Автор: m************@yandex.ru, 02 Декабря 2014 в 16:28, курсовая работа
Цель исследования: выявить психологические особенности учебной деятельности школьников.
Задачи исследования:
- изучить психологические основы учебной деятельности;
- исследовать учебную деятельность с психологической точки зрения.
Актуальность исследования заключается в том, что обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения.
Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение научных знаний и способов деятельности.
В отечественной психологии процесс обучения рассматривается как процесс овладения детьми социальным опытом, что составляет основу формирования человека как личности.
Основоположниками психологической теории учебной деятельности являются отечественные психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин и др. Ее разработчики определили новую проблему в теории обучения – изменения самого субъекта деятельности в процессе действий.
Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Учебная деятельность, соответственно, направлена на самого обучающегося как ее субъекта и предполагает совершенствование, развитие, формирование его как личности. Содержанием учебной деятельности являются научные понятия, законы науки, общие способы решения конкретных практических задач.
Важнейшим критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, поскольку она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Также трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно педагога-воспитателя.
Требование психологизации образовательного процесса становится особенно важным в современных условиях. В программах обучения и воспитания учащихся (школьников, студентов) акцент делается на развитие мыслительных качеств (психолого-педагогическая задача), которые позволят обучаемому получать знания и умения. Также важно не просто привлечь внимание педагога к профессиональной рефлексии, но и научить его, как это можно делать.
Цели обучения и воспитания являются по отношению к системе обучения и воспитания внешним компонентом: их задает общество, которое определяет эффективность функционирования этой системы.
Объект исследования - процесс учебной деятельности.
Предмет исследования – психологические основы учебной деятельности.
Цель исследования: выявить психологические особенности учебной деятельности школьников.
Задачи исследования:
- изучить психологические основы учебной деятельности;
- исследовать учебную деятельность с психологической точки зрения.
Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение педагогической, психологической и методической литературы.
Методологической базой исследования явились труды ведущих психологов и педагогов по теме исследования.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что исследование может быть использовано школьными психологами.
Практическая значимость: Работа может быть использована школьными психологами и педагогами при организации школьного обучения.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика [15, С.98].
По уровню достижения цели учебная деятельность делится на два звена: учение и обучение.
Завершенность учебной деятельности определяется данными дидактической диагностирующей деятельности.
Учебная деятельность является своеобразным инструментом передачи накопленных научных знаний последующим поколениям. Человек не вечен, ему отведено определённое время жизни. Накапливаемый информационный опыт хранится у человека в памяти, естественно, после его смерти также знания теряются вместе с ними. Новые поколения не имеют достаточного опыта и знаний. Это является главной причиной естественной потребности передачи существующих в обществе знаний последующим поколениям. Этими образовательными процессами управляет человек, который занимается учебной деятельностью. Преподавателей условно можно поделить: по тематике научных знаний, способу обучения, квалификационному уровню, стилю изложения информации и так далее. Учебная деятельность даёт возможность получать специалистов, имеющие базовые теоретические знания в своей специализации. Охват учебной деятельности зависит от развития самой науки. То есть, наука в процессе накопления знаний постоянно расширяется и разветвляется. Каждое научное открытие порождает новые вопросы и пути изучения. Новое ответвление спустя время (если изучение развивается) снова подвергается разделению. В итоге, с расширением науки, учебная деятельность то же нуждается в своём развитии. Получаемый информационный опыт должен подтверждаться, оптимизироваться, обобщаться, обретать правильную форму последующего его изложения, после чего преподноситься человеку для усваивания. Но и тут имеются свои проблемы. Со стремительным увеличением научной информации возникает нехватка времени и ресурсов на её естественную переработку. А это также влияет на актуальность её подачи [1, С.45].
Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития (Выготский Л.С., 1996). Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности (Рубинштейн С.Л. 1999; аннотация; Леонтьев А.Н., 2001; аннотация) в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития". Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова (Давыдов В.В., 1986; аннотация; Эльконин Д.Б., 2001).
Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной УД как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации УД.
Иными словами, субъектность ученика
проявляется в его способности воспроизвести содержание, путь, метод
теоретического (научного) познания.
В концепции УД (в отличие от дидактических
концепций) заложены предпосылки для понимания
ученика как субъекта познания. Сам образовательный
процесс трактуется не как трансляция
научных знаний, их усвоение, воспроизводство,
а как развитие познавательных способностей,
основных психических новообразований.
Развивает не само знание, а специальное
его конструирование, моделирующее содержание
научной области, методы ее познания.
Учебный предмет не просто содержит систему знаний, но особым образом (через построение предметного содержания) организует познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразований. Субъектная активность ученика (ее направленность, характер проявления) задается способом организации познавательной деятельности как бы извне. Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. За учеником закрепляется роль познающего мир в специально организованных для этого условиях. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик. Признавая за учеником право быть субъектом познания, авторы этой концепции реализацию этого права по сути дела переносят на организаторов обучения, которые определяют все формы познавательной активности.
Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению. В.В.Давыдова и его последователей, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение авторы называют развивающим (Давыдов В.В., 1986; аннотация). Источник этого развития лежит вне самого ребенка - в обучении, причем специально сконструируемом для этих целей.
В концепции В.В. Давыдова цель образования представлена более широко, а главное, более психологично. Это не просто познание окружающего мира, существующего по своим объективным законам, а присвоение учеником общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, воспроизводство образовательной культуры, куда входят не только знания, но и общественно выработанные ценности, нормативы, социально значимые ориентиры
Формирование у учащихся основных понятий
учебного предмета в процессе учебной
деятельности строится как движение по
спирали от центра к периферии, где в центре
находится абстрактно-общее представление
о формируемом понятии, а на периферии
это общее представление конкретизируется,
обогащается частными представлениями
и тем самым превращается в подлинное
научно-теоретическое понятие.
Такое структурирование учебного материала
принципиально отличается от обычно применяемого
линейного способа (индуктивного), когда
обучение идет от рассмотрения частных
фактов и явлений к их последующему эмпирическому
обобщению на завершающем этапе изучения
того или иного понятия. Это общее представление,
которое возникает на завершающей ступени,
не направляет и не помогает ему в изучении
частных представлений и понятий и, кроме
того, оно не может быть развито и обогащено,
так как появляется в конце процесса изучения.
Иначе происходит процесс обучения с
помощью учебной деятельности. Вводимое
на начальной ступени изучения фундаментального
понятия, абстрактно-общее представление
об этом понятии в дальнейшем обучении
обогащается и конкретизируется частными
фактами и знаниями, служит для учащихся
ориентиром в течение всего процесса изучения
данного понятия и помогает осмыслить
все вводимые в дальнейшем частные понятия
с точки зрения уже имеющегося общего
представления.
Сущность УД состоит в
том, что её результатом является изменение
самого учащегося, а содержание УД заключается
в овладении обобщёнными способами действий
в сфере научных понятий. Дальнейшее развитие
эта теория получила в результате многолетних
экспериментальных исследований, выполненных
под руководством Д.Б. Эльконина и В.В.
Давыдова, которые доказали, что возможности
младших школьников в усвоении научно-теоретических
знаний недооценивались, что такие знания
им вполне доступны. Поэтому основным
содержанием обучения должны стать научные,
а не эмпирические знания; обучение должно
быть направлено на формирование у учащихся
теоретического мышления.
Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Учебную деятельность нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (в игровую, трудовую, спортивную и т. п.). Учебная деятельность предполагает усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых школьниками и студентами с помощью учителей и преподавателей. УД реализуется в тех учебно-воспитательных учреждениях (школах, институтах, университетах), которые способны давать своим выпускникам достаточно полноценное образование и которые нацелены на развитие у них способностей, позволяющих ориентироваться в различных сферах общественного сознания (до сих пор УД слабо представлена во многих российских учебно-воспитательных учреждениях).
Согласно Д.Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории УД,
Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл (Эльконин Д.Б., 1974. С. 18-46).
Известно, что знания, умения и навыки человек получат не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении театра, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего УД.
Информация о работе Психологические основы учебной деятельности