом возрасте. А кто помоложе, раздражаются, посмеиваются, в результате возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен не только в семейных отношениях, но и в системе служебного взаимодействия. Мы должны знать, что такой барьер существует и не идти напролом, а учитывать его в процессе общения с людьми.

Что же следует помнить для преодоления этих психологических барьеров? Ответ не так уж сложен. В.А. Кан-Калик (1992) рекомендует следующее:

 

• Постарайтесь как бы «остановиться-оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении.

• Проанализируйте те стороны вашего общения с другими людьми, которые вам нравятся, и выделить те, которые, ваш взгляд, вызывают неудовлетворенность окружающих

• Стремитесь в процессе общения уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дидактизм, дистанционность и др.)

• Старайтесь меньше выяснять отношения, но вместе с тем стремитесь тщательно анализировать процесс их развития и устранять нежелательные элементы, ведущие к формированию барьеров; помните, что выяснение отношений - не самый удачный путь к их улучшению.

• Попытайтесь ответить на вопрос: «Каким видят вас другие люди?»

• Стремитесь, чтобы этот анализ был более адекватным реальному положению дел. Не забывайте, что психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются человеком, зато немедленно воспринимаются окружающими. Вы перестаете ощущать неверность своего поведения и уверены, что общаетесь нормально. Такие состояния, как правило, ведут к формированию определенных психологических комплексов в личности, что мешает ее успешной самореализации в обществе.

Информация о работе Психологические аспекты профессиональной деятельности