Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:49, курсовая работа
В рыночной экономике инновации выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью — генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок.
Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне. В наиболее общем виде инновации можно охарактеризовать как внедрение новшеств в производственную, заготовительно-сбытовую, маркетинговую, инвестиционную и финансовую деятельность организации.
Введение 2
1. Содержание понятия «инновация» 5
2. Функции инновации 11
3. Основные аспекты инновационной деятельности
3.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности 13
3.2. Организация управления инновационной деятельностью 17
3.3 Методы внедрения инноваций в организации 22
Заключение 26
Литература 28
Содержание
Введение
1. Содержание
понятия «инновация»
2. Функции
инновации
3. Основные
аспекты инновационной
3.1 Обоснование
необходимости инновационной
3.2. Организация
управления инновационной
3.3 Методы внедрения инноваций в организации 22
Заключение
Литература
Введение
В
рыночной экономике инновации выступают
как средство в конкурентной борьбе,
повышают имидж производителя. Без
инновационной деятельности немыслим
научно-технический прогресс. Инновационная
деятельность — это деятельность
по созданию, доведению научно-технических
идей, изобретений, разработок до результата,
который можно практически
Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне. В наиболее общем виде инновации можно охарактеризовать как внедрение новшеств в производственную, заготовительно-сбытовую, маркетинговую, инвестиционную и финансовую деятельность организации.
Актуальность исследования непосредственно связано с тем, что инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России.
Именно
в настоящее время Россия переживает
бум новаторства. На смену одним
формам и методам управления экономикой
приходят другие. В этих условиях инновационной
деятельностью буквально
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство, что характерно для централизованно управляемой экономики.
В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи[1]. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Цель работы – охарактеризовать основные рыночные факторы, которые определяют характер инновационной деятельности российских предприятий.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Необходимо также помнить, что рассмотрение процесса внедрения нововведения нельзя рассматриваться автономно от других процессов происходящих в организации, так как только комплексный (системный) подход позволит нам увидеть истинные проблемы и пути решения этих проблем.
Предмет исследования – процесс инновационной деятельности.
Объект
исследования – основные рыночные
факторы, влияющие на характер инновационной
деятельности.
1. Содержание понятия инновация
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Главное
внимание в инновационном менеджменте
уделяется выработке стратегии
инновации и мер, направленных на
ее реализацию. Разработка и выпуск
новых видов продукции
Инновационный
менеджмент призван гарантировать
наиболее эффективное использование
инноваций для обеспечения
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. Для уточнения понятия «инновации» познакомимся с различными взглядами на ее сущность.
В литературе насчитываются сотни определений «инновации». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
При этом выделяются такие признаки, как: масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий): закономерности процесса внедрения и т.п. Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (Руководство Фраскати).
Инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
Инновации
свойственны как динамический, так
и статический аспекты. В последнем
случае инновация представляется как
конечный результат научно-
Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Таким
образом, научно-технические разработки
и нововведения выступают как
промежуточный результат
Из сказанного следует, что инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны псе три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любою из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. При этом следует обратить внимание на два момента: на «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции; средства и предметы труда, технологии и организации производства и на «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.
Научно-технические
инновации должны: а) обладать новизной;
б) удовлетворять рыночному спросу
и приносить прибыль
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).
Различают три логические формы инновационного процесса: пробой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, а также в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует в свою очередь через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует, как минимум, два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, то его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный, выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первая фаза, в основном, включает в себя последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределится между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.
Диффузия инновации - это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам и распределяется между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т.п. В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами, например: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой: сложность, накопленный опыт внедрения и др.
Информация о работе Основные аспекты инновационной деятельности