Психологические аспекты профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:12, лекция

Краткое описание

1.Психологические основы управленческой деятельности
2. Принципы делового общения в коллективе
3. Психология организации труда руководителя

Файлы: 1 файл

MDK_dlya_TER_konspekty_lektsy.docx

— 92.19 Кб (Скачать)

 

Каждый человек обладает способностью думать. На человеке лежит ответственность за принятие решений о том, что он хочет в жизни, поскольку каждый человек, за исключением людей, имеющих тяжелые травмы головного мозга, обладает способностью мыслить, разрешать проблемы, принимать решения. Вся жизнь человека в конечном итоге зависит от принятого им решения о том, какой она может быть и какой ее человек хочет видеть.

Э. Берн открыл три различных способа существования человека в мире, каждый из которых состоит из набора мыслей, чувств и поведения. Если человек мыслит, чувствует и ведет себя, копируя одного из родителей или других взрослых, которые учили его жить, он находится в эго-состоянии Родителя. Если же он думает и действует, исходя из принципа «здесь и теперь», реагирует на то, что происходит вокруг него, используя свой потенциал взрослой личности, он проявляет свое эго-состояние Взрослого. Если же его мысли чувства и поведение похожи на то, что он обычно делал в детстве, он перемещается в эго-состояние Ребенка.

 

Таким образом эго-состояние - это совокупность связанных друг с другом мыслей, чувств и поведения человека, способ существования и проявления одной из трех частей личности в данный момент времени.

 

Эти три эго-состояния позволяют человеку быть гибким. Нельзя сказать, что какое-то из них лучше или хуже. Зрелый человек использует их все - в зависимости от конкретной ситуации. Каждое эго-состояние необходимо человеку как важная неотъемлемая часть структуры его личности. В чем состоит их ценность?

 

Эго-состояние Родителя несет в себе все богатство человеческого опыта, передающееся из поколения в поколение, моральные убеждения и модели поведения. Это наша память, традиционное видение мира и жизни. Оно основано на заботе о сохранении человеческого рода, культурных и семейных традициях и возникает еще в детском возрасте, задолго до того, как человек становится папой или мамой.

 

Чисто внешне Родитель проявляет себя весьма явно и, прежде всего, через даваемые указания: «Делай то, но не делай этого...»; «Всегда...»; «Никогда...»; «Будь осторожен...»; «Замолчи...»; «Прекрати это сейчас же!»; «Я не позволю так с собой обращаться!»; «Я вам помогу...» и т. п. Его речь изобилует поговорками и клише: «Это смешно и глупо...»; «Все мужчины...»; «Вы никогда ничего не делаете путного...»; «Начальник всегда прав...»; «Семь раз отмерь и один раз отрежь!»

 

Любимыми жестами Родителя являются: вытянутый указательный палец, покачивание головы, поглаживание по спине и по голове, сжимание в своих объятиях, подмигивание, сморщенные брови. Наиболее часто встречаемые позы: руки на бедрах или скрещенные на груди, подпертый руками подбородок, ноги широко расставлены.

 

Когда включается Эго-состояние Взрослого, человек реагирует на ситуацию «здесь и теперь» и использует все возможности, свойственные зрелому человеку. В этом состоянии люди обычно спокойны, не выражают эмоций, задают вопросы по содержанию: «Что?», «Кто?», «Когда?», «В чем заключаются факты?» Любимыми фразами становятся: «Я согласен...»; «Вот мое мнение...»; «Я взвешу все за и против...»; «Подождите, я прикину...». Тело Взрослого тоже имеет свои сигналы: гармоничное сочетание расслабленности и напряжения в позе и движениях, голова не наклонена (Ребенок) и не приподнята (Родитель), а прямая, спокойный взгляд, ступни ног на полу, руки открыты, верхняя часть туловища наклонена вперед (выражение заинтересованности).

 

Ребенок - это мир эмоций и чувств: иррациональных страхов, тревог, грусти и гнева, радости, энтузиазма, нежности и любви. Это игра воображения и кладезь творчества, креативности. Именно Ребенок - источник наших побуждений, спонтанности, творческих порывов, теплоты, страстей, подчинения или бунта, пронырливости и хитрости.

 

Ребенок обнаруживает себя в первую очередь через позы и жесты: согнет ноги под стулом, небрежно кивнет в ответ на приветствие, испугавшись, напряженно сведет плечи, досадуя, будет выкручивать себе руки, забывшись, станет почесываться, скучая - жонглировать карандашом или рисовать что-либо во время совещания. Его любимые выражения: «Я хочу»; «Прекрасно»; «Я боюсь»; «Я должен»; «Оставьте меня в покое!»; «Проклятье».

 

Ценность структурного анализа состоит в том, что, внимательно наблюдая за внешними реакциями человека (вербальными и невербальными), можно определить, что он чувствует, и понять некоторые важные мысленные паттерны. Ведь суть модели эго-состояний и заключается в том, что она позволяет нам установить надежную связь между мыслями, чувствами и поведением.

 

 ТЕХНОЛОГИЯ СПОНТАННОСТИ  Ф.ПЕРЛЗА

В основе гештальттерапии лежат психоаналитические идеи, вместо того чтобы искать корни проблем в прошлом своих клиентов, Ф. Перлз начал всматриваться в настоящее, в то, как человек приспосабливается, живет и взаимодействует в мире.

 

 Немецкое слово «гештальт» достаточно сложно перевести на русский язык; его значение можно передать словами «система», «структура».

Человек воспринимает реальность, окружающую его как всеобъемлющее единство значения, реагируя на окружающие предметы, доступные восприятию. Это окружение представляет собой стимулы, на которые направлено внимание субъекта, и стимулы, которые находятся вне поля его внимания.

Согласно взглядам Ф. Перлза, личность состоит из множества частей, что делает ее уникальной, неповторимой. От рождения человеку дано единое, целостное личностное начало, но по мере роста и развития разнообразные переживания, чувства, страхи ведут к потере некоторых частей личности. Это «расщепление» порой очень тягостно, и гештальттерапия помогает человеку вновь интегрировать расщепленные части в некое целостное единство.

 

В центре внимания гештальттерапии - восстановление жизнерадостности и жизненной силы. При этом гештальттерапевты полагают: у каждого человека, осознающего свои проблемы, есть внутренние ресурсы (энергия), необходимые для саморегуляции. Если вы думаете или говорите о своей слабости, зависимости, неспособности жить счастливо, значит, у вас есть скрытые механизмы саморегуляции здоровья. Обращение за помощью само по себе - это уже сигнал: у человека есть достаточно энергии для достижения состояния целостности и приведения в действие процесса саморегуляции.

В гештальттерапии полагают: главный мотив, побуждающий к поляризации, - борьба со страхом. Средства этой борьбы - контроль окружающей среды и себя самого.

Отрицание некоторых частей своей личности происходит через механизм идентификации: идентифицируясь с одним полюсом, индивид отрицает другой. При этом происходит блокада энергии, человек испытывает ощущение безвыходности и не в состоянии решать возникающие проблемы. Это тупик, за которым - скрытый внутриличностный конфликт. Гештальттерапия помогает человеку восстановить равновесие. Для этого надо реабилитировать ранее отверженные части и вновь принять их. Этот процесс принятия ранее отвергаемых частей личности и восстановление внутренней целостности и называют интеграцией. Восстановить внутреннюю целостность непросто, так как стимул к отвержению сидит внутри; и нужно преодолеть сопротивление старых установок. Лучшее средство расстаться с отжившим, уже ненужным - признать его несомненную пользу в прошлом и, не отвергая своего же жизненного настоящего.

 

ТЕХНОЛОГИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Дж. Гриндер И Р. Бэндлер обратили внимание на то, что делали талантливые психотерапевты и как происходили изменения в людях. Теоретические постулаты психотерапевтических подходов уходили при этом на второй план. В фокусе анализа был процесс позитивного изменения обратившегося за помощью человека. Может быть, именно поэтому математику и лингвисту удалось сделать то, в чем неоднократно терпели фиаско профессионалы, которые не могли понять, «как они делают то, что делают».

 

Документально представив процесс изменения во взаимодействии между психотерапевтом и клиентом, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер сумели выделить в нем структурные элементы, позволяющие ответить на вопросы: «Как добиться успешных изменений?», «Как изменить взаимоотношения к лучшему?» В центре внимания при этом оказывается сам процесс взаимодействия, который приводит к совершенным результатам.

 

На основе длительных и тщательных наблюдений были получены операциональные схемы, сложным образом связанные с математикой, физикой, нейрофизиологией и лингвистикой. Однако сами по себе схемы успешного взаимодействия и изменения коммуникации оказались не только удивительно эффективными, но и достаточно простыми. Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей, заинтересованных в совершенствовании коммуникации, могут использовать знаменитые техники НЛП и добиваться эффективных результатов.

 

Сам по себе термин «НЛП» достаточно сложен. Слово программирование пришло из информатики, однако по аналогии оно вполне адекватно используется и при описании функционирования мозга. Ведь и мозг, и программа ЭВМ действуют согласно записанной последовательности операций. Когда ребенок учится говорить или ходить, он усваивает определенную цепочку действий и движений. Вся наша жизнь - это постижение более или менее эффективных программ: вождения автомобиля, владения иностранным языком или кулинарным искусством. Термин нейро - из неврологии. И его использование вполне правомерно, поскольку в науке доказано, что, когда человек думает или действует, имеет место активная деятельность нейронов мозга.

Слово лингвистическое отсылает нас к языку - средству кодирования мышления, благодаря которому мы можем не только структурировать мысли, но и выражать их. Лингвистика позволяет узнать, как строятся и разворачиваются наши программы.

 

НЛП -технология коммуникации и изменения через изучение структуры субъективного опыта человека.

Р. Бэндлер и Дж. Гриндер хотели разработать модель исключительно успешного поведения, которую можно было бы воспроизводить и использовать. Психологи в первую очередь пытались понять, каким образом человек формирует свои уникальные представления о жизненной реальности. Ведь мы все живем в одном мире, а наше видение его подчас абсолютно разное: одно и то же событие может вызвать совершенно противоположные реакции. Субъективный мир человека, существующий в неповторимых формах и конструкциях и составляющий «собственный» опыт индивида, в НЛП стали называть «картой реальности». Исследование уникального мира человека называют в НЛП изучением структуры субъективного опыта.

 

Раскодировав структуру этого опыта, изучив его схемы, создатели НЛП познали секреты и алгоритмы средств воздействия на внутренний субъективный опыт человека. Была описана технология вмешательства, основанная на моделях «краткосрочной терапии», быстро избавляющей клиента от проблем.

Дух НЛП составляют его основные положения: гармония и согласованность; гибкость; выбор; открытость и толерантность; ориентированность на результат; точность и позитивное видение мира. Познакомимся с ними поближе.

 

Гармония и согласованность. Поскольку человек - это целостная система, его внешнее поведение (действия) воздействует на внутренние процессы (мысли) и внутренние состояния (эмоции). В то же самое время внешнее поведение (действия) испытывает на себе влияние со стороны внутренних процессов (мыслей) и внутренних состояний (эмоций).

Если я буду выстраивать свою жизнь в соответствии с главными целями, можно говорить о внутренней согласованности целей и устремлений. Когда мне это удастся, я обрету гармонию и смогу согласованно взаимодействовать с вами. Таким образом, внутренняя гармония инициирует внешнюю согласованность- процесс согласования взаимоотношений с другими и приводит к результату - гармоничному взаимодействию, о котором в народе говорят: «живут душа в душу».

 

Основные положения отражены в базовых постулатах, или аксиомах, НЛП:

1. Смысл коммуникации - в  ответной реакции собеседника.

2. Карта реальности - это  не сама реальность.

3. Язык - лишь вторичное  представление опыта.

4.  Невербальный язык - самый правдивый источник информации.

5. Поведение - это еще не сам человек.

6. Каждый выбирает и делает лучшее из того, на что он способен.

7. Человек способен к адаптации.

8. Поведение изменяется в соответствии с контекстом.

9. Каждое действие имеет позитивное намерение и поэтому полезно и значимо.

10. Тело и разум - единая кибернетическая система.

11. Чем больше выборов, тем больше свободы.

12. У каждого есть ресурсы для изменения.

13. Все, что возможно в этом мире, возможно и для меня.

14. Взгляните на неудачу как на обратную связь.

 

ПСИХОГЕНЕТИКА. ТЕХНОЛОГЯ ЧАМПИОНА ТОЙЧА.

Согласно его основной идее, генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные модели поведения. Сведения об опыте предков сохраняются вместе с информацией о внешности в молекуле ДНК. Каждый человек имеет свое основное внутреннее направление - уникальное соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и «играет» свои роли - независимо от собственных сознательных реакций и интерпретаций. Бессознательные ожидания, спрятанная враждебность, вина, страх или желание смерти «притягивают» потенциальных партнеров. С ними-то и кружит человек в лабиринтах непонимания, недугов и ненависти. И дело не поправить, решая лишь конкретные проблемы, как это делают большинство классических и современных направлений психотерапии. В биографии человека или его потомков конфликты будут проигрываться снова и снова - до тех пор, пока не будет изменено его основное жизненное направление. Психогенетика утверждает: пока мы не осознаем негативных программ своего генетического кода, так и будем оставаться жертвами обстоятельств, случайных встреч, чьей-то злой воли. Осознавание негативных аспектов своей генетической программы помогает стать хозяевами своей жизни и собственными руками, умом и волей создавать свое настоящее и будущее благополучие.

Информация о работе Психологические аспекты профессиональной деятельности