Основные аспекты инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике инновации выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью — генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок.
Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне. В наиболее общем виде инновации можно охарактеризовать как внедрение новшеств в производственную, заготовительно-сбытовую, маркетинговую, инвестиционную и финансовую деятельность организации.

Оглавление

Введение 2
1. Содержание понятия «инновация» 5
2. Функции инновации 11
3. Основные аспекты инновационной деятельности
3.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности 13
3.2. Организация управления инновационной деятельностью 17
3.3 Методы внедрения инноваций в организации 22
Заключение 26
Литература 28

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент (готовая курсовая).docx

— 50.82 Кб (Скачать)

     Одним из основных факторов распространения  любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим  окружением, существенным элементом  которого являются конкурирующие технологии[2].

     Для быстрого распространения инновации  нужна развитая инфраструктура.

     Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью  и занятыми этой деятельностью организационными структурами, а также их персоналом.

Для него, как и для любой другой области  менеджмента, характерны:

  • постановка цели и выбор стратегии:
  • четыре стадии цикла - планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

Наглядно это  можно представить следующим  образом (схема 3):  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Схема 1 Стадии инновационного менеджмента 

     
  1. Планирование: составление плана реализации стратегии;
  2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла; постановка задач перед сотрудниками; организация работы;
  3. Исполнение: осуществление исследований и разработок; реализация плана;
  4. Руководство: контроль и анализ; корректировка действий.

    2.Функции  инновации 

      Инновация — это экономическая категория. Как категория (греч. kategoria — высказывание, суждение) инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.

     Сущность  категории проявляется в ее функциях. Функция (лат. functio — исполнение, совершение) экономической категории выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

     Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в  новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в  результате такого обмена, во-первых, покрывают  расходы по созданию и продаже  инноваций, во-вторых, приносят прибыль  от реализации инноваций, в-третьих, выступают  стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

     Исходу  из этого можно сказать, что инновация  выполняет следующие три функции:

  • воспроизводственную;
  • инвестиционную;
  • стимулирующую.

     Воспроизводственная функция означает, что инновация  представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

     Денежная  выручка, полученная от продажи инновации  на рынке, создает прибыль, которая  выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности  инновационного процесса.

     Прибыль может направляться на расширение объемов  производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Эти направления использования  прибыли отражаются в «Плане денежных потоков хозяйствующего субъекта». Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

     Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным  направлениям, в том числе и  в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для  извлечения прибыли. Этот капитал может  направляться на финансирование, как  всех инвестиций, так и конкретно  новых видов инноваций. Таким  образом, использование прибыли  от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

     Получение прибыли за счет реализации инновации  прямо соответствует целевой  функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом к новым инновациям; побуждает  постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами.  Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации. 
 
 
 
 

3. Основные аспекты инновационной деятельности

    3.1 Обоснование необходимости инновационной деятельности 

     Процесс инновационной деятельности и внедрения  инноваций происходит на любой стадии производственной деятельности. Причем невозможно говорить только о лабораторных разработках, т.к. опытный и квалифицированный менеджер прекрасно понимает, что успех существования организации на рынке зависит во многом от того, как будет происходить внутри организации инновационная деятельность, которая включает в себя не только производственные системы, но также коммуникационные, управленческие, распределительные и др.

     Современная российская экономика все еще  характеризуется, как неустойчивая, с большим показателем риска  и неблагоприятная для иностранных  инвесторов. Основными причинами  данного явления можно определить:

  • незавершенность экономических преобразований;
  • слабость рыночных инструментов экономики;
  • сохранение экономических отношений с внешним миром,
  • возрастание неравномерного развития регионов;
  • катастрофический спад производства;
  • отсутствие на всех уровнях управления систем менеджмента, ориентированного на повышение качества, ресурсосбережение, социальное развитие, конкурентоспособность;

    - ориентация развития российской экономики не на активацию инновационной деятельности, а на факторы производства и инвестиционную политику[3].

     Последний аспект в большей степени влияет на развитие российской экономики. Факторы  производства и инвестиции должны быть не целью функционирования большинства  российских социально-экономических  систем всех уровней иерархии, а средством резкого роста количества и эффективности инноваций и повышения за счет этого благосостояния людей.

        Инновационный менеджмент – управленческая  деятельность, ориентированная на  получение в производстве нового  положительного качества различного  свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и  др.) в результате разработки и  реализации неординарных управленческих  решений[4].

     Основная  задача инновационного менеджмента  – управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного  и количественного изменения  в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном  продукте[5].

     Кроме этого одной из важнейших задач  инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность  организации.

     Основные  элементы инновационной среды:

  • собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
  • товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
  • инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
  • соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

Особое  внимание уделяется внутренней инновационной  среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.

     Любые изменения всегда приносят в стабильную и оптимальную, с точки зрения статики, систему неопределенности, нестабильности, которые принято характеризовать как состояние кризиса. Долгое время в процессах управления на кризис начинали реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и катастрофу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих организаций все более явственно прослеживается стратегия упреждения. Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий.

      Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два основных аспекта:

  • во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества;
  • во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области эксплуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экономического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной деятельности в организации.

Инновационная деятельность – это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов  управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и  предметов труда, технологических  процессов и форм организации  производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием  и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию  комплекса взаимообусловленных  мероприятий, направленных на ускорение  интенсивного развития НТП и повышение  его социально-экономической эффективности[6].

     Под инновационной деятельностью в  процессах разработки, освоения и  реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно  связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических  знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается  с доведением научных, технических  идей, разработок до конкретной продукции  и технологии, пользующейся спросом  на рынке.

     Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инновационной  деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного менеджмента. 

       

3.2. Организация управления  инновационной деятельностью 

      Успешность  внедрения инноваций в производственный процесс во многом зависит от понимания  роли и значения инновационной деятельности.  Усиление важности технологических  факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение  в соответствующем качественном преобразовании организационных структур управления. При этом особое значение приобретает оценка взаимозависимости  изменения данных структур и конкретного  типа инновационной стратегии, избираемого  организацией. Результаты оценки необходимы для решения задач эффективного управления инновационной деятельностью  на всех этапах жизненного цикла нововведений в рамках принятой стратегии.

Таблица 1

     Влияние интенсивности и  масштабов нововведения на  организационную  структуру управления

      
Интенсивность и масштабы нововведений Организационные нововведения
Освоенная продукция

Освоенная технология

Освоенный рынок

Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации
Новая продукция

Освоенная технология

Освоенный рынок

Разработка  продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается  новая проектная группа
Освоенная продукция

Освоенная технология

Новый рынок

Существующая  организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта
Новая продукция

Освоенная технология

Новый рынок

Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР  и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой продукции может осуществляться с помощью имеющихся производственных мощностей
Новая продукция

Новая технология

Освоенный рынок

Может быть организована группа новой продукции из персонала  служб НИОКР, производства, в своей  деятельности она использует службы маркетинга и сбыта
Новая продукция

Новая технология

Новый рынок

Новое направление  хозяйственной деятельности требует  совершенно новой организации в  форме подразделения с венчурным  финансированием, либо нового отделения, дополняющего существующую организационную  структуру

Информация о работе Основные аспекты инновационной деятельности