Основные аспекты инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике инновации выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью — генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок.
Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне. В наиболее общем виде инновации можно охарактеризовать как внедрение новшеств в производственную, заготовительно-сбытовую, маркетинговую, инвестиционную и финансовую деятельность организации.

Оглавление

Введение 2
1. Содержание понятия «инновация» 5
2. Функции инновации 11
3. Основные аспекты инновационной деятельности
3.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности 13
3.2. Организация управления инновационной деятельностью 17
3.3 Методы внедрения инноваций в организации 22
Заключение 26
Литература 28

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент (готовая курсовая).docx

— 50.82 Кб (Скачать)

 

      Анализ  динамических процессов, происходящих во внутренней и внешней средах организации  при условии достаточно стабильной ситуации в экономике в целом, позволяет выявить взаимосвязь  между организационными и продуктово-технологическими изменениями с учетом целей, интенсивности  и масштабов последних.

      Результаты  анализа позволяют судить о влиянии  характера, интенсивности и масштабности научных, технических и технологических  нововведений на содержание и направленность организационных и управленческих нововведений. Первые являются своеобразным источником необходимости и возможности  последних, определяющим фактором их возникновения.

      Кроме этого организационно-управленческие изменения, обеспечивающие новые качества организационных структур управления инновационной деятельностью, как  правило, влекут за собой расширение сферы их компетенции и в итоге  повышение общего уровня инновационности  организации как в сравнении  с прежним уровнем, так и в  сравнении с конкурентами.

      Важным  моментом в решении организационных  вопросов инновационного менеджмента  в организации является выбор  конкретного типа организационной  структуры управления. Универсальной  организационной формы для всех видов инноваций нет. Но в зависимости  от сущности и характера определенного новшества можно выбрать наиболее эффективные организационные формы. Выбор будет зависеть от :

  • -    готовности организации к изменениям;
  • -   основных тенденций долгосрочной технологической политики;
  • -  наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;
  • -   степени восприятия состояния внешней среды и быстроты реакции на ее изменения;
  • -   состояния внутренних и внешних коммуникаций;
  • - климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.

      Практика  показывает, что организационные  формы, а также приемы и методы управления инновационной деятельностью  передовых организаций не имеют  каких-либо принципиальных различий и  не отличаются особым совершенством  по сравнению с другими. Но такие  организации, как правило, применяют  свои уникальные, наиболее отвечающие условиям и характеру их деятельности – периодичности нововведений, источникам инновационных идей, масштабам и  типу организационной структуры  в целом, характеру технологии, параметрам рынка новой продукции и т.д.

      Таким образом, выбор и создание новых  организационных форм инновационного менеджмента в организации представляет собой совокупность следующих процессов: формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной деятельности: определение сферы компетенции  этих служб; распределение обязанностей, ответственности и установление межфункциональных взаимосвязей как  внутри самой системы, так и с  другими подразделениями, прежде всего  со службой маркетинга. Одновременно осуществляется распределение конкретных видов работ внутри инновационных  служб.

      В зависимости от того, какие структуры  составляют организационную базу инновационного менеджмента, выделяются:

  • организации со специализированными структурами, обособленно управляющими инновационной деятельностью;
  • организации, не имеющие специализированных структур (функции инновационного менеджмента распределяются между традиционно существующими функциональными и производственными подразделениями);
  • организации со структурами смешанного типа, где существует специализированная служба, взаимодействующая с другими подразделениями и имеющая возможность реально воздействовать на них в сфере своей компетенции.

      Современная практика инновационного менеджмента  имеет примеры разнообразных  организационных форм, которые достаточно точно отражают уникальность внешних  и внутренних условий деятельности каждой организации. Среди множества  тенденций в этой области, реализуемых  компаниями промышленно-развитых стран  для усиления ориентации инновационной  деятельности на цели рыночной конкуренции, в качестве ведущих выделяются следующие  способы организации управления инновационной деятельностью:

  • организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инновационных» структур
  • использование «рыночно-стратегических» структур и их разновидностей
  • развитие форм горизонтальной координации, т.е. проектного управления[6].

      Как известно, одним из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных нововведений. Оно обеспечивается несколькими  способами:

  • во-первых, в рамках ранее сложившейся структуры при условии формирования соответствующих специализированных служб, возглавляющих этот процесс
  • во-вторых, во вновь создаваемых структурах, ориентированных именно на него.

      От  выбора того или иного варианта зависит  конкретная форма организации управления инновационной деятельностью, избираемая товаропроизводителем.

      В мировой практике инновационного менеджмента  все известные организационные  формы разработки и освоения нововведений условно подразделяются на несколько  больших групп:

  • специальные подразделения по разработке новых продуктов (впервые стали образовываться в 50-е годы)
  • группа внутриорганизационных венчурных подразделений (разновидность этой формы – центры по развитию новых сфер бизнеса)
  • подразделения, объединяющие границы хозяйственной деятельности и позволяющие достигнуть высокого уровня рационального сочетания рутинного и инновационного процессов в рамках конкретного производства с учетом его специфики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Методы внедрения  инноваций в организации 

     Одно  из существенных ограничений, которое  должен учитывать современный руководитель, — невозможность существования  организации (длительно и эффективно) без изменений. Реформирование может  проводиться двумя способами: 1) медленные эволюционные изменения; 2) динамичные, резкие и за короткое время революционные изменения.

     К процессам совершенствования управления возможны различные подходы. И один из них — инновационный. В связи  с возрастающим значением инновационной  деятельности актуализируется необходимость  исследования проблематики управления совершенствованием систем управления (метауправления) в качестве самостоятельной  задачи развития управления[7]. Объектом управления при этом является, прежде всего, организационная структура управления совершенствованием, планирование совершенствования. Методологической основой метауправления становятся знания уже не столько закономерностей развития объекта управления, сколько теории и методологии управления развитием, их обогащение и творческое применение.

     В процессе управления развитием используются разнообразные модели. Среди них  особое значение имеют модели процессов  решения проблем (как общей методологической основы проблемно-ориентированного подхода  к управлению развитием), а также  модели внесения изменений в систему  управления.

     Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для постановки задачи принятия решений. Наиболее значимые элементы описания проблемной ситуации следующие:

  • основные симптомы и условия ситуации (например, прогулы, текучесть, невыполнение приказов — это симптомы более глубоких проблем);
  • сущность проблемы;
  • возникновение и развитие проблемой ситуации;
  • актуальность и срочность решения проблемы;
  • степень полноты и достоверности информации.

     Проблемы  могут быть квалифицированны по следующим  признакам.

     По  характеру достигаемых  целей — экономические, социальные, организационные, технические.

     По  степени влияния на производственную систему (глубине) – стратегические, текущие, оперативные.

     По  степени новизны — стандартные, нестандартные.

     По  степени определенности процесса решения — программируемые (алгоритмически разрешимые), не программируемые (алгоритмически неразрешимые).

     По  степени структуризации — с четко определенной структурой, с плохо очерченной.

      Состав  проблем и их характеристики в  значительной мере определяются общей  постановкой задачи развития системы. Постановка задачи осуществляется на основе системного анализа и определяется ролью и местом (целевым назначением) системы и ее взаимосвязью с окружающей средой.         При этом в каждом конкретном случае в зависимости от целей исследования определяется связь окружающей среды с рассматриваемой системой по различным признакам.

     Схема анализа ситуации в целях общей  постановки задач развития системы  приведена на рисунке 2.

     Изменения в системе  управления производятся с помощью трех типов моделей: планов, программ, проектов. Наиболее детальная  и всесторонняя проработка системы  управления возможна при использовании  проектного метода. По своей сути проектирование — это процесс, упреждающий развитие, и в этом смысле оно может быть средством его ускорения. 
 
 

     

     

     

       

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     Рисунок 2.  Схема анализа  ситуации

     Существует  несколько методов, которые применяются  при внедрении инноваций:

     1. Принудительный метод. Предусматривает  использование силы для преодоления  сопротивления со стороны персонала.  Это дорогостоящий и нежелательный  процесс в социальном плане,  но дающий преимущества во  времени стратегического планирования. Используется в условиях резкого  дефицита времени и только  в тех случаях, когда природа  сопротивления ясна и откровенного  проявления силы не требуется.

     2. Метод адаптивных отклонений. В  рамках этого подхода стратегические  изменения происходят путем постепенных  незначительных перемен в течение  длительного периода. Процессом  руководит не высшее начальство, а специально созданная проектная  группа. В любой конкретный момент  сопротивление, хотя и слабое  все же будет. Конфликты разрешаются  путем компромиссов, сделок и  перемещений в руководстве. 

     Эффективен в состоянии внешней среды, когда опасность или благоприятные возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет.

     3. Управление кризисной ситуацией.  Метод может быть использован  в ситуации, когда администрация  находится в кризисной ситуации, например, изменения во внешней  среде угрожают ее совершенствованию,  и она оказалась в жестоком  цейтноте.

     4. Управление сопротивлением. Если  принудительный и адаптивный  методы являются крайними мерами  проведения изменений, то этот  метод промежуточный и может  быть реализован в сроки, диктуемые  развитием событий во внешней  среде. Продолжительность процесса  изменений должна учитывать имеющееся  время. 

     Таблица 2

     Сравнение методов внедрения  инноваций

Метод Условия применения Преимущества Недостатки
Принудительный Большая срочность Быстрота изменений Большое сопротивление
Адаптивный Небольшая срочность Слабое сопротивление Медленность
Кризисный Угроза существования Слабое сопротивление Жесткий дефицит  времени. Риск неудачи
Управление  сопротивлением Средняя срочность Подгонка к  моменту Сложность

Информация о работе Основные аспекты инновационной деятельности